Мост Багратион –торгово-пешеходный мост через Москву-реку в составе делового центра «Москва-Сити». Мост был открыт в 1997 году и соединяет Краснопресненскую набережную, станцию метро «Выставочная» и деловой район «Москва-Сити» на левом берегу Москвы-реки с набережной Тараса Шевченко и «Башней 2000» на правом берегу [2].
Автор проекта моста – советский и российский архитектор – Борис Иванович Тхор.
С южной стороны вход на мост совмещен с офисным небоскребом «Башня 2000». Пролетная часть моста состоит из двух уровней: торгово-пешеходная галерея – на первом, основном уровне, смотровая площадка и объекты общественного питания – на втором уровне. Доступ к мосту возможен как на уровне нижней пешеходной набережной Тараса Шевченко, так и на уровне проезжей верхней части набережной. С северной стороны вход представлен пятиуровневым зданием с предприятиями торговли и общественного питания, совмещенном со входом в метро, ранее имелся выход на Персненскую набережную.
Конструкция пролетного строения моста выполнена в виде треугольной в поперечном сечении пространственной фермы. Общая длинна моста – 214 м (два пролета 147м и 49м), а с учётом входных групп – 306 м. Высота моста – 12 м. Возвышение моста над водой составляем – 14 м. Ширина моста – 16,3 м, площадь – 13600 м2. Высота потолка первого уровня моста 3,2 м [4].
На момент постройки моста Багратион на территории комплекса «Москва Сити» существовала недействующая промышленная зона, не представлявшая интереса для жителей города, то есть мост прокладывал маршрут «в никуда». Несмотря на нечеткую функциональную выраженность, мост имел необычные и привлекающие внимание характеристики: панорамные окна, открывающие вид на Москву-реку, траволаторы, крупные пролеты и большие открытые пространства. Мост сам по себе являлся местом притяжения населения [5].
До перепланировки 2019 года функциональное наполнение Моста «Багратион» отличалось от существующего. На уровне торговой галереи моста было предусмотрено 4 группы траволаторов. С юго-западной стороны имелась обширная смотровая зона с панорамным видом на реку. Существовало три пешеходных маршрута: центральный – для посещения торговой зоны, траволаторы – для быстрого сквозного перемещения по мосту и прогулочный маршрут возле панорамных витражей. Разнообразие маршрутов создавало разные сюжеты пешеходной коммуникации. Потолок был декорирован живыми растениями, у входа на мост располагался крупный аквариум, а также боулинг. После ввода в эксплуатацию мост стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы благодаря наличию торгово-развлекательных функций и видовых площадок [3].
Со временем мост лишился части функционального наполнения: внутреннее озеленение, аквариум, боулинг были демонтированы. Выход на Пресненскую набережную был закрыт. В 2019 году были произведены работы по реконструкции внутренних пространств моста: траволаторы демонтировали, была обновлена отделка и освещение, торговые зоны заняли обе стороны моста таким образом, что открытые видовые пространства существенно сократились, единственный пешеходный путь оказался зажат двумя рядами торговых точек.
В будущем, к 2030 году строительная компания «Галс-Девелопмент» планирует реализацию проекта офисного небоскреба высотой 400 м с северной стороны моста на левом берегу Москвы-Реки. Предполагается расположить небоскреб по оси моста, и интегрировать вход на мост из небоскреба, как это было сделано ранее в «Башне 2000». В условиях проектирования нового небоскреба для сохранения существующей коммуникации важно сохранить прямой маршрут к метро как со стороны набережной Тараса Шевченко, так и со стороны «Москва-сити», сохранив простоту навигации для пешеходов [6].
Основной функцией моста «Багратион» является осуществление пешеходной связи между деловым центром «Москва-сити» и набережной Тараса Шевченко, то есть в терминах Исследования – обеспечить коммуникацию между точками А и Б, которые связывает мост – в данном аспекте проявляется коммуникационная составляющая пространства моста. Второй важной функцией является создание торгово-развлекательного комплекса на мосту с магазинами, предприятиями общественного питания и услуг (рациональные функции), а также устройство смотровых площадок и элементов развлечения (иррациональные функции). В совокупности это делает Мост Багратион «коммуникационным», с одной стороны, и «общественным», с другой стороны, «общественным пространством».
