Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье детей – это важнейшее условие социально-экономического развития общества, могущества страны. Здоровье детей – это главная ценность любого государства, первоочередная забота властей – сказал, губернатор Белгородской области Гладков В.В. В образовательном процессе активно пересматриваются подходы к приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни средствами физической культуры. В ближайшем будущем нашим подросткам надо будет участвовать в повышении страны, накапливания потенциала в экономической, научной и культурной сфере. Поэтому проблема сохранения, укрепления и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна.
Проблема здоровья, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни особенно важно для нашего учреждения, где проживают и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Так как все чаще и чаще в наше учреждение поступают дети из неблагополучных семей. Необходимость сохранения здоровья у подростков не наполнена никаким содержанием, поэтому, зачастую, это выражается в образе жизни, который исключает заботу о своем здоровье. Наши жизненные ресурсы бесконечны, думают подростки. Именно в этом возрасте много эмоций, но мало двигательной активности, релаксации и времени на здоровый отдых, так как есть убеждение в бесконечности своих физических и психических резервов. Молодые люди входят в новую социальную среду, где должны получить признание сверстников и высокий статус. Для этого все средства хороши, и тогда возможно рискованное отношение к своему здоровью: употребление алкоголя, курение, а иногда наркотиков. К сожалению, у многих ребят имеются хронические заболевания, наблюдается нарушение осанки, зрения, задержка психического развития, а многие даже не знакомы с понятием «Здоровый образ жизни».
По современным представлениям в понятии здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции [1, с.122].
Ученые пишут, что здоровый образ жизни – это активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Сама по себе деятельность не появиться у ребенка, его нужно научить вести здоровый образ жизни. [2, с. 154].
Педагоги для ребят значимые люди, и мы стараемся сделать все, что в наших силах, чтобы выработать у детей привычку вести здоровый образ жизни.
Поэтому приходиться начинать с азов. Учить детей ухаживать за собой и своим телом, формировать навыки личной гигиены, развивать потребность поддерживать свое здоровье закаливающими процедурами, заниматься физкультурой и спортом, формировать у воспитанников осознанную ответственность за свое здоровье, заниматься самовоспитанием личности.
Воспитанникам прививаются навыки личной гигиены: через проведение режимных моментов и практических занятий о физиологии человека, о взаимоотношении полов, о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Создается психологический климат и комфортная среда в группах; проводятся коррекционно-оздоровительные мероприятия совместно с инструктором по спорту, которые включают коррекционные игры, физические игры на воздухе, спортивные соревнования, ребята вовлекаются в спортивные кружки и секции.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения – физкультурно-оздоровительное, которое реализуется через систему воспитательной работы: спортивные секции, кружки, различные мероприятия. В нашем учреждении созданы все условия для формирования у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, навыков личной гигиены, потребности поддерживать свое здоровье закаливающими процедурами, занятий физкультурой и спортом.
Постоянно проводятся дни здоровья и спорта, ребята по приглашению волонтеров посещают бассейн, посещают свой тренажерный зал, занимаются в спортивных секциях.
Тренировки по футболу, волейболу, настольному теннису служат основой выработки двигательного навыка и координации движения, а также закаливания организма. Непременным условием тренировки являются комплексность, постепенный переход от малых нагрузок к большим, систематичность, учет функциональных возможностей организма. Тренировки способствуют более быстрому и значительному развитию ловкости, силы, выносливости, быстроты движений.
В учреждении проходит много различных мероприятий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни. Одна из форм – это реализация проекта – «Я – выбираю спорт», в который вовлечены воспитанники. В рамках проекта проведено много мероприятий таких как «Осенний кросс».
Проведение различного рода мероприятий «Мы против наркотиков», «Вредные привычки и наше здоровье», «Мы за ЗОЖ», «Футбол как стиль жизни» и другие позволяют не только заинтересовать воспитанников в проведении самого мероприятия, но и позволяют им понять проблемы современного общества и пути их решения, формируют у них устойчивое мировоззрение. С подростками часто проводятся беседы-рассуждения, мини-лекции: «Жизнь без сигарет», «Пирамида здорового питания», «Почему вредные привычки называют вредными», «Употребление алкоголя – опасная болезнь» и другие. В рамках антинаркотического месячника наши воспитанники принимали активное участие в конкурсе рисунков «В объективе – здоровье» в спортивных мероприятиях учреждения, распространяли листовки в образовательных учреждениях, где они учатся, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Важно помнить, что нет ничего важнее, чем здоровье. К сожалению, многие люди это понимают тогда, когда тяжело и надолго заболевают. Так давайте же быть немного благоразумнее и не доводить организм до состояния вялости и болезни.
Болезнь лучше предупредить, чем лечить её последствия [3, с. 14].
Молодые люди обязаны вести правильный, здоровый образ жизни, быть достойными гражданами своей страны и стать примером для своих детей, чтобы будущее поколение тоже было достойным.
Если говорить об интернатном учреждении, то действия педагогов должны быть направлены не на то, чтобы воспитанник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы воспитанник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – это профилактика [4, с. 135].