Исследование эмоционального интеллекта и его взаимосвязей с различными свойствами личности, в частности, процессами самоактуализации является новой и малоисследованной в современной психологической науке проблемой.
В современных условиях жизни, а именно высокой активной деятельности человека, огромного количества различной информации, изменении внешних факторов: политических, экономических, пандемии и, как следствие, повышение степени стрессогенности – все это порождает необходимость поддержания стабильности психики человека.
Постоянные общественные преобразования формируют новые условия жизни, и эти новые условия предъявляют соответствующие требования к личности, функция которых должна заключаться в развитии способностей человека управлять конфликтами и стрессовыми ситуациями.
В современных научных работах такие авторы как Фёдоров Ю. В., Костакова И.В. и др. [3, 5] характеризуют эмоциональный интеллект как важную способность человека, которая позволяет обеспечивать ответственность, инициативность, способность работать в команде, самореализацию и самоактуализацию, умение продвигаться по карьерной лестнице и т.д. На рис. 1 представлены компоненты эмоционального интеллекта Д. Гоулмана, Р. Бояциса и Э. Макки.
Рис. 1. Компоненты эмоционального интеллекта (Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки)
Большой объем и поток информации в современном мире требуют от руководителей различного звена и профессионалов высокого уровня компетентности. Чтобы уверенно чувствовать себя в этом огромном информационном пространстве и быть самореализованным, необходимо владеть организаторскими способностями и уметь коммуницировать.
По мнению Д. Гоулмана, успех деятельности каждого руководителя напрямую зависит от его уровня общего интеллекта до 25%, а от уровня его эмоционального интеллекта – до 85% [2]. Важным моментом при отборе персонала предприятия, а также развития потенциальных возможностей личности является оценка её уровня эмоционального интеллекта во взаимосвязи с самоактуализацией.
Самоактуализация – многогранный и сложный феномен, который впервые описал К. Гольдштейн, а затем уже более подробно был изучен психологами, представителями гуманистического направления, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В иерархии потребностей по А. Маслоу потребность в самоактуализации занимает высшую ступень (рис. 2).
Рис. 2. Иерархия потребностей А. Маслоу
В той или иной форме проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоактуализации личности изучалась в приближенных к гуманистической психологии направлениях – социокультурном психоанализе К. Хорни и Э. Фромма, гештальттерапии Ф. Перлза, экзистенциальной психологии Д. Бьюдженталя и Р. Мэя, философских работах М. К. Мамардашвили. В настоящее время все чаще рассматриваются социально-психологические аспекты личностного роста и самоактуализации (Л.А. Коростелева, Е.Е. Вахромов, О.В. Немиринский, Н.В. Ковалева) [7].
Особую значимость в изучении проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоактуализации личности приобретают труды современных ученых-психологов Андреевой И. Н., Шабановой Т. Л., Юрьевой О. В. и др. [1, 6, 7].
Например, в своих научных исследованиях Андреева И. Н., пришла к выводу о том, что юноши (студенты ВУЗа в возрасте 19-22 года) с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют признаки самоактуализирующейся личности. В частности, была выявлена прямая связь между эмоциональным интеллектом и таким компонентом самоактуализации, как принятие ценностей.
С самоактуализацией личности в большей степени связан внутриличностный эмоциональный интеллект. Человек ориентируется на собственное мнение и собственные принципы в том случае, если он понимает свои эмоции и может управлять ими, и такой человек, безусловно, стремится к общечеловеческим ценностям. Такая личность ценит своё мнение, ведет себя естественно и может смело демонстрировать свои эмоции окружающим.
Если человек способен управлять чужими эмоциями, то он стремится к саморазвитию, у него достаточно хорошо развиты творческие способности. Для такой личности большое значение имеют общечеловеческие ценности, характерна высокая степень самоуважения. Свою агрессию человек принимает как естественную реакцию психики и способен управлять ей.
Также автором выявлена и обратная связь между сверхчувствительностью к себе (компонент самоактуализации) и межличностным эмоциональным интеллектом (компонент эмоционального интеллекта) [7]. Человек не видит смысла сдерживать свои эмоции, если он способен хорошо понимать свои чувства. В противном случае теряется индивидуальность в процессе коммуникации с миром. Обратная связь обнаружена автором между контактностью и межличностным эмоциональным интеллектом. Например, общаясь с близкими людьми, человек не хочет контролировать их мысли.
Шабанова Т.Л. обнаружила прямую связь между самомотивацией и эмоциональным интеллектом и обратную связь между социальной успешностью и самоуважением и внутриличностным эмоциональным интеллектом у менеджеров крупной компании [6].
Другие источники утверждают, что существует отрицательная корреляция между эмоциональным интеллектом и многими признаками, которые предрасполагают людей к творчеству и инновациям.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом отлично следуют процессам, коммуникабельны, но у них не хватает смелости, чтобы бросить вызов статус-кво. Как правило, для внедрения инноваций необходимы нестандартные решения, а люди с высоким эмоциональным интеллектом в большей степени сосредоточены на том, чтобы успешно контактировать в коллективе, чем развиваться [4].
Исходя из анализа теорий и эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоактуализации личности можно отметить, что эта взаимосвязь изучена недостаточно. Психологи занимались изучением взаимосвязи эмоционального интеллекта и индивидуальных особенностей самоактуализации либо в рамках одного сегмента (у студентов вуза, у менеджеров крупной торговой компании), который характеризуется особым социальным климатом, и результаты исследования не могут быть адаптированы к другому сегменту, либо на ограниченной выборке по числу испытуемых.
Таким образом, можно говорить о наличии противоречий о взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоактуализации личности, недостаточной разработанности концепции взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоактуализации личности, с одной стороны, и наличием множества эмпирических подтверждений важности данных феноменов для эффективного осуществления профессиональной деятельности и успешного построения межличностных отношений, с другой.