Повышение и обеспечение качества медицинских услуг является приоритетом здравоохранения Республики Казахстан. Вместе с другими проблемами и вопросами бюджетирования, материально-технического и информационного обеспечения и д.р. не менее важна необходимость работы со специалистами, в частности, мотивирования персонала к эффективному труду. Мотивация, как фактор, побуждающий трудовую и профессиональную активность, имеет свои особенности. Ее снижение у медицинского персонала может быть вызвано различными аспектами. Синдром эмоционального выгорания имеет высокую распространенность среди персонала лечебных учреждений, также может служить причиной снижения мотивации персонала.
В настоящее время общепринятым является определение выгорания, данное Кристина Маслач и Сьюзан Джексон (C. Maslach, S. Jackson) (1984). Под «психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы». Они разработали трехфакторную модель СЭВ, которая легла в основу психодиагностического инструмента MBI (The Maslach Burnout Inventory).
Основной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. К профессиональным факторам риска относят, прежде всего, «помогающие», альтруистические профессии – врачи, особенно оказывающие психиатрическую.
Именно поэтому очень важны меры по профилактике синдрома эмоционального выгорания, используя все имеющиеся для этого подходы. Рассматривая профилактику эмоционального выгорания у медицинских работников за рубежом, ученые не приводят определенных профилактических мер. Исследователи лишь констатируют факты, что среди работников «помогающих» профессий, а именно врачей, очень много сотрудников находятся на стадии высокого эмоционального выгорания.
Большинство респондентов 11 (65%) поменяли бы место работы, если бы представилась возможность (рис. 1).Желание сменить работу проявляется из-за логического продолжения развивающегося стресса. В случае не смены работы происходит состояние интеллектуально-эмоционального ступора. И является предвестником в формировании СЭВ.
Рис. 1. Сменили бы Вы место работы, если бы представилась возможность?
Восемь (47%) медицинских сестер заметили снижение внимательности и увлечение работой, а семь (53%) не заметили особого снижения (рис. 2). Эмоциональный дефицит характеризуется снижением внимательности и происходит падение общего энергетического тонуса.
Рис. 2. Распределение ответов о снижении внимательности и увлечении работой
Общий подсчет количества факторов и их влияния отображен в таблице. Как видно из таблицы, профессиональный фактор в 9 (52,9%) случаев из 17 (100%) преобладает по среднему уровню влияния в трудовой деятельности медицинской сестры. Высокие требования в работе, высокая рабочая нагрузка, отсутствие поддержки среди коллег и др., относящиеся к организационному фактору у медсестер имеет средний уровень влияния в 10 (58,8%) случаев. Работа в ситуации с распределенной ответственностью и грамотным распределением ролей в трудовой деятельности, относящиеся к ролевому фактору, имеют низкий уровень влияния в 11 (64,7%) случаев. Личностный фактор людей (ориентированных на людей в работе, фанатичные, «пламенные») имеют долю в 8 (47%) случаев среднего влияния на СЭВ.
Таблица
Уровни влияния по количеству случаев в факторах риска развития СЭВ
№ |
Фактор |
Уровень влияния (n=85) | ||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||
1 |
Профессиональный |
6 (35,3%) |
9 (52,9%) |
2 (11,8%) |
2 |
Организационный |
3 (17,6%) |
10 (58,8%) |
4 (23,5%) |
3 |
Ролевой |
11 (64,7%) |
5 (29,4%) |
1 (5,9%) |
4 |
Личностный |
6 (35,3%) |
8 (47%) |
4 (23,5%) |
Профессиональный фактор среднего уровня влияния у большей доли наблюдается у медсестер 19-49 лет (19-29 (15 лет (63,6%)), 30-39 лет (60%)), 40-49 лет (12 (54,5%))), так как у медсестер с возрастом 50+ лет наблюдается низкий уровень влияния профессионального фактора.
Профессия медицинского работника связана со значительным риском развития синдрома эмоционального выгорания. Высокий уровень нервно-психической устойчивости и саморегуляции поведения препятствует развитию эмоционального истощения, а значительный коммуникативный потенциал снижает вероятность возникновения деперсонализации.
Сформированный синдром «эмоционального выгорания» свойственен в большей степени группе в возрасте от 28 до 49 лет. Этот факт можно объяснить тем, что у специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения.
В профессиональной деятельности работника медицинской сферы особое значение имеет эмоциональный компонент социального взаимодействия. Напряженность, эмоциональная насыщенность работы медработника повышает вероятность возникновения признаков выгорания. После осознания определенных эмоциональных и физиологических проявлений симптомов выгорания повышается потребность справляться с нарушением здоровья.