Цель: развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.
Задачи:
1. Образовательные:
- актуализация и расширение словаря по темам «Лес», «Грибы», «Ягоды» – развитие координации речи с движением;
- развитие речевого дыхания, логического мышления;
- упражнение в умении образовывать относительные прилагательные.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
4. Здоровьесберегающие: создание комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
- Слайдовая презентация.
- Листочки из картона для дорожки.
- Аудиозапись «Звуки осеннего леса».
- Конверт с письмом и заданиями от Осени.
- Разрезные картинки с изображением грибов.
- Листья деревьев на каждого ребенка.
Ход проведения.
Организационный момент.
Воспитатель: ребята, сегодня я получила письмо. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку.
Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю, но не касаюсь елочек и сосен, кто я такая?
Воспитатель: Да, ребята, это письмо от осени. Сегодня мы отправимся за лесными дарами. Отгадайте, что вы увидите? Загадки:
- Весной веселят, летом холодят, осенью питают, зимой согревают.
- В лесу под елкой крошки – только шапки, да ножки.
- Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети птицы и медведи.
(После каждой отгаданной загадки на проекторе появляется картинка – отгадка).
Воспитатель: где можно встретить все эти предметы?
Дети: В лесу.
На проекторе изображение леса. Слышны лесные звуки.
Воспитатель: Давайте туда отправимся. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. Включается музыка (лесные звуки). Ребята идут по осенним листочкам, разложенным змейкой на полу).
Беседа: Вот мы и пришли в осенний лес.
Упражнение: «Вдохни свежий воздух» – дифференцирование ротового и носового выдоха.
Воспитатель: вдохните чистый лесной воздух через нос, а выдохните через рот – 3 раза.
Упражнение «Вой ветра» – развитие силы голоса.
Воспитатель: Вы слышите звуки в лесу? Покажите, как он дует.
Дети: «в – в – в» – на одном выдохе – усиление и ослабление звука.
Воспитатель: Как хорошо в лесу. А зачем люди ходят в лес?
(Ответы детей).
Воспитатель: давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки.
Сядем, закроем глаза, так лучше слышать и слушать. (аудиозапись звуки леса)
Открываем глаза. Ребята, кто что услышал? (Ответы детей).
Воспитатель: Вот как нас встретил лес – загудел, зашуршал, зашумел. Посмотрите сколько опавших листочков в лесу. Давайте присядем на этот осенний ковер. А зачем деревья сбрасывают листву?
Дети: деревья готовятся к зиме.
Воспитатель: да, сбрасывая листву деревья защищают себя. А еще дерево все лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар. Вот с этим веществом и питается дерево всю зиму. Ребята в конверте еще что-то лежит. Это осень предлагает нам поиграть в игру «Угадай кто я». А вы любите играть?
В начале проведем разминку.
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Три четыре приседай, быстро ноги разминай. Ветер по лесу летал, ветер листики считал:
Лист кленовый, лист дубовый, лист березовый,
Резной, лист осины, лист рябины – вот какой, букет лесной.
Воспитатель: перейдем к заданию по карточкам. Задание называется «Отгадай загадку».
- В лесу всегда порядок. Кто ухаживает за лесом? (Лесник).
- Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? (Лесовик).
- Сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились? (Леший).
- Летел пан, на воду упал. Сам не тонет и воды не мутит. (Лист).
- В тучах прячется во мгле, только ноги на земле. (Дождь).
Игра в кругу «Верю – не верю».
Я буду задавать вопросы, если ответ «да – верю» – надо хлопнуть в ладоши, если «не верю – нет» – положить руки на пояс и топнуть ножкой.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать – куртки, шапки надевать? Молодцы.
Словесная игра «Подбери слова» – активизация и расширение словаря.
Воспитатель: чем богат лес осенью?
Что происходит осенью с листьями деревьев?
Какие листья в лесу?
Упражнение «С какого дерева листик?» – образование относительных прилагательных.
Воспитатель: в лесу много разных деревьев. На какие два вида делятся деревья? (Лиственные и хвойные). Соберите листочки и скажите, с каких деревьев они упали и как называются?
Упражнение» Листья» – развитие координации речи с движением.
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на носочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают, движения руками)
Вправо, влево
И под ногами шуршат, шелестят (поднимаются, кружатся).
Будто опять закружиться хотят.
Упражнение «Ягодки бывают разные» – закрепление умения сравнивать ягоды. Упражнение в подборе слов, противоположных по значению.
На слайдах появляются картинки – схемы земляники и малины.
Воспитатель: в лесу растут ягоды. Рассмотрите их, найдите отличия.
(Земляника растет низко к земле, а малина высоко. Земляника мелкая, а малина крупная. У земляники стебель гладкий, а у малины – колючий. У земляники листья мелкие, а у малины крупные).
Дидактическая игра «Сложи грибок и назови его»
Под музыку появляется лесовик – ребенок.
Лесовик: у меня в волшебной корзинке рассыпанные части грибов. Помогите мне их собрать. Назовите их.
Дети, разбившись на две команды, на ковре собирают из частей грибы.
Какие грибы собрали? (подберезовик, боровик, лисичку).
Упражнение «Пословица не воробей» – развитие умения читать схематические изображения, понимать смысл пословиц.
Лесовик просит детей угадать пословицу по схеме.
Ребенок выбирает схему, выставляет на мольберт, повторяет пословицу.
Не всякий гриб в кузовок кладут.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
Лесовик: Вы замечательно справились с моими заданиями, я приготовил для вас сюрприз. Отдает воспитателю корзинку с угощением и прощается.