В настоящий момент в крупных инжиниринговых организациях все более значимое место занимают внутрикорпоративные коммуникации и являются жизненно важным элементом современных крупных организаций, обеспечивая эффективное общение, координацию и создание благоприятной рабочей среды. К особенностям коммуникаций крупных инжиниринговых компаний можно отнести:
- Четкая информативность – исходя из специфики инжиниринговой деятельности, информация, передаваемая основному персоналу организации, должна быть четкой, прозрачной и полной, для снижения времени на уточнения и более быстрого взятия задач в работу, тем самым не нарушая бесперебойность рабочего процесса.
- Высокая скорость и своевременность передачи информации и принятых управленческих решений - быстрая передача информации и управленческих решений позволяет инженерам и проектным менеджерам оперативно реагировать на изменения и проблемы, что снижает риски и помогает в соблюдении сроков выполнения проектов.
- Обоснованность получаемой информации - во многих областях инжиниринга существуют строгие нормативы и стандарты. Получение обоснованной информации помогает инженерам соблюдать эти стандарты и обеспечивать соответствие своих продуктов и проектов требованиям законодательства и индустрии.
Исходя из вышеперечисленных особенностей коммуникаций крупных инжиниринговых компаний можно сделать вывод о том, что для поддержания производительности персонала и бесперебойности процессов внутри компании коммуникации обязательно должны быть качественными.
Качественные коммуникации в инжиниринговых компаниях – это процесс передачи информации и обмена идеями среди инженеров, проектных менеджеров, клиентов и других заинтересованных стейкхолдеров, который характеризуется ясностью, эффективностью, адаптацией к техническим требованиям и стандартам, а также способностью поддерживать отношения, способствуя успешному выполнению проектов и достижению инженерных целей. Сотрудники, в свою очередь, при условии, что коммуникации качественные, вовремя дают обратную связь руководству, что способствует повышению вовлеченности персонала, так как обеспечивают сотрудников информацией, пониманием целей и ощущением своей роли в организации [4, с. 25]. Для оценки качества коммуникаций можно использовать критерии, представленные в таблице.
Таблица
Описание критериев качества коммуникаций
Параметры качества коммуникации |
Описание критерия |
Формула расчета |
---|---|---|
Малое количество промежуточных звеньев при передаче информации |
Относится к числу промежуточных узлов или систем, через которые проходит информация в процессе её передачи от отправителя к получателю. Этот показатель оценивает сложность и степень надежности сети или системы передачи информации. В крупных компаниях при выстроенной иерархии информация может передаваться не напрямую, а, к примеру, через руководителя сотрудника, которому эта информация предназначается. Таким образом руководитель выступает промежуточным лицом, что замедляет процесс передачи информации. |
Количество промежуточных звеньев = Количество узлов или систем – 2
В этой формуле вычитаем 2, так как в типичной передаче информации есть отправитель и получатель, и остальные узлы считаются промежуточными звеньями. Показателем качества коммуникации является количество промежуточных звеньев не более 3 |
Умеренная частота обновления новостной сводки в каналах коммуникаций организации |
Временной интервал, с которым информация и обновления передаются и публикуются внутри организации с целью информирования сотрудников или заинтересованных сторон. Определяется количеством обновлений новостной информации за определенный период времени (например, в день, неделю или месяц) |
Частота обновления = Общее количество обновлений /
Качественная частота обновления должна быть не чаще чем 1 раз в неделю (например, итоги/события прошлой недели по понедельникам) и не реже чем раз в месяц (таким образом сотрудники в курсе основных событий в компании) |
Низкая доля негативных обращений на "горячую линию" к общему числу обращений |
Процентное соотношение жалоб, претензий или негативных обращений к общему числу обращений на специальную линию обратной связи, используемую для выражения неудовлетворенности или проблем со стороны клиентов или пользователей |
Доля негативных обращений = (Количество негативных обращений / Общее количество обращений) × 100% Показателем качества данного параметра должно быть значение, стремящееся к нулю. |
Количество откликов на опросы |
Количество ответов или реакций, полученных на определенные вопросы или анкеты, проводимые с целью сбора информации и мнений от опрошенных лиц или групп |
Количество откликов = Число полученных ответов или реакций на опрос Показателем качества является значение 100% от выбранной опрашиваемой группы |
Однако руководство нередко забывает о важности развития внутрикорпоративных коммуникаций, не задумываясь о том, что такое отношение влечет за собой большое количество проблем. Проблемы внутрикорпоративных коммуникаций включают неясность информационных потоков, недоразумения, недостаток открытой обратной связи и ограниченный доступ сотрудников к ключевой информации [5, с. 34]. Это, в свою очередь влечет снижение уровня вовлеченности персонала.
В последнее время в качестве ключевого показателя восприятия организации как работодателя изучается вовлеченность сотрудников. Вовлеченность персонала – это физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, в котором сотрудники стремятся выполнять работу как можно лучше, достигать результатов. Согласно точке зрения У. Кана «вовлеченность персонала» – это выражение своего «Я» в ходе исполнения рабочих задач, что позволяет установить связь с работой и другими участниками процесса, а также стимулирует физическое, когнитивное и эмоциональное присутствие и активное исполнение рабочей роли [3, с. 113]. Знания о работе, которую работник осуществляет, в сочетании с желанием разбираться в веяниях, быть в курсе нововведений, и очевидной результативностью его работы, как раз и формируют его вовлеченность. Вовлеченность сотрудников оказывает положительное воздействие на бизнес, повышая эффективность, качество работы, клиентское обслуживание и другие аспекты, что способствует устойчивому росту и успеху компании [2, с. 43]. Однако, для высокой вовлеченности персонала необходимы качественные коммуникации. Рассмотрим взаимосвязь качественных коммуникаций и параметров вовлеченности персонала ниже (рис.).
Рис. Взаимосвязь качественных коммуникаций и параметров вовлеченности персонала
- При малом количестве промежуточных звеньев между отправителем и получателем информации повышается уровень эффективности труда, так как сообщение либо задаче в таком случае не размывается и не обрастает дополнительным деталями и понята получателем в большинстве случаев так как хотел того отправитель что повысит вовлеченность обоих сотрудников. При большом количестве звеньев в цепочке передачи информации от отправителя к получателю эффект будет противоположным – сообщение/задача будет не понято, уровень вовлеченности упадет.
- Низкая доля негативных обращений на «горячую линию» может говорить о высоком уровне удовлетворенности сотрудников, что также является одним из ключевых факторов оценки вовлеченности персонала. Чем выше доля негативных обращений, тем ниже уровень удовлетворенности и, соответственно, ниже вовлеченность.
- Умеренная частота обновления новостной сводки в каналах коммуникаций организации повышает уровень информированности сотрудника о стратегии и текущей жизни компании, при этом, не перенасыщая его информацией и дозируя ее, приобщает его к общим результатам, заставляет чувствовать его частью организации, снижает уровень тревожности, сокращает количество оснований для распространения слухов, способствуя повышению вовлеченности [1, с. 35]. Неосведомленный о жизни компании сотрудник, напротив, чувствует свою непричастность к общему делу и менее вовлечен.
- Чем больше количество ответов на опросы, тем выше инициативность сотрудников, что в свою очередь свидетельствует о более высоком уровне вовлеченности, поскольку это указывает на их заинтересованность в развитии компании.
Исследование взаимосвязи между качеством коммуникаций и уровнем вовлеченности персонала в крупных инжиниринговых компаниях подчеркивает важность эффективных коммуникаций для достижения успеха и устойчивого развития инжиниринговых организаций. Качественные коммуникации, включая ясность, открытость и эффективность, способствуют лучшему пониманию целей и стратегии компании, создают условия для активного взаимодействия с сотрудниками, а также способствуют укреплению корпоративной культуры и чувства принадлежности [6, с. 142]. Уровень вовлеченности персонала, в свою очередь, оказывает влияние на производительность, лояльность и удовлетворенность сотрудников, что является критически важным для успеха инжиниринговых компаний в современной динамичной среде.
В этом контексте, организации должны стремиться к постоянному совершенствованию своих коммуникационных практик и обеспечению максимальной вовлеченности сотрудников. Это включает в себя разработку четких коммуникационных стратегий, уделяя внимание как внешним, так и внутренним аспектам обмена информацией. Компании также должны регулярно оценивать уровень вовлеченности сотрудников и реагировать на выявленные проблемы и потребности.
В конечном итоге, интеграция качественных коммуникаций и высокой вовлеченности персонала создает устойчивое преимущество для инжиниринговых компаний, позволяя им достигать лучших результатов, привлекать и удерживать талантливых сотрудников и успешно справляться с вызовами на пути к инновациям и росту.