Главная
АИ #44 (174)
Статьи журнала АИ #44 (174)
Анализ взаимосвязи между качеством коммуникаций и вовлеченности персонала крупны...

Анализ взаимосвязи между качеством коммуникаций и вовлеченности персонала крупных инжиниринговых компаний

Научный руководитель

Минченкова Ольга Юрьевна

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

коммуникации
анализ
управление персоналом
вовлеченность
факторы
эффективность
качество
методы развития
внутрикорпоративные коммуникации
качественные коммуникации

Аннотация статьи

В статье рассматривается взаимосвязь между качеством коммуникаций и вовлеченности персонала крупных инжиниринговых компаний на основании анализа параметров коммуникации. Исследование этой взаимосвязи является важным аспектом успешного управления в инжиниринговых компаниях. Качество коммуникаций оказывает прямое влияние на то, насколько сотрудники ощущают себя связанными с целями и ценностями компании, что в свою очередь влияет на их продуктивность и вовлеченность. Анализ параметров коммуникации помогает выявить сильные и слабые стороны системы коммуникаций и разработать стратегии для повышения вовлеченности персонала и, как следствие, обеспечения успеха компании в конкурентной среде.

Текст статьи

В настоящий момент в крупных инжиниринговых организациях все более значимое место занимают внутрикорпоративные коммуникации и являются жизненно важным элементом современных крупных организаций, обеспечивая эффективное общение, координацию и создание благоприятной рабочей среды. К особенностям коммуникаций крупных инжиниринговых компаний можно отнести:

  1. Четкая информативность – исходя из специфики инжиниринговой деятельности, информация, передаваемая основному персоналу организации, должна быть четкой, прозрачной и полной, для снижения времени на уточнения и более быстрого взятия задач в работу, тем самым не нарушая бесперебойность рабочего процесса.
  2. Высокая скорость и своевременность передачи информации и принятых управленческих решений - быстрая передача информации и управленческих решений позволяет инженерам и проектным менеджерам оперативно реагировать на изменения и проблемы, что снижает риски и помогает в соблюдении сроков выполнения проектов.
  3. Обоснованность получаемой информации - во многих областях инжиниринга существуют строгие нормативы и стандарты. Получение обоснованной информации помогает инженерам соблюдать эти стандарты и обеспечивать соответствие своих продуктов и проектов требованиям законодательства и индустрии.

Исходя из вышеперечисленных особенностей коммуникаций крупных инжиниринговых компаний можно сделать вывод о том, что для поддержания производительности персонала и бесперебойности процессов внутри компании коммуникации обязательно должны быть качественными.

Качественные коммуникации в инжиниринговых компаниях – это процесс передачи информации и обмена идеями среди инженеров, проектных менеджеров, клиентов и других заинтересованных стейкхолдеров, который характеризуется ясностью, эффективностью, адаптацией к техническим требованиям и стандартам, а также способностью поддерживать отношения, способствуя успешному выполнению проектов и достижению инженерных целей. Сотрудники, в свою очередь, при условии, что коммуникации качественные, вовремя дают обратную связь руководству, что способствует повышению вовлеченности персонала, так как обеспечивают сотрудников информацией, пониманием целей и ощущением своей роли в организации [4, с. 25]. Для оценки качества коммуникаций можно использовать критерии, представленные в таблице.

Таблица

Описание критериев качества коммуникаций

Параметры качества коммуникации

Описание критерия

Формула расчета

Малое количество промежуточных звеньев при передаче информации

Относится к числу промежуточных узлов или систем, через которые проходит информация в процессе её передачи от отправителя к получателю. Этот показатель оценивает сложность и степень надежности сети или системы передачи информации. В крупных компаниях при выстроенной иерархии информация может передаваться не напрямую, а, к примеру, через руководителя сотрудника, которому эта информация предназначается. Таким образом руководитель выступает промежуточным лицом, что замедляет процесс передачи информации.

Количество промежуточных звеньев = Количество узлов или систем – 2

 

В этой формуле вычитаем 2, так как в типичной передаче информации есть отправитель и получатель, и остальные узлы считаются промежуточными звеньями.

Показателем качества коммуникации является количество промежуточных звеньев не более 3

Умеренная частота обновления новостной сводки в каналах коммуникаций организации

Временной интервал, с которым информация и обновления передаются и публикуются внутри организации с целью информирования сотрудников или заинтересованных сторон. Определяется количеством обновлений новостной информации за определенный период времени (например, в день, неделю или месяц)

Частота обновления = Общее количество обновлений /
Временной интервал

 

Качественная частота обновления должна быть не чаще чем 1 раз в неделю (например, итоги/события прошлой недели по понедельникам) и не реже чем раз в месяц (таким образом сотрудники в курсе основных событий в компании)

Низкая доля негативных обращений на "горячую линию" к общему числу обращений

Процентное соотношение жалоб, претензий или негативных обращений к общему числу обращений на специальную линию обратной связи, используемую для выражения неудовлетворенности или проблем со стороны клиентов или пользователей

Доля негативных обращений = (Количество негативных обращений / Общее количество обращений) × 100%

Показателем качества данного параметра должно быть значение, стремящееся к нулю.

Количество откликов на опросы

Количество ответов или реакций, полученных на определенные вопросы или анкеты, проводимые с целью сбора информации и мнений от опрошенных лиц или групп

Количество откликов = Число полученных ответов или реакций на опрос

Показателем качества является значение 100% от выбранной опрашиваемой группы

Однако руководство нередко забывает о важности развития внутрикорпоративных коммуникаций, не задумываясь о том, что такое отношение влечет за собой большое количество проблем. Проблемы внутрикорпоративных коммуникаций включают неясность информационных потоков, недоразумения, недостаток открытой обратной связи и ограниченный доступ сотрудников к ключевой информации [5, с. 34]. Это, в свою очередь влечет снижение уровня вовлеченности персонала.

В последнее время в качестве ключевого показателя восприятия организации как работодателя изучается вовлеченность сотрудников. Вовлеченность персонала – это физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, в котором сотрудники стремятся выполнять работу как можно лучше, достигать результатов. Согласно точке зрения У. Кана «вовлеченность персонала» – это выражение своего «Я» в ходе исполнения рабочих задач, что позволяет установить связь с работой и другими участниками процесса, а также стимулирует физическое, когнитивное и эмоциональное присутствие и активное исполнение рабочей роли [3, с. 113]. Знания о работе, которую работник осуществляет, в сочетании с желанием разбираться в веяниях, быть в курсе нововведений, и очевидной результативностью его работы, как раз и формируют его вовлеченность. Вовлеченность сотрудников оказывает положительное воздействие на бизнес, повышая эффективность, качество работы, клиентское обслуживание и другие аспекты, что способствует устойчивому росту и успеху компании [2, с. 43]. Однако, для высокой вовлеченности персонала необходимы качественные коммуникации. Рассмотрим взаимосвязь качественных коммуникаций и параметров вовлеченности персонала ниже (рис.).

Рис. Взаимосвязь качественных коммуникаций и параметров вовлеченности персонала

  1. При малом количестве промежуточных звеньев между отправителем и получателем информации повышается уровень эффективности труда, так как сообщение либо задаче в таком случае не размывается и не обрастает дополнительным деталями и понята получателем в большинстве случаев так как хотел того отправитель что повысит вовлеченность обоих сотрудников. При большом количестве звеньев в цепочке передачи информации от отправителя к получателю эффект будет противоположным – сообщение/задача будет не понято, уровень вовлеченности упадет.
  2. Низкая доля негативных обращений на «горячую линию» может говорить о высоком уровне удовлетворенности сотрудников, что также является одним из ключевых факторов оценки вовлеченности персонала. Чем выше доля негативных обращений, тем ниже уровень удовлетворенности и, соответственно, ниже вовлеченность.
  3. Умеренная частота обновления новостной сводки в каналах коммуникаций организации повышает уровень информированности сотрудника о стратегии и текущей жизни компании, при этом, не перенасыщая его информацией и дозируя ее, приобщает его к общим результатам, заставляет чувствовать его частью организации, снижает уровень тревожности, сокращает количество оснований для распространения слухов, способствуя повышению вовлеченности [1, с. 35]. Неосведомленный о жизни компании сотрудник, напротив, чувствует свою непричастность к общему делу и менее вовлечен.
  4. Чем больше количество ответов на опросы, тем выше инициативность сотрудников, что в свою очередь свидетельствует о более высоком уровне вовлеченности, поскольку это указывает на их заинтересованность в развитии компании.

Исследование взаимосвязи между качеством коммуникаций и уровнем вовлеченности персонала в крупных инжиниринговых компаниях подчеркивает важность эффективных коммуникаций для достижения успеха и устойчивого развития инжиниринговых организаций. Качественные коммуникации, включая ясность, открытость и эффективность, способствуют лучшему пониманию целей и стратегии компании, создают условия для активного взаимодействия с сотрудниками, а также способствуют укреплению корпоративной культуры и чувства принадлежности [6, с. 142]. Уровень вовлеченности персонала, в свою очередь, оказывает влияние на производительность, лояльность и удовлетворенность сотрудников, что является критически важным для успеха инжиниринговых компаний в современной динамичной среде.

В этом контексте, организации должны стремиться к постоянному совершенствованию своих коммуникационных практик и обеспечению максимальной вовлеченности сотрудников. Это включает в себя разработку четких коммуникационных стратегий, уделяя внимание как внешним, так и внутренним аспектам обмена информацией. Компании также должны регулярно оценивать уровень вовлеченности сотрудников и реагировать на выявленные проблемы и потребности.

В конечном итоге, интеграция качественных коммуникаций и высокой вовлеченности персонала создает устойчивое преимущество для инжиниринговых компаний, позволяя им достигать лучших результатов, привлекать и удерживать талантливых сотрудников и успешно справляться с вызовами на пути к инновациям и росту.

Список литературы

  1. Бобылева М. В. Роль внутрикорпоративных коммуникаций в системе управления персоналом организации // Интерактивная наука. 2019. № 4 (38). 35 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vnutrikorporativnyh-kommunikatsiy-v-sisteme-upravleniya-personalom-organizatsii
  2. К. Рак., Исследуя внутренние коммуникации // Издательский дом ВШЭ. 2022. 440 с.
  3. Минченкова О.Ю., Свистунов В.М. Повышение конкурентоспособности организации на основе управления знаниями // монография. 2008. 222 с.
  4. Организационная психология. 2022. Т. 12. № 3. С. 110-137. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2022-12-3.html
  5. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю., Макеева В.Г. Особенности работы менеджеров в условиях перевода сотрудников на удаленную форму работы. Наука и искусство управления. 2020;(1/2):32-43.
  6. Федорова Н.В. Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации. Учебное пособие для студентов вузов. КНОРУС, 2017. 432 с.

Поделиться

672

Иванова А. Ю. Анализ взаимосвязи между качеством коммуникаций и вовлеченности персонала крупных инжиниринговых компаний // Актуальные исследования. 2023. №44 (174). Ч.II.С. 33-37. URL: https://apni.ru/article/7352-analiz-vzaimosvyazi-mezhdu-kachestvom-kommuni

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (225)

Прием материалов

19 октября - 25 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 ноября