Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг является комплексным и находится в сфере действия как публичного, так и частично-публичного и непубличного управления финансами. Оно основывается на различных Федеральных законах Российской Федерации: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ), «Об электронной подписи» (от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ) и иных нормативных документах. Однако, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития» (далее – указ), все нормативно-правовые акты нуждаются в совершенствовании и приведении к соответствию с поставленными задачами в сфере развития цифровых технологий [1, с. 9].
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р (далее – распоряжение) впервые было введено понятие цифровая экономика. Распоряжение регламентирует вопросы систематизации регулирования правовых отношений, возникающих с развитием цифровых технологий, базовых понятий цифровой экономики и их контроля со стороны органов исполнительной власти.
Концепция регулирования внутренних экономических отношений планируется к реализации уже в 2024 году. Цифровая экономика – это прежде всего система базовых понятий, основанных на правовом регулировании государства, необходимая для цифровизации экономики и создании механизма контроля со стороны государства [2, с. 128].
Министерство экономического развития отмечает, что главной целью регулирования государством цифровых отношений является разработка контролирующей среды, обеспечивающей соблюдение правовых норм в сфере развития цифровой экономики и требует существенных поправок в более чем 40 Федеральных законов и 5 кодексов [3, с. 56].
В настоящее время использование электронного документооборота в сфере закупок товаров, работ и услуг производится частично [4, с. 79].
Указ и распоряжение не предусматривает решение задач по регулированию правовых отношений, связанных с электронным документооборотом. В то же время эти документы также закрепляют определение цифрового права и электронