Автор(-ы):
Овчинникова Марина Олеговна
2 ноября 2023
Научный руководитель
Лебедева Надежда Николаевна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Проблема личности пожилого человека является ключевой в области социальной психологии старения. Известный нидерландский психотерапевт и антропософ, Б. Ливехуд, автор книги «Кризисы жизни – возможности жизни. Человеческое развитие между детством и старостью», отмечал, что глубокое, болезненное и чувствительное осознание проблем старости возможно лишь через собственный опыт проживания данного этапа. Поэтому, он приступил к написанию этой книги только после достижения 70-летнего возраста. Тем не менее, как отмечают множество исследователей, сегодня крайне важно заниматься подготовкой большого числа специалистов для работы с пожилыми людьми [6].
Для обеспечения поддержки людям всех возрастов и создания для них благоприятных условий жизни, крайне важно обладать пониманием специфики, законов и механизмов психического развития и старения. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человека.
Проблематика старения и готовность к поздним этапам жизни, включая строительство своей судьбы, являются ключевыми для каждого индивидуума. Возможности развития в старости тесно связаны с успешным преодолением кризиса зрелости, осознанным выбором и активным жизненным подходом. Эти аспекты имеют критическое значение для достижения удовлетворенности жизнью и адекватного восприятия собственного старения.
Эриксон вводит концепцию продуктивности или генеративности для характеризации зрелого возраста, когда люди способны, желают и могут передать свой жизненный опыт более молодым поколениям. В контексте старости он использует понятие интегрированности или целостности, подразумевающее способность переосмыслить и принять свой прошлый опыт. Кризис восьмой и последней стадии жизни символизирует конец пройденного пути, его исход зависит от персональной оценки этого пути самим человеком, который проходит через кризис. В свою очередь, оценка родителей в новых цветах и возможность глубже их понять приходит с собственным становлением зрелым и воспитанием своих детей.
По условной классификации, возрастной период в жизни человека разделяется на три этапа:
Эти этапы также могут быть обозначены как ранняя, средняя и поздняя старость [1].
Когда люди приходят к возрасту отставки, они обычно ищут новые интересы, так как их способность работать часто ограничена. Тем не менее, есть и такие, кто продолжает заниматься трудовой активностью на протяжении нескольких лет. Важно подчеркнуть, что временные рамки этих этапов жизни являются приблизительными, и в старости они становятся менее определенными.
Ранняя старость. Если кризис зрелости преодолевается успешно, то есть процесс профессиональной и семейной самореализации проходит гладко, то старение естественно следует за поздней зрелостью. Этот этап жизни не характеризуется как кризисный или критический.
Старость. Средний возраст часто обозначается как опасный период, аналогичный переходному возрасту по интенсивности кризиса. В это время происходит переосмысление жизненных ценностей, осознание приближения конца жизненного пути. Этот этап также известен как критическая старость, которая может привести к чувству утраты, депрессии, чувству ненужности и потере интереса к жизни. Отчаяние в таком состоянии может довести до мысли о самоубийстве и попыток его осуществить.
После успешного преодоления этого кризиса наступает период глубокой старости, который характеризуется старческим слабоумием или сенильностью. У этого этапа есть свои уникальные особенности, такие как:
Подобное состояние характеризуется детской наивностью, эгоцентричностью, потребностью в постоянном внимании, увлечением играми и мелкими вещицами, душевной открытостью, активным воображением и стремлением уйти в мир собственных мечтаний.
Время старости – это эпоха, когда организм жаждет увеличенного отдыха и возможностей для занятий любимыми увлечениями. Однако, это также время, когда различные болезни становятся более распространенными и общественные связи начинают ослабевать. Эти аспекты обуславливают кризисные моменты преклонного возраста.
Что представляет из себя кризис преклонного возраста? Это стадия жизни, связанная с переходом в старость. Термин «кризис» указывает на критическую точку жизненного пути. Это период преобразований, когда человек адаптируется к новым реалиям, возрасту и измененным условиям жизни. Этот этап требует переоценки и формирования новых решений.
Психологический кризис может возникнуть из-за следующего:
Изменения в общественном положении, связанные с переходом на пенсию, могут способствовать возникновению личностного кризиса. Этот процесс, когда устоявшийся образ жизни подвергается значительным изменениям, влечет за собой физическую и психическую трансформацию индивида.
Элементы, которые психологи отмечают как факторы, влияющие на эти изменения, включают также потерю родителей и отдаление от детей, что оказывает воздействие на эмоциональное состояние. У старших людей часто возникают проблемы с управлением финансами, что дополнительно осложняет их внутреннее состояние.
Когда человек завершает свою трудовую деятельность, он теряет свой статус уважаемого сотрудника и становится почти беззащитной частью общества, зачастую вынужденным довольствоваться ничтожным размером пенсии. Смена активного образа жизни на пассивное проживание, наполненное тоской. Внезапно появляется простор для свободного времени, однако вариантов на его распределение скудно. Быстротечность жизненного ритма заменяется его удручающим замедлением. Пожилые люди в глазах общества представляются как лица, исчерпавшие свои возможности. Кажется, что они отстают от жизни. Социальный круг сужается: дети становятся взрослыми и устраивают свою жизнь в другом месте, коллеги теряют память о них, друзья страдают от болезней и уходят из жизни.
Физическое состояние индивидуума начинает быстро ухудшаться, прогрессируют различные заболевания. Негативные рефлексии могут вызвать депрессию, посеять в уме семена бесперспективности и чувство своей невостребованности. Индивиду становится ясно, что он все больше зависит от окружающих, что может вызвать неприятные чувства.
В пожилом возрасте часто возникает кризис, когда ожидания и реальность не совпадают. Происходит глубокий анализ прожитых лет: чего удалось достичь, были ли выполнены желания и нужды. Анализ зачастую указывает на то, что результаты далеки от идеала. Понимая, что прошлого уже не изменить, человек испытывает разочарование.
Одним из способов разделения старения является методика, разработанная Ф.Гизе. В ней выделяются три категории пожилых людей [5].
Люди, стареющие по типу интравертированности, часто страдают от болезней и обычно умирают раньше остальных. Этот тип старения считается одним из наиболее неблагоприятных.
И.С. Кон разработал классификацию старения, учитывающую социальные различия между людьми. Изначально были выделены три категории пожилых людей: экстраверты, интроверты и негативисты. Кон в своей классификации определил четыре социально-психологических типа старения:
Среди позитивных типов старения И.С. Кон отметил следующие:
В начале спектра присутствуют два наиболее оптимистических вида старения. В то время как третий вид часто связан с неполной удовлетворенностью образом жизни, четвертый тип, склонный к преувеличению своих страданий, обычно более распространен среди мужчин.
Относительно негативных аспектов старения, они включают:
Эти негативные варианты старения, из-за своего низкого эмоционального состояния, имеют большую вероятность преждевременной смерти.
Социолог А. Качкин предложил уникальную типологию старости, которая основывается на главных интересах людей в пожилом возрасте. Вот эти основные категории:
Персона, которая постоянно переживает о своем здоровье и неизменно обращается к медицинским специалистам разных областей, классифицируется как «больной». В то время как «угасающий» тип включает в себя индивидуумов, которые отдаляются от общества, не имеют интересов, и это оказывает негативное влияние на их физическое здоровье и продолжительность жизни.
«Социальный» тип относится к пенсионерам, которые активно участвуют в общественной жизни, в то время как «одинокий» описывает тех, кто предпочитает уединение, сосредотачивается на прошлом и избегает общения даже с ближайшим кругом людей. Увеличение разрыва с молодым поколением и снижение уровня социальной активности прямо коррелирует с недовольством старостью. К сожалению, негативные формы старения увеличивают риск серьезных физических и психических заболеваний.
В глобальной психологической дисциплине присутствует общепринятая систематизация, представленная Д. Б. Бромлей. Она описывает пять способов, которыми личность может адаптироваться к возрасту [7].
Тройная система классификации Б.Г.Ананьева для типов старения, основанная на предположении о важности постоянного умственного напряжения для поддержания и улучшения функциональности мозга, включает в себя следующие категории:
В пожилом возрасте эти сложные взаимоотношения определяют различные формы старения. Тип дивергентности характеризуется увеличением психической активности, при этом изменения в жизнеспособности остаются умеренными. В некоторых случаях, люди с таким типом демонстрируют увеличение творческого потенциала по сравнению с предыдущими годами, сохраняя при этом полноту психической активности. С другой стороны, конвергентный тип означает ограничение психической активности, что ведет к снижению жизнеспособности индивида.
Аспекты кризисного состояния
С возрастом человек сталкивается с замедлением как физических, так и психических процессов в своем теле. Даже простейшие задачи могут стать вызовом. Давайте более детально разберемся в признаках этого кризисного состояния.
Реактивная способность. Основной индикатор старческого кризиса – это замедленная реакция. Нервные импульсы перемещаются с меньшей скоростью, что замедляет передачу информации в мозг. Это ведет к уменьшению психической активности и сужению восприятия. Вследствие этого человек сталкивается с трудностями в концентрации внимания. Психическое состояние ухудшается также из-за снижения общей активности и подвижности.
Образы прошлого. Бывшие молодые люди, теперь уже ставшие старшими, со всей детальностью вспоминают прошлые события. Это является их секретным оружием в борьбе со старческим кризисом. Они вновь ощущают себя молодыми, переживая заново радостные моменты. Все это приводит их в состояние спокойствия и поднимает настроение.
Фокусировка. Взрослые люди часто сталкиваются с проблемами концентрации внимания. Они преисполнены рассеянности, их память перепутывает временные рамки, что вызывает у них осознание своего состояния, усугубляющее их недомогание.
Мыслительные способности. Несмотря на распространенное мнение, пожилые люди не теряют своих интеллектуальных способностей, это просто недостоверный миф.
Исследования, проведенные в Соединенных Штатах, указывают на то, что уровень интеллекта у человека остается стабильным на протяжении всей его жизни, однако необходима его непрерывная стимуляция. Для людей, чья профессиональная деятельность была основана на умственном труде, то сохранение ясности мышления обеспечено на продолжительное время. В противоположном случае, умственные тренировки, такие как решение кроссвордов, становятся желательными.
В книге Альперовича [2] освещается тема изменений в поведении старших людей, связанных с сокращением способности контролировать свои инстинкты. С возрастом скрытые негативные особенности становятся заметнее. Также пожилые люди часто становятся слишком фокусированными на себе и требовательными к вниманию окружающих. По словам Бороздиной и Молчановой [4] старшие люди, оценивая свое прошлое и настоящее, видят свою личность в контексте «кем я был – кем я стал».
В пожилом возрасте происходит снижение уровня самопринятия по сравнению с предыдущими этапами жизни. Старшие люди стремятся поддерживать положительное восприятие себя, несмотря на разнообразные обстоятельства, влияющие на изменения. Они часто фокусируются на хороших воспоминаниях из прошлого вместо отрицательных аспектов настоящего. Это указывает на наличие компенсационного и защитного элемента в их поведении.
Когда мы рассматриваем кризис старческого возраста, его проявления могут варьироваться от человека к человеку. Некоторые активные личности с адекватной самооценкой могут даже не замечать его присутствия. Однако те, кто испытывает неуверенность в себе, могут ощутить все его проявления. Если не предпринять соответствующие меры, могут появиться лень, апатия и последующая депрессия.
Три стадии прогрессирования кризиса в поздние годы жизни включают:
При этом проявления каждой из стадий отличаются в зависимости от индивидуальности конкретного человека.
Э. Эриксон утверждает, что ключевым является способ преодоления кризиса. Согласно его взглядам, на стадии поздней зрелости основное внимание приковано к осмыслению прожитых лет, приятию их без изменений, а также ощущению полноты и значимости прожитого. Эриксон считает, что главным заданием на данной стадии развития является приобретение целостности, осознание и приемлемость прожитого, включая людей, которые были частью этого пути, как неизбежного и единственно возможного сценария. Целостность основывается на уверенности в том, что жизнь уже сложилась и ее уже невозможно изменить [2].
Осознание и усвоение собственного «Я» во всем его многообразии является ключевым вопросом пожилого возраста. Этот процесс включает в себя решение задач развития, связанных с социальной взаимосвязью. Эриксон называет этот процесс генеративностью.
Соответственно, когда люди достигают возраста около 60 лет, они начинают анализировать свою жизнь, исследуют свою уникальность и ценность своего существования.
Суть мудрости заключается в полном признании и принятии своей жизни со всеми ее возвышениями и низвержениями. В противном случае неминуемо приходит отчаяние, горечь от осознания не так прожитой жизни и бессилие перед невозможностью начать все заново.
С эмоциональной стороны, неважно, осознанно ли происходит процесс или частично, пробуждая в человеке эмоциональное переживание, а не самосознание. В этом контексте кризис старости и подростковый период схожи, поскольку в обоих ситуациях на уровне рефлексии происходит бессознательное осмысление собственного «я», сопоставление своей внутренней жизни, своего вклада в общую жизнь и вклада окружающих. Однако, старческий кризис, в отличие от подросткового, проходит с большей эмоциональной интенсивностью и часто кончается трагедией.
В юности человек активно размышляет о своем будущем, строит планы на профессиональной арене и пытается исправить ранее совершенные ошибки. Это процесс самопознания и самореализации. В старости же анализ жизни обычно сводится к оглядке на прошлое и оценке прожитых лет. Вопрос о смысле жизни и осознание того, что она могла быть прожита иначе или даже бесцельно, становится сложным испытанием для человека. Этот кризис, вызывающий сильные эмоции, становится значимым моментом, который влияет на дальнейшую жизнь.
Эксперты в области психологии могут оказать неоценимую помощь старшему поколению, помогая им справиться с кризисом, внося ясность в их жизненные цели и указывая на возможности для будущего развития.
Список литературы
Поделиться
Овчинникова М. О. Проблемы старения и кризис пожилого возраста // Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 75-82. URL: https://apni.ru/article/7323-problemi-stareniya-i-krizis-pozhilogo-vozrast