Сейчас, в современном мире в момент улучшения и обновления концепции дошкольного образования возникает проблема о финансовом воспитании дошкольников. Ознакомление детей с миром финансовой реальности считается одним из трудных, но очень важных проблем.
Дошкольники знакомятся с продуктами труда и их производителями, с различными профессиями, с рекламой по телевизору, а это далеко не весь перечень того, с чем регулярно сталкивается дошкольник.
Сделать процесс познания экономики увлекательным, легкодоступным основное – говорить детям о непростом обществе экономики на ясном ему языке. Из числа различных способов, приемов и средств обучения экономике, существенную роль играет сказка. Детей привлекают сюжеты и сказочные персонажи. Знакомясь со сказкой, ребенок вживается в события сказки, тем самым становится действующим лицом.
Углубляясь в сказку, отвечая на вопросы, дошкольник легко усваивает ключевые понятия и приобретает навыки, которые будут базой с целью последующего развития его экономической культуры. Цикл сказок служит для того, чтобы сформировать у ребенка первоначальные навыки обращения с деньгами, научить принимать свои первые экономические решения.
Можно выделить категории сказок:
1. Сказки, раскрывающие потребности и способности их удовлетворения.
Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Данная сказка безупречно демонстрирует нам всю сущность экономики, а именно6 производство, распределение, взаимообмен, а также употребление. Получается так, что эта сказка уже с раннего возраста приучает нас к тому, что за различную взятую нами вещь, нужно отдать что-либо взамен.
2. Сказки, знакомящие с понятиями «деньги».
Сказка «Лисичка со скалочкой». Эта сказка ясно показывает, как хитрая лиса выгодно обменяла курочку на уточку, уточку на гусочку. Но в итоге ее обман был раскрыт, лиса осталась без хвоста.
3. Сказки, знакомящие с понятиями «реклама».
Сказка «Лиса и козел» - лиса хитрая хоть и попала в колодец, но говорила козлу, что ей там хорошо. Козел поверил, а лиса воспользовалась его доверчивостью.
Все сказки несут в себе огромный воспитательный и образовательный потенциал.
Сказка является особенным литературным жанром, и она имеет большие дидактические способности. Для того, чтобы внедрить ребенка в проблему финансового обучения с помощью сказки, педагогу нужно установить цель т задачи.
Сказка считается эффективным средством развития у детей финансовой компетентности первоначальных финансовых представлений.
Развитие и формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников с помощью сказок, позволяет решить следующие задачи:
- формирование условий развития предпосылок экономической грамотности у детей;
- создание концепции работы с использованием сказок, способствующих развитию моральных качеств, необходимых для экономического просвещения;
- формирование финансово-экономического мышления;
- развитие волевых качеств личности, способствующих формированию умения осуществлять самостоятельные и оптимальные решения.
Опираясь на сюжеты известных сказок, создавались проблемные ситуации. Решая их у детей формируется умение выбираться из сложной ситуации самостоятельно, а также умение прогнозировать результат событий и находить безупречный окончательный результат.
Таким образом, деятельность по развитию и формированию финансовых представлений с помощью сказки формирует умственные способности ребенка, формирует заинтересованность и любопытство. Сказка могут помочь сформировать у ребенка первоначальные способности обращения с деньгами, сопоставлять, формулировать собственные идеи, сопоставлять понятия «хочу» и «могу». Сказки могут помочь детям вместе со взрослыми заинтересованно и активно познавать небольшие финансовые истины.