Проблема коррупционной деятельности с использованием наличных денег

В данной статье рассмотрена проблема коррупционной деятельности с использованием наличных денег, разработан и проанализирован возможный способ решения данной проблемы, также рассмотрены законодательные меры по борьбе с коррупционной деятельностью.

Аннотация статьи
Российская Федерация
коррупционная деятельность
наличные деньги
виртуальная валюта
проблема
Ключевые слова

На сегодняшний день проблема коррупционной деятельности, а именно дача взятки наличными средствами, все также актуальна. Согласно статистике, предоставленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, раскрываемость преступлений, связанных с коррупцией за 2022 возросла по сравнению с 2021 годом на 0,5% годом и составила 98,2% [1]. Однако число выявленных случаев преступлений коррупционной направленности также возросло. Высокая раскрываемость таких преступлений говорит об усердной и интенсивной работе органов предварительного расследования, но только уже совершенные преступления могут быть раскрытыми. За первые 3 квартала 2022 года в Российской Федерации (далее РФ) ущерб от преступлений коррупционной направленности составил 45,4 миллиарда рублей [1]. Такой огромный ущерб и есть одна из главных причин актуальности данной проблемы.

В данной статье мы рассмотрим, в чем заключается проблема коррупционной деятельности с использованием наличных денег и возможный способ ее решения.

Для достижения поставленной задачи требуется:

  1. Изучить законодательные меры по борьбе с коррупционной деятельностью.
  2. Подробно рассмотреть проблему коррупционной деятельности, а именно взяточничество с использованием наличных денег.
  3. Проанализировать возможный способ решения актуальной проблемы коррупционной деятельности с использованием наличных денег.

В представленной статье в целях изучения проблемы коррупционной деятельности с использованием наличных денег и анализа одного из возможных способов решения данной проблемы, мы использовали документы, находящиеся в открытом доступе в интернете, а также некоторые научные методы, такие как описание, анализ, обобщение.

Для последующего рассмотрения проблемы и поиска ее решения необходимо определиться с самим понятием коррупции. Чтобы сделать это, мы обратились к федеральному закону «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года. Согласно первой статье данного закона понятие коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды [2].

В настоящей статье коррупция будет рассматриваться как дача или получение взятки с использованием наличных денежных средств.

Далее рассмотрим законодательные меры по борьбе с коррупционной деятельностью. Согласно статье 290 и 291 Уголовного кодекса РФ наказание, предусмотренное для лиц, участвующих в получении или даче взятки варьируется от нескольких миллионов рублей или суммы, десятикратно превышающей сумму самой взятки до 15 лет лишения свободы. Мера пресечения также зависит и от количества соучастников преступления. Однако исходя из статистики, приведенной выше, такое суровое наказание останавливает далеко не всех от участия в преступной деятельности.

Использование наличных денежных средств достаточно удобно для взяточничества, поскольку отследить дачу взятки таким способом, предварительно не имея информации об этом очень сложно или практически невозможно. К тому же не все расходы человека можно зафиксировать, но это не главное. Данное лицо может работать в правоохранительных органах, находиться на службе в силовых структурах или занимать должность в медицинском учреждении. Такой человек, получив взятку, будет совершать противоправные действия, злоупотреблять должностными полномочиями или наоборот бездействовать в определенных ситуациях. Все действия, описанные выше, могут повлечь за собой не только материальный ущерб, но и привести к угрозе жизни или даже гибели никак не причастных к преступлению граждан. Из этого можно сделать вывод, что необходимо лишить коррупционеров возможностей для незаметного получения денежных средств.

Таким образом, если уголовная ответственность до конца не решает проблему использования в коррупционных целях наличных денежных средств, то нужно попробовать найти способ, ограничивающий возможности для коррупционной деятельности.

Одним из возможных способов решения данной проблемы может стать отказ от использования денежных купюр. Эффективность такого способа заключается в том, что все операции, проводящиеся через виртуальные банковские системы платежей можно с легкостью отследить. Именно полный финансовый контроль и прозрачность всех денежных операций для банков является главным преимуществом виртуальной валюты над наличными денежными средствами. После того как из оборота будут выведены все денежные купюры, у коррупционеров пропадет возможность незаметно для налоговых и других служб получать и передавать крупные суммы денег.

Однако на сегодняшний день у такого способа решения проблемы есть существенный минус. Этим минусом является техническая сложность реализации данного способа. Отказ от наличных денег может быть по-настоящему эффективен только тогда, когда они полностью не будут действительны. Это означает, что в любом населенном пункте нашей страны ими нельзя будет рассчитаться за покупку чего-либо. Все денежные нужно будет выполнять с помощью мобильных приложений различных банков или через другие виртуальные платежные системы, а это станет возможным только при условии наличия в каждом населенном пункте как минимум мобильного интернета.

В процессе поиска материалов для данной статьи на портале Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ мы обнаружили работы, посвященные подключению малых населенных пунктов к интернету. Согласно статье, опубликованной на этом портале 26 декабря 2022 года проект «Устранение цифрового неравенства» может позволить уже к 2030 году провести во все населенные пункты с численностью от 100 до 500 человек интернет. Также по итогам голосования, проводившегося с 12 октября по 26 ноября того же года, 1800 сел и деревень будут подключены к сети в 2023 году [4]. В статье уже от 10 октября 2023 года говорится о проведенном голосовании с 17 июля по 10 сентября, итогом которого стало решение о подключении еще 1481 населенного пункта к мобильному интернету в 2024 году [3]. Можно сделать вывод о том, что на данный момент вопрос подключения каждого населенного пункта нашей страны к интернету носит скорее временный характер и уже в ближайшем будущем может появиться возможность реализации способа решения проблемы, рассматриваемой в нашей статье.

В заключение хочется отметить, что нам удалось выявить и рассмотреть проблему коррупционной деятельности с использованием наличных денег, также нам удалось разработать и проанализировать один из способов решения данной проблемы. Однако такой способ, конечно, не может являться единственно верным и нуждается в проверке на практике. Можно с уверенностью сказать, что технологический и экономический прогресс, вскоре позволят нам приблизиться к решению как проблемы использования наличных денег в коррупционной деятельности, так и самой проблемы коррупции.

Текст статьи
  1. Статистика по коррупции в России за 2022 год по данным МВД [Электронный ресурс] // Общероссийская общественная организация содействия реализации гражданских антикоррупционных инициатив «Комиссия по борьбе с коррупцией». – URL: https://clck.ru/36P9vw (дата обращения: 27.09.2023).
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. От 10.07.2023) «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52, ст. 6228.
  3. Более 800 тыс. человек проголосовало за подключение деревень и сел к интернету в 2024 году [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – URL: https://digital.gov.ru/ru/events/47660/ (дата обращения 25.10.2023).
  4. Итоги голосования по подключению сел и деревень к интернету [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – URL: https://digital.gov.ru/ru/events/42333/ (дата обращения 31.10.23).
Список литературы