Программное содержание. Способствовать накоплению чувственного, сенсорного опыта при действиях с игрушками и картинками – их изображениями; развивать активную речь, побуждая к речевым проявлениям; учить различать 4 основных цвета; содействовать развитию основных движений.
Оборудование. Игрушечный поезд с 4 вагонами, кукла с желтым бантом, синий мяч, медвежонок, картинки с изображением куклы, мяча, медвежонка, платочки разного цвета, мягкие модули для конструирования большого поезда, обруч с привязанными колокольчиками, мячи на каждого ребенка, книга «Игрушки» А. Барто.
1. В группе на видном месте стоит большой паровоз с 4 вагонами: красный, желтый, синий и зеленый. В красном вагончике лежать красные платочки, в желтом – кукла в желтом платье или с желтым бантом, в синем – синий мяч, в зеленом – игрушечный медвежонок.
Ребенок обращает внимание на яркую игрушку.
Воспитатель: Это поезд, он привез малышам игрушки. Посмотри, что он привез.
Воспитатель побуждает ребенка рассматривать и называть игрушки, показывать, где у куклы (у мишки) глазки, носик, руки (лапки), ножки и т.д.
Воспитатель: Игрушки приехали на игрушечном поезде, а мы поедем на настоящем, большом (воспитатель из мягких модулей сооружает поезд и приглашает ребенка прокатится па нем).
И Катенька поехала на поезде. Счастливого пути! (воспитатель машет)
Воспитатель проводит аналогичную работу с каждым ребенком.
2. Воспитатель подходит к игрушечному паровозу и, привлекая внимание детей, говорит:
Паровозик, паровоз,
Что в подарок нам привез?
Достает из красного паровозика платочки и раздает детям.
Воспитатель: Поиграем с платочками. Вот платочек для Маши, а вот для Даши, красным платочек для Ромы и Саши. Все платочки хороши, поиграют малыши. Дети стоят врассыпную.
1-е упражнение. «Помаши платочком». Исходное положение: стоя, руки с платочком опущены. Поднять руку с платочком, помахать, принять исходное положение. То же самое выполнить другой рукой (4 раза).
Вот платочки хороши,
Ими помашут малыши.
2-е упражнение. «Спрячь платочек». Исходное положение: стоя, руки с платочком опущены. Спрятать руки с платочком за спину, принять исходное положение.
Нет платочков, ай-ай-ай!
Где платочки? Угадай!
3-е упражнение. «Положи платочек». Исходное положение: стоя, руки с платочком опущены. Присесть, положить платочек на пол, принять исходное положение. Показать руки, сказать: «Пет платочка». Присесть, взять платочек, принять исходное положение, показать платочек, сказать: «Вот платочек».
4-е упражнение. «Потанцуй с платочком» Кружатся, держа платочки в слегка поднятых руках.
Ты, платочек красненький, покружились, покружились,
Всем ребятам маленьким покажись, покажись.
5-е упражнение. «Весело шагаем с платочками» Ходьба за воспитателем.
Воспитатель:
Мы платочки сложим свои,
Все умеют мои малыши.
Дети подходят к поезду, складывают платочки в красный вагончик.
3. После завтрака воспитатель проводит развивающую речевую игру «Что это такое?» Дети сидят по кругу вокруг поезда. Воспитатель: Паровозик, паровоз, что в подарок нам привез?
(берет из вагончика картину, на которой нарисована кукла)
Что это? (активизирует речь детей; побуждает произносить слова; картинка прикрепляется к магнитной доске)
Аналогично показываются картинка, на которой изображен медвежонок, и картинка с мячом.
Воспитатель (обращаясь к ребенку): Рома, возьми картинку, где нарисован мяч. Катя, возьми картинку, где нарисована кукла.
(дети выполняют задание воспитателя)
Воспитатель (обращаясь к детям): Загудел паровоз, пора игрушкам возвращаться в вагоны. У кого картинки с куклами, несите их в красный вагон, вот сюда (воспитатель показывает). Куклы поедут в красном вагоне. Катина кукла уже села, Ромина кукла поедет в красном вагоне и т.д.
У кого картинки с мячом, несите их в синий вагон, вот сюда (воспитатель указывает).
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чух-чу! Чух-чу!
Далеко я укачу! Уууу!
Чух-чу!
Воспитатель предлагает детям поехать на большом поезде и взять с собой кукол, мишек, мячи (игрушки). Дети выбирают игрушки и садятся в поезд.
Воспитатель (обращаясь к ребенку, указывая на игрушку, которую он выбрал): Это что?
Ребенок (в зависимости от того, какую игрушку он выбрал): Кукла (мяч, мишка).
Воспитатель: Поехали! Счастливого пути! Чух-чух, чух-чух, мчится поезд во весь дух.
(воспитатель активизирует речь детей, побуждая произносить слова «чух-чух»)
Дети самостоятельно играют теми игрушками, которые они выбрали.
4. Воспитатель организует двигательную деятельность.
Воспитатель (показывая на себя): Я большой паровоз, а ты, Рома, маленький паровозик, и ты, Светочка, и ты, Тимур (двигаясь вперед и увлекая за собой детей). Чух-чух! Чух-чух!
Поедем потихонечку.
Поедем потихонечку.
А теперь быстрей, быстрей,
Чтобы стало веселей.
Приехали!
Воспитатель (обращаясь к ребенку):
Паровозик, паровоз,
Что в подарок нам привез?
Колокольчики!
(воспитатель показывает малышам обруч, к которому привязаны колокольчики)
Воспитатель:
Колокольчики звенят,
Веселят они ребят!
(воспитатель поднимает и опускает обруч, дети дотягиваются до колокольчиков)
Воспитатель: Динь-дон, динь-дон! Веселый подарки привез Роме паровозик. Поехали дальше.
Дети, двигаясь за воспитателем, повторяют слова: «Чух-чу! Уууу!».
Воспитатель (обращаясь к ребенку):
Паровозик, паровоз,
Что в подарок нам привез?
Мячики!
Воспитатель рассыпает по полу мячи.
Воспитатель: Девочки и мальчики,
Догоняйте мячики!
(дети догоняют мячи и играют с ними, воспитатель показывает, как мячик прыгает, катится, скатывается с горки)
Загудел паровоз
И вагончики повез.
(дети складывают мячи и двигаются за воспитателем).
Воспитатель: Приехали!
5. На прогулке воспитатель обращает внимание детей па осенние листья, поднимает Олип листочек с земли и кружится с ним.
Воспитатель: Я нашла красивый лист, желтый, большой, хочу подарить его Кате. А вот этот листочек подарю Свете (листочки достаются каждому малышу).
Я подую на листочки, и они полетят, как красиво! (дети бегают с листочком в руке).
Листочки, листочки
По ветру летяг,
У деток под ножками
Тихо шуршат.
6. Перед обедом воспитатель читает стихотворения А. Барто «Мяч», «Мишка». Рассматриваются иллюстрации.