Выявлены следующие характеристики моста с точки зрения коммуникации:
- мост «Багратион» в режиме пропуска пешеходного движения работает с 05:30 до 02:00 как коммуникационное пространство;
- имеются внешние точки притяжения А и Б для пешеходов (точка А – метро, территория Москва Сити и Пресненская набережная; точка Б – Башня 2000 и Набережная Тараса Шевченко) то есть мост является связующим элементом;
- на левом и правом берегу Москвы-реки, по обе стороны от моста расположены остановки наземного и водного общественного транспорта, то есть мост образует также пешеходную связь между двумя не связанными напрямую маршрутами следования общественного транспорта;
- северный вестибюль моста совмещён с входом на станцию метро – еще одна важная целевая точка коммуникации;
- основные входы на мост расположены с Кутузовского проспекта (в южной части) и с площади, примыкающей к Галерее Эволюции (в северной части). Вход с набережной Тараса Шевченко у воды является второстепенным. Вход с Пресненской набережной в настоящее время не действует;
- мост отчётливо просматривается с больших расстояний, что положительно влияет на понимание маршрута передвижения по мосту и где находится входные группы. Территория перед входными группами просторная. Попасть на мост можно без преград и лестниц. Траектория прямая, без изломов, как с северной, так и с южной стороны. Эскалаторы не высокие и их достаточно, чтобы не сбивать темп передвижения;
- в южной части моста предусмотрены 2 лифта большой вместимости и группа эскалаторов, в северной части имеются только эскалаторы, что создает препятствие для свободного перемещения МГН;
- нет деления внутренних маршрутов внутри пространства моста на главные и второстепенные. Единственный маршрут расположен посередине моста и проходит вдоль торговых рядов, что смешивает разнонаправленные потоки посетителей;
- ширина прохода составляет 4,8 м, в центральной части проход расширяется до 6 м (ширина прохода достаточная для существующего пешеходного траффика);
- вход и выход на смотровую площадку осуществляется по лестнице в середине моста. Расположение входа и выхода в одном месте не делает смотровую зону на втором уровне коммуникационным пространством. Лестница сужает основной коммуникационный коридор до 2,8 м метров – единственное недостаточно широкое место на мосту для существующего потока пешеходов;
- на мосту отсутствует прогулочный маршрут;
- на мосту запрещено перемещение на велосипеде и других средствах индивидуальной мобильности, что понижает коммуникационную привлекательность моста;
- на мосту практически отсутствуют узконаправленные функциональные точки, которые побудят к посещению комплекса, например предприятия сферы туризма, узкоспециализированные магазины, магазины элитных брендов;
- в целом, наблюдается несоответствие социально-потребительского запроса жителей района и качественного уровня, расположенных на мосту Багратион объектов, вследствие чего жители прилегающих районов практически не пользуются функциональным наполнением моста «Багратион»;
- естественное озеленение в пространстве моста отсутствует;
- в 2020 году мост Багратион ежедневно посещало более 12 тыс. человек, среди которых подавляющее большинство являются сотрудниками компаний, располагающихся в небоскребах «Москва-сити» или гостями башен [3].
Пространство моста с точки зрения функционально наполнения, может быть разделено на две категории функций: рациональную, то есть связанную с активностью, созиданием и приобретением чего-либо, так и иррациональную, связанную с отдыхом и созерцанием чего-то.
Таким образом, были отмечены следующие характеристики рациональных функций моста:
- объекты торговли, предприятия общественного питания, точки оказания бытовых услуг (располагаются по обе стороны моста, образуя торговую галерею, глубина коммерческих помещений равна 5,5 м);
- зоны коммерции четко определены и не выходят в зону коммуникации. Зоны коммерции отделены от зоны коммуникации стеклянной стеной или прилавком. Данные факторы делают функциональное наполнение не навязчивым, что позитивно влияет на коммуникационную привлекательность моста;
- все функциональные помещения моста легкодоступны для посетителей;
- четырехуровневый подземный паркинг рассчитан более чем на 300 авто;
- наземный паркинг способен вместить порядка 70 машин;
- на мосту расположена одна группа платных санузлов в северной части; Доступ к санузлам не очевиден и плохо просматривается, при этом, южная часть моста остается лишена этой функции;
- большинство рациональных функций рассчитано на случайного посетителя – продовольственные магазины, табачные киоски, предприятия быстрого питания, кофейни. Функции, ради которых посетители специально придут на мост, практически отсутствуют.
Характеристики иррациональных функций моста Багратион:
- защита от климатических факторов за счёт полной изоляции пространства здания прозрачными панорамными пластиковыми панелями;
- наличие трех смотровых зон на Москву-реку и район «Москва-сити»: по обе стороны от центра на первом уровне моста располагаются две небольшие смотровые площадки с зонами отдыха и одна большая смотровая площадка с панорамными видами на город, расположенная на втором уровне моста;
- наличие мест для отдыха (мест для сидений достаточно, они располагаются на протяжении всей длины моста, что особенно удобно для МГН);
- возможность организации небольших фотовыставок (организация выставок и других культурно-развлекательных мероприятия, например проведения мастер-классов, организации фотозон затруднена ввиду ограниченного свободного пространства);
- использование элементов монументального искусства: скульптура Эрнста Неизвестного «Древо жизни», барельеф с изображением автора моста «Багратион» архитектора Бориса Тхора. Эти объекты повышают навигационные характеристики моста;
- дизайн, конструктивные элементы моста способствуют его привлекательности для посещения, формированию идентичности места;
- до перепланировки 2019 года на мосту проходили выставки. Так в 2004 году на мосту прошла выставка мотоциклов Harley Davidson, которая привлекла жителей Москвы и других городов [3];
- конструкция моста представляет широкие возможности для перепланировки;
- на мосту до реконструкции, произведенной в 2019 г. проводились фотосессии (после реконструкции сократилось число видовых площадок площадок) [4];
- на мосту имеется два места для социального взаимодействия разных групп населения: открытая смотровая площадка на втором уровне моста и фудкорт;
- безопасность порядка на мосту поддерживается наличием службы охраны, а также системой видеонаблюдения;
- движение и использование функционального наполнения моста комфортно осуществлять в одиночку, так как групповое посещение и общение будет затруднено ограниченностью пространства и высоким пешеходным потоком.
На основе вышеперечисленных особенностей планировочной и функциональной организации моста «Багратион» можно сделать следующие выводы, касающиеся характеристики моста, как коммуникационного общественного пространства:
- Мост Багратион является коммуникационным общественным пространством, так как сочетает в себе коммуникационную функцию: через мост осуществляется связь со многими объектами и маршрутами города, а также имеет общественно-значимое функциональное наполнение, способное стать самостоятельной целью специального посещения объекта.
- До перепланировки моста в 2019 г. иррациональное функциональное наполнение моста преобладало над рациональным, что в большей степени соответствовало функциональным и имиджевым характеристикам делового комплекса «Москва-сити». Перепланировка 2019 года повлекла за собой значительное увеличение количества торговых точек для широкого потребления, видовые характеристики пространства практически исчезли, сократилось количество и качество мест для общественного взаимодействия, таким образом, сократилась селективность места и его идентичность по отношению к другим схожим по характеристикам общественным пространствам города. Данные факторы сократили социальную значимость моста «Багратион».
- Основной функциональной проблемой в настоящее время представляется несоответствие уровня функционального наполнения моста классу окружающей застройки.
- Коммуникационная функция моста сохранила своё значение, осталась развитой с постоянным увеличением пешеходного потока (при наличии недостатков, среди которых можно отметить: ограниченное время работы моста, отсутствие траволаторов, лифтов для МГН).