На протяжении многих лет усилия высших органов власти не приводили к стабильности и спокойствию в Российской Федерации, хотя на данном этапе уверенность в завтрашнем дне более вероятна. Но фактор вероятности возникновения внутреннего вооруженного конфликта (далее ВвК) нельзя исключать. Это обусловлено рядом противоречий экономического, территориального и регионального уровней. Процесс пресечения ВвК сложный, предполагающий привлечение всех силовых структур и координацию их действий, где соединениям и частям ВНГ РФ отводится ключевая роль. Основными нормативными документами, которыми руководствуются ВНГ при подготовке и выполнении возложенных на них задач, являются: Конституция РФ, Концепция национальной безопасности, «ФЗ-226 от 03.07.16 г. «О войсках национальной гвардии РФ»», Закон «О Чрезвычайном положении», Закон РФ «Об обороне», Наставления, приказы, директивы и распоряжения директора ВНГ РФ.
Для России проблема конфликтов и их урегулирования особенно актуальна. Ввк в Чеченской Республике не только затронул фундаментальные национальные ценности, но и заставил на практике проверить соотношение целей и средств обеспечения внутренней безопасности по объёму и пределам применения силовых методов. Оценивая перспективы развития региональной социально-политической обстановки в РФ, а также военно-политической обстановки в приграничных районах некоторых стран ближнего зарубежья (недавние события в Киргизии, Узбекистане, Казахстане и Белоруссии), можно с уверенностью утверждать, что существующий уровень конфликтности сохраниться и проблема урегулирования ВвК в ближайшей перспективе не потеряет своей актуальности.
Отсутствие ясности в национально-государственном устройстве России, доставшаяся ей от бывшего СССР, привела к проявлениям национального сепаратизма, возникновению очагов вооруженных ВвК. В современных условиях эта проблема выдвигается на первый план. Вооруженный конфликт не погасить экономическими санкциями, тем более, политическими демаршами. Здесь возникает необходимость применения вооруженной силы. Обеспечить защиту Российской государственности обязаны силовые структуры и ВНГ в частности.
По данным социологического опроса, проведенного Центром социологических исследований РФ в крупных административных центрах, более 60% респондентов расценивают любое вооруженное насилие как непосредственную угрозу территориальной целостности и всему федеративному устройству государства. Поскольку любое вооруженное противоборство во внутриполитической сфере государства выступает формой разрешения сложившихся противоречий и конфликтных ситуаций, уместно свести их в понятие ВвК.
Качественные изменения в условиях функционирования ВНГ, связанных с ростом общественной нестабильности, с полным основанием позволяют сказать, они превращаются в специальные формирования охраны правопорядка, обеспечения безопасности граждан и общества в районах ВвК. Части оперативного назначения применяются в тех случаях, когда применение других правоохранительных сил оказалось недостаточным или они оказались неспособны решить эту задачу.
Внутриполитическая безопасность и стабильность достигаются комплексом мер и действий, призванных обеспечить территориальную целостность государства, соблюдение конституционного строя, локализацию и разрешение кризисов, а в случае перерастания их в вооруженные конфликты, пресечение последних. Отдавая должное приоритету решения задач внутренней безопасности исключительно силовыми методами и способами, через призму исторического опыта можно заметить, что никто и никогда не мог обеспечить должный порядок и спокойствие одними лишь уговорами, воспитанием, убеждением. Низкая результативность в борьбе с массовыми нарушениями закона порождает в обществе атмосферу страха и неуверенности одной части населения и анархии и безнаказанности другой, подрывает доверие населения к властям, является предпосылкой гибели государства.
Обеспечением внутренней безопасности Российской Федерации призвана заниматься целая система государственных силовых и иных министерств, ведомств, органов и организаций. Росгвардия, согласно федеральному закону «О ВНГ РФ», предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Российской армии пришлось принять участие в различных ВвК на территории СССР, оказывать содействие дружественным иррегулярным вооружённым формированиям в Таджикистане, отвоевать две войны в Чечне, в которых противопартизанские, противоповстанческие и контртеррористические действия, как и ранее в Афганистане, являлись основным содержанием боевых действий войск (сил). В войне мы столкнулись с терроризмом, сепаратизмом и вооружённой борьбой партизан и повстанцев за национально-освободительное движение.
Наконец-то в российском военном искусстве и в боевых уставах появились противопартизанские, противоповстанческие, контртеррористические и другие специальные боевые действия. Возникла необходимость введения в российское военное искусство и уставные документы нового вида военных (боевых) действий – специальные действия. Новым поколениям русских солдат, офицеров и генералов предстоит выполнять эту совсем не простую тактическую, оперативную и стратегическую задачу – уметь организовывать и вести диверсионные(противодиверсионные), партизанские (противопартизанские), информационные и другие специальные действия и быть готовыми противодействовать аналогичным действиям врага.
Борьба с партизанскими и другими НВФ вооружёнными формированиями будет являться важной составной частью военных действий. Только при наличии высоко подготовленных соединений и частей, а также армейской авиации и десантно-штурмовых (аэромобильных) частей, возможно пресечь этот ВвК.
Это форма разрешения политических, экономических, национально-этнических, религиозных и других противоречий конфликтующими сторонами с помощью средств вооруженной борьбы путем ведения вооруженного противоборства в пределах территории одного государства. Они различаются по уровню организации (организованные, стихийные), интенсивности протекания (низкая, средняя, высокая), масштабу (местные – в пределах одного города (района), локальные – на территории одного субъекта Российской Федерации, региональные – в пределах территорий нескольких субъектов Российской Федерации). Явно выраженная линия противостояния во ВвК, как правило, отсутствует. Сопротивление НВФ войскам, или их противоборство между собой носит очаговый характер.
Анализ сложившихся отношений между различными этническими группами на территории России показывает, что конфликты разворачивались далеко не во всех районах межнационального расселения. Так, из 89 субъектов Российской Федерации 32 сильно различаются между собой количественными пропорциями национально-этнических общностей и характером отношений между ними. Несмотря на это, открытые конфликты возникли только на территории трех субъектов Российской Федерации: Чечни, Осетии и Ингушетии.
Сравнительный анализ ВвК последнего десятилетия позволяет определить общие признаки ВвК и вычленить особенности, определяемые субъектами ВвК, их интересами, территориальными ограничениями и т.д. К таковым можно отнести: наличие значительного периода зарождения; цикличность развития; создание противостоящей стороной НВФ; применение преимущественно диверсионно-террористических методов борьбы; вовлечение в конфликт широких масс населения и стремление лидеров к переносу ВвК на территорию соседних регионов. Учитывая эти особенности, можно определить, что под ВвК понимается столкновение интересов различных социально-политических субъектов общества, не выходящая за пределы одного государства форма разрешения политических, экономических, национально-этнических, религиозных и других противоречий с применением конфликтующими сторонами средств вооруженной борьбы.
Вместе с тем, по причинам возникновения, пространственно-временным параметров, движущих сил, социальной базы, формам борьбы, логике развития ВвК, каждый из них уникален, что затрудняет их классификацию и выработку методов разрешения противоречий. По результатам проведенного исследования предлагается классифицировать ВвК по нескольким основаниям. В основе первого лежит потенциал конфликтности, включающий причины возникновения. В пределах России ВвК можно сгруппировать в три типа. Первый, конфликты, основанные на территориальных притязаниях. Они касаются соседствующих этнических групп. Как правило, такие конфликты связаны с последствиями политики 30 и 40-х годов, нарушившей территориальное расселение народов. Пример ВвК такого типа – осетино-ингушский. Второй, конфликты, вызванные требованиями выхода из России и полной государственной самостоятельности. Наиболее ярким примером является Чечня. Третий, статусные конфликты, в основе желание расширить административно-управленческие полномочия в соответствующем регионе. По продолжительности ВвК подразделяются на скоротечные и затяжные. Они могут длиться, от нескольких дней до нескольких месяцев или лет. По активности действий: высокой, средней и низкой интенсивности. От момента зарождения до восстановления мира ВвК проходят шесть фаз. При этом им присуща цикличность. Применение силы на ранней стадии развития ВвК, как правило, не разрешает противоречия, а лишь временно подавляет их проявление. Происходит процесс так называемого замораживания ВвК (территория Нагорного Карабаха, Приднестровья, Южной Осетии, Ингушетии, Пригородный район Северной Осетии, районы западного Азербайджана, Чечни).
Роль и место силовых форм разрешения ВвК зависит от того, на какой стадии развития находится конфликт.
Конфликтология выделяет четыре основные стадии: зарождения – стадия характеризуется появлением противоположных интересов у разных групп. Некоторое время проявление различий может носить скрытый характер. По мере углубления различий они превращаются в противоречия. Это уже качественно новое состояние ВвК.
Обострение – соперники применяют в основном мирные средства и соответствующие им формы противодействия. В самом начале стороны стараются воздействовать на сознание и психику людей с целью подрыва морально-психологического состояния, стойкости сил противника, а с другой стороны – обеспечения высокого морально-психологического состояния и стойкости своих сил. При этом применяются формы борьбы: идеологическая, экономическая. В дальнейшем НВФ переходят к открытому насильственному противоборству. Возрастает количество провокационных столкновений, резко обостряется криминальная обстановка. Гибель участников используется в качестве повода для дальнейшего обострения ситуации.
Таким образом, вероятность возникновения ВвК достаточна велика. Сохраняется устойчивая тенденция к расширению масштабов их протекания, ожесточенности вооруженных столкновений. Военная и правоохранительная деятельность государства по предупреждению и пресечению ВвК, хотя и является обеспечивающей, в настоящее время приобретает большое значение. Специфика ВвК заставляет искать новые формы и способы действий по их пресечению.