Главная
АИ #44 (174)
Статьи журнала АИ #44 (174)
Повышение профессиональной компетентности психологов за счет овладения элементам...

Повышение профессиональной компетентности психологов за счет овладения элементами психотехники актерского мастерства

Рубрика

Психология

Ключевые слова

актерское мастерство
психология
метод
терапия
профессиональный рост
психологическая практика

Аннотация статьи

Повышение профессиональной компетентности специалистов в области психологии является одной из ключевых задач современного образования и практики. В последние годы все больше внимания уделяется нестандартным методам и подходам в обучении и работе психологов. Одним из потенциально перспективных направлений является интеграция элементов психотехники актерского мастерства в психологическую практику. Внедрение актерских психотехник может дать психологам новые инструменты для разработки глубокой эмпатии, понимания мотивов и переживаний клиентов, а также для повышения своей рефлексивной способности в терапевтическом процессе. Несмотря на очевидные преимущества такой интеграции, также важно учитывать возможные ограничения и сложности этого подхода. В этой статье мы рассмотрим, как элементы актерского мастерства могут обогатить практику психолога, предоставив новые методики и подходы к работе с клиентами и углублению своего профессионального роста.

Текст статьи

Актуальность исследования

В условиях постоянной динамики и изменчивости современного мира психологи сталкиваются с растущими требованиями к профессиональной компетентности, адаптивности и гибкости в своей практике. Особенное значение приобретает поиск новых подходов и методик, которые могут способствовать эффективности психотерапевтической работы.

Элементы психотехники актерского мастерства, веками оттачиваемые на сценах театров, могут предложить психологам уникальные инструменты для глубокого понимания человеческой психики. Актерская психотехника позволяет индивиду осознавать и управлять своими эмоциями, а также погружаться в переживания других, что делает ее потенциально бесценным инструментом для психологов.

Тем не менее, до настоящего времени интеграция психотехник актерского мастерства в психологическую практику остается малоизученной и не получила должного распространения. Учитывая возрастающую потребность в инновационных методах и подходах в психотерапии, исследование этой интеграции становится особенно актуальным.

Таким образом, изучение и внедрение актерских психотехник в профессиональную деятельность психологов может не только обогатить арсенал методов психотерапевтической работы, но и сделать процесс взаимодействия с клиентами более глубоким, эмпатичным и результативным.

Цель исследования

Основной целью настоящего исследования является глубокий и комплексный анализ потенциального вклада элементов психотехники актерского мастерства в повышение профессиональной компетентности психологов.

В рамках заданной цели нас интересует теоретическое обоснование применимости психотехнических методик актерского мастерства в психологической практике, что предполагает анализ исторического контекста их развития, основных принципов и механизмов действия с учетом потенциальных точек пересечения с психотерапевтической деятельностью. Эмпирическая сторона исследования будет фокусироваться на оценке эффективности применения актерских психотехник в психотерапии, а именно на их вкладе в повышение качества терапевтического процесса, улучшение коммуникативных навыков психолога и глубину понимания проблем пациентов. Дополнительно, важным аспектом будет адаптация и модификация актерских психотехник для нужд психологической практики, что включает в себя определение тех элементов, которые могут требовать коррекции для эффективной интеграции, а также разработку методических рекомендаций по их применению. В конечном итоге, исследование стремится к формированию научно-обоснованной концепции интеграции психотехнических элементов актерского мастерства в психологическую деятельность, обогащая инструментарий специалиста и открывая новые горизонты для профессионального развития в области психотерапии.

Материал и методы исследования

В основу данного исследования положен комплексный подход, сочетающий как теоретический анализ, так и эмпирическую проверку. Инициация исследования началась с глубокого изучения научной литературы по актерскому мастерству. Это позволило получить представление о ключевых принципах и механизмах актерской психотехники и выявить потенциальные точки пересечения с психотерапевтической практикой.

На основе изученного материала был сформирован инструментарий для эмпирической проверки гипотезы. Данный инструментарий включал в себя стандартизированные психологические тесты и опросники, специфически адаптированные под задачи данного исследования. Применение этих методик осуществлялось в рамках собственной психотерапевтической практики, что позволило сопоставить результаты до и после интеграции актерских психотехник.

Для более детального понимания влияния актерской психотехники на психотерапевтический процесс проводился качественный анализ.

Для объективной оценки результатов и выявления статистически значимых различий, была проведена статистическая обработка данных. Данный этап позволил уточнить и качественно оценить степень влияния актерской психотехники на профессиональную деятельность психолога, базируясь на сравнительном анализе полученных результатов.

В целом, выбранный комплекс методов исследования, основанный на собственной практике и научном материале, создал прочную основу для глубокого и многоаспектного анализа взаимодействия актерской психотехники и психотерапевтической компетентности.

Результаты исследования

В современной психологической практике высоко ценится глубокое владение элементами психотехники и техниками театрального искусства. Этот вывод подтверждается долгосрочными наблюдениями, продолжавшимися более 50 лет, в различных профессиональных сферах. Многие специалисты активно интегрируют эти навыки в свою деятельность. При этом на многих конкурсах и оценках компетенций психологов основным критерием становится не только их профессиональное знание, но и способность демонстрировать свои умения с артистичным мастерством.

Наш многолетний практический опыт свидетельствует о том, что психологи и актеры в своей профессиональной деятельности часто используют психологотехнические артистические стратегии, стили и приемы, взятые прямо из арсенала театрального искусства. Одним из ключевых направлений в усовершенствовании профессиональной компетентности специалистов является системное развитие их психологических и артистических способностей.

Психолог, на различных уровнях осознания, начинает интуитивно и последовательно применять элементы актерского искусства. Это становится особенно видимым в процессе их практики. Главной задачей развития профессиональной компетентности является тщательная работа над собой, включая освоение техник, направленных на вызов определенных эмоциональных реакций в нужный момент и физическая подготовка, например, в экспрессивных проявлениях, таких как движения, мимика, взгляд, речь и другие. Эти навыки важны для того, чтобы эффективно передавать информацию другим людям и оказывать на них психологическое воздействие.

Специфика деятельности практикующих психологов подразумевает необходимость владения элементами актерской психотехники, так как это напрямую связано с вербальным и невербальным общением с клиентами. Данная деятельность часто требует решения различных, и порой конфликтующих, ситуаций. Психологи, работающие в чрезвычайных условиях или в сфере модернизирующегося образования, особенно сталкиваются с необходимостью быть всегда готовыми к активной, творческой и экспромтной работе. Это подтверждает, что применение актерской техники в их практике практически незаменимо [1, c. 123].

Важность обеспечения высокой компетентности психологов требует систематической подготовки, включая комплекс специальных упражнений. Особое внимание следует уделять самостоятельному освоению элементов актерской психотехники, в том числе с применением современных мультимедийных средств.

Рассмотрим некоторые методы и техники, которые могут быть полезными для психологов. Среди них: тренинг креативности, тренинг партнерского общения, тренинг сенситивности, тренинг уверенности в себе, тренинг эффективных телефонных переговоров и другие. Многие современные методы подготовки психологов берут свое начало из рекомендаций выдающегося специалиста в области актерского искусства К.С. Станиславского.

В современной психотехнике используется множество методологических подходов, направленных на развитие психофизиологических возможностей практикующих психологов. В этом контексте можно выделить следующие функции.

Таблица 1

Основные функции психотехники для практикующих психологов

Функция психотехники

Описание

1

Подготовка к анализу

Анализ жизненных проблемных ситуаций

2

Профессиональное развитие

Развитие артистической и профессиональной компетентности на основе знаний и навыков

3

Оценка познавательной сферы

Анализ восприятия, ощущения, памяти, мышления, речи и воображения

4

Анализ индивидуальных особенностей

Оценка темперамента, характера, способностей и эмоциональной сферы

5

Оценка духовной и моральной зрелости

Изучение духовно-нравственных качеств личности

6

Поддержание здоровья

Поддержание и улучшение психического и физического здоровья психологов и их клиентов

7

Расширение функциональных возможностей

Овладение методами саморегуляции для улучшения умственной и физической работоспособности

Психологический тренинг – это сложно организованная целенаправленная деятельность, которая включает в себя множество специализированных компетенций, функций, стратегий и стилей.

Таблица 2

Компетенции и функции психологического тренинга для практикующих психологов

Компетенция

Описание

Коммуникативная

Установление тесных взаимоотношений среди участников тренинга.

Информационная

Обеспечение участников необходимой информацией для реализации совместной тренинговой деятельности.

Интерактивная

Основана на индивидуальных вкладах каждого участника и совместной работе для достижения общей цели.

Релаксационная

Включает специальные психотехники для снятия эмоционального и психофизического напряжения.

Прогностическая

Предвидение результатов деятельности в соответствии с планом или гипотезой.

В зависимости от целей психотренинговых занятий (формирующие, регулирующие, коррекционные) эксперты классифицируют их на развивающие, тематические, индивидуальные и другие типы.

Развивающие тренинги ориентированы на усовершенствование конкретного качества или набора качеств практикующего психолога.

Тематические тренинги нацелены на специализированную подготовку психолога к определенной деятельности, связанной с четко определенной тематикой, актуальной в области психологии.

Современные практикующие психологи, использующие психотехники различных направлений, активно применяют индивидуальный подход в составлении комплекса упражнений для каждого клиента. Применяя мультимедиа не только в процессе консультирования, но и в организации самостоятельной работы, они стремятся к гармоничному самосовершенствованию. Такой дифференцированный подход рассматривается как наиболее эффективный, учитывая индивидуальные и другие особенности каждого конкретного клиента [2, c. 153].

Структура развивающего тренинга представлена на рисунке.

Рис. Структура развивающего тренинга

Все упражнения разработаны для развития у практикующего психолога гибкости и быстроты мышления. Они также помогают улучшить различные свойства внимания, например, его объем, концентрацию и устойчивость. Особое внимание уделяется развитию творческого и реконструктивного воображения, что подразумевает способность к фантазии и мечтательности.

Кроме того, упражнения стимулируют правильное восприятие пространства и времени. Умение правильно и выразительно использовать свой голос в различных ситуациях также не остается без внимания. Психологи обучаются контролировать свое дыхание, регулируя его глубину, ритм и интенсивность, а также активизировать скрытые резервы подсознания.

Основное внимание уделяется умению глубоко слушать и понимать собеседника. Это не просто про слушание слов, но и умение воспринимать невербальные сигналы, такие как мимика и жесты. Упражнения также направлены на обучение контролю над своим телом, что включает в себя умение расслабляться и напрягаться в нужный момент.

Один из ключевых моментов – умение распознавать эмоции других людей и адаптировать свое поведение и общение в зависимости от ситуации. Психологи также учатся находить общий язык с людьми, создавать теплые отношения, а также корректировать свою самооценку и уровень притязаний [3, c. 128].

Для того чтобы практикующие психологи успешно овладели навыками концентрации внимания на конкретных объектах и умели быстро переключаться между ними, многие из них используют популярные медитативные методики или их модификации. Эти методики помогают улучшить объем, распределение и гибкость внимания.

Фантазия представляет собой уникальную способность человека моделировать в своем сознании различные ситуации с реальными и вымышленными элементами. Элементы народной мудрости, такие как мифы, религиозные представления, сказки, анекдоты и проч., играют ключевую роль в стимуляции умственной активности. Для психолога, в связи со спецификой его профессиональной деятельности, творческое и реконструктивное воображение является неотъемлемой частью. Основная задача в их подготовке – развивать способность к эмпатии и сочувствию.

В контексте развития воображения некоторые упражнения фокусируются на индуктивном и дедуктивном формах воображения, что включает ассоциации между объектами, их свойствами и характеристиками. Другие задачи направлены на изменение восприятия основных характеристик объектов или личности в сознании психолога. Еще одним ключевым элементом является чувствование объекта или ситуации, что подразумевает погружение в определенное состояние или чувство, используя эмпатию.

Дыхание играет ключевую роль в жизни каждого человека, связывая физические и эмоциональные аспекты его сущности. Форма жизни, дыхания и голосоведения тесно взаимосвязаны. Практикующие психологи, подобно актерам, должны уметь контролировать свое дыхание, изменяя его глубину, интенсивность, частоту и ритм. Медитативные техники могут помочь психологам эффективно использовать различные типы дыхания в своей профессиональной деятельности. Правильное дыхание, особенно с использованием диафрагмы, помогает легче справляться с эмоциями, преодолевать стресс и другие сложности профессии. Следует отметить, что грудное дыхание, которым пользуется большинство женщин, может приводить к недостатку кислорода в организме.

Эмоциональные реакции психологов могут выражаться различными способами, как вербально, так и невербально. Тон, темп, тембр голоса, акцентирование слов – все это может менять звучание сказанного, иногда даже противоречить содержанию речи или усиливать его. Понимание всех этих тонкостей коммуникации расширяет эмоциональные и выразительные возможности психологов, позволяя им передавать сложные душевные состояния, такие как ирония, сарказм, восторг, радость, печаль и многие другие.

В настоящее время изучение научно-методических материалов выявляет несколько ключевых методик, применяемых практикующими психологами для улучшения их профессиональных навыков. К ним относятся:

  1. Развивающие упражнения из индийской йоги.
  2. Методики, направленные на снятие нервно-эмоционального напряжения, такие как: аутогенная тренировка, психомышечная тренировка, медитация и др.
  3. Оздоровительная гимнастика на основе системы Цигун.
  4. Техника гештальт-терапии, которая исследует внутренние конфликты личности, используя различные методы, такие как «диалог с пустым стулом» или «волшебный магазин».
  5. Методика «психодрамы», которая позволяет исследовать глубокие эмоциональные реакции.
  6. Стретчинг – синтез актерского мастерства и хореографии, адаптированный для разных возрастных категорий.
  7. Ролевые игры – этот метод позволяет участникам вжиться в различные жизненные ситуации, сыграв их в условиях, имитирующих реальные обстоятельства.
  8. Психотехнология «Сила ума» от Д.Г. Скотта помогает развивать интеллектуальные способности и потенциал.
  9. Решение проверочно-оценочных задач, разработанных такими специалистами как В.Ф. Спирин, М.И. Старов и другие. Эти задачи направлены на развитие гибкости и оперативности мышления.
  10. Коучинг – одна из самых актуальных методик в России. Он нацелен на личностный и профессиональный рост, помогает укреплять уверенность в себе, повышать жизненную активность, развивать навыки саморегуляции и улучшать продуктивность взаимодействия в команде [4, c. 185].

Выводы

Повышение профессиональной компетентности психологов с использованием элементов психотехники актерского мастерства открывает новые горизонты для понимания и взаимодействия с клиентами. Освоение актерских навыков позволяет психологам погружаться в роль, глубже чувствовать и понимать переживания клиентов, создавая для них безопасное пространство для обсуждения и решения их проблем. Эта глубина понимания усиливается благодаря высокой эмоциональной пластичности, которую требует актерское искусство, обеспечивая таким образом большую эмпатию со стороны психолога.

Кроме того, актеры часто практикуют техники релаксации и саморегуляции, чтобы оставаться в балансе перед выступлениями. Переняв эти методы, психологи могут легче справляться со стрессом и эмоциональной нагрузкой своей профессиональной деятельности. Вербальные и невербальные навыки, отточенные в актерском мастерстве, также могут обогатить общение психологов с клиентами, делая его более открытым и плодотворным.

Глубокое погружение в свои чувства и переживания, необходимое для создания актерской роли, способствует развитию самопознания. Овладев этими навыками, психологи получают возможность лучше понимать себя, что в свою очередь позволяет глубже понимать и помогать своим клиентам. Таким образом, интеграция элементов актерского мастерства в практику психологии может значительно обогатить профессиональные навыки специалиста и расширить его методический арсенал.

Список литературы

  1. Кондратьева Н.В. Использование воспитателем актерских умений в педагогическом процессе ДОО / Н.В. Кондратьева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3 (6). – С. 122-124.
  2. Корлякова С.Г. Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы / С.Г. Корлякова, М.А. Чопозова // Молодой ученый. – 2023. – № 11 (458). – С. 152-154.
  3. Лопаткова И.В. Практическая психология художественного творчества: монография / И.В. Лопаткова. – Москва: МПГУ, 2018. – 262 с.
  4. Нагорнова А.Ю. Профессиональное мастерство современного педагога: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 442 с.

Поделиться

696

Сергеева С. В. Повышение профессиональной компетентности психологов за счет овладения элементами психотехники актерского мастерства // Актуальные исследования. 2023. №44 (174). Ч.II.С. 103-108. URL: https://apni.ru/article/7315-povishenie-professionalnoj-kompetentnosti-psi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря