Само понятие гражданского общества используется в широком и узком смысле. В широком смысле гражданское общество охватывает все части общества, недоступные контролю со стороны государственных структур [1]. Она возникает и изменяется в ходе природно-исторического развития как автономная область, независимая от государства. Понимая гражданское общество в узком смысле, с точки зрения этого понятия, непосредственно связаны с правовым обществом, иными словами, эти два понятия не могут существовать одно без другого. Гражданское общество представляет собой взаимодействие свободных и равноправных индивидов, не управляемых государством, в условиях рыночной и демократической правовой государственности. Это социальное пространство, в котором свободно действуют индивидуализм и частные интересы. В то же время гражданское общество претерпевает регулярные изменения, и это нормально для общества.
Сегодня в нашем обществе обсуждается множество вопросов, ищутся необходимые решения и процесс, при этом акцент делается на потенциале человеческого мировоззрения и мышления, а не на экономическом потенциале как главном факторе, влияющем на мировоззрение. Как отметил Президент Республики Узбекистан Мирзиёев Ш.М., «для построения сильного гражданского общества, для реализации обсуждаемого сегодня вопроса необходимо обязательно изменить мировоззрение, мировоззрение молодежи». А при определении механизмов изменения мировоззрения в качестве необходимой программной основы указывается, что позитивные изменения в жизни населения – это первый шаг, «...наш народ хочет видеть позитивные изменения в своей жизни не завтра, не в далеком будущем, а именно сегодня» [2], человеческое мировоззрение и мышление совершенствуются, изменяясь в соответствии с социально-политическим укладом, существовавшим в тот или иной исторический период. То есть по мере того, как человек достигает социального прогресса, его мировоззрение, мышление также изменяются пропорционально этому. И этот процесс вызывает изменения в обществе.
История человечества свидетельствует о том, что существование гражданского общества является важнейшим условием формирования политической системы демократического типа [3]. По сути, гражданское общество, которое мы начинаем изучать, представляет собой комплекс, включающий в себя различные формы социальной активности молодежи, зависящие от деятельности государственных органов, и демонстрирует реальный уровень структуры общества. Совокупность социальных связей, которую представляет понятие гражданское общество, является качественным показателем гражданских отношений, присущих народу той или иной страны, и основным критерием дифференциации функций государства и общества в социальной сфере. Этот набор связей привлекает внимание тем, что он постоянно трансформируется и приобретает динамический характер [4]. В обществе в условиях реальной демократии, т. е. не господства политической власти над обществом и его членами, а безусловного единства общества по отношению к государству, может быть обеспечена буквальная свобода человека, и для достижения этого уровня проявляется необходимость регулярного чередования полномочий и обязанностей между государством и обществом. Переход к такому обществу – исторически длительный процесс, связанный с формированием гражданского общества [5]. Между понятием общество и понятием “гражданское общество” существует не только тесная связь, но и весьма существенные различия. Общество, рассматриваемое как совокупность взаимоотношений между людьми, на достигнутом этапе своего развития становится гражданским обществом при определенных условиях. С этой точки зрения, хотя по своей сути и проявляется абстракция, в основе понятия “гражданственность” лежит конкретное и законченное содержание [6].
Категория гражданского общества представляет собой качественно новое состояние общества с точки зрения его структуры и самоуправления, проявляет чередование интересов государства и личности. В этом человек, его права и свободы проявляются как высшая ценность [7]. Благодаря этому можно противопоставить гражданскому обществу не только «негосударственное общество», которое просто не обладает характеристиками гражданского общества, но и общество, которое угнетает личность, полностью контролирует социальную и личную жизнь членов общества [8].
Правовой характер гражданского общества можно сравнить с тем, что оно отвечает высшим требованиям справедливости и свободы и действует в соответствии с формированием этого процесса и особенно при формировании занятости молодёжи [9]. Эта характеристика гражданского общества отражена в содержании и нормах принципов справедливости и свободы и ведет людей к более демократичному государственному строю с повышенным участием человека. В условиях гражданского общества свобода и справедливость выступают социальным фактором, регулирующим деятельность людей, сообществ и организаций [10]. С другой стороны, каждый человек, как член общества, подчиняется нормам из-за осознания необходимости полагаться на них и на этой основе обретает свободу. Вторая характеристика гражданского общества носит функциональный характер. Для реализации частных интересов, а не создания формально-юридически независимого от государства предпосылочного условия, высокий уровень дисциплины и особенности самоуправления в обществе составляют основу существования гражданского общества. Следует отметить, что в формирование гражданского общество, играет огромная роль молодёжная политика так, как построение будущего завесить только от подрастающего поколения [11].
Прежде чем изучать изменения в гражданском обществе, необходимо отбросить определение понятия изменения в целом. Природа изменений всегда рассматривается как процесс. Это потому, что состояния изменения, наблюдения, движения, последовательности составляют основу этого процесса [12]. Чтобы понять характер и разнообразие изменений, необходимо классифицировать их по ряду признаков, таких как виды, источники, масштабы, продолжительность, предсказательная способность, последствия, динамика, специфичность, уровень контроля, регулярность изменений, глубина изменений. Изменения делятся на социальные, экономические, политические, демографические, технологические, экологические и другие типы. Именно в результате реформ в современном обществе в нашу жизнь вливаются глубокие изменения. Происходящие коренные сдвиги тесно связаны с тем, что мы делаем для построения гражданского общества. Каждый из членов нашего общества сегодня становится движущей силой таких изменений в комфортной жизни, на основе стремлений к развитию и прогрессу. Стоит также отметить, что сегодняшние реформы осуществляются именно благодаря стремлению к процветанию и стабильности. На протяжении последних 32 лет сама жизнь демонстрирует эффективность реформ, которые мы проводим для построения гражданского общества. В этом находит свое доказательство то, насколько правильно мы ставим цели, которые ставим перед собой в национальной идее. Благодаря тому, что наша национальная идея стала убеждением и верой людей, мы добились прогресса в построении демократического гражданского общества [13].
Создание основ демократическо-правового государства привело также к изменению материализованного в эпоху деспотического режима мировоззрения и мышления человека. Этот процесс осуществляется в связи с главными и основными идеями, различными принципами нашей национальной идеи. За годы независимости на пути построения гражданского общества на основе национальной идеи, национальных ценностей растет и развивается определенный уровень человеческого мировоззрения и мышления. Основными факторами, влияющими на это изменение мировоззрения, служат реформы в следующих направлениях экономического, социального, политико-духовного образа жизни, проводимые в Узбекистане в гармонии с проводимыми реформами относительно молодёжи [14].
В итоге можно отметить то, что в построении демократического гражданского общества, в формировании нового Узбекистана вопрос о мировоззрении и мышлении человека занимает ведущее место, и именно на этих факторах осуществляются и формируются реформы. В таком обществе реформы проводятся масштабно и охватывают все сферы жизни общества. И опора на конкретные принципы при проведении реформ становится все более важной в этом процессе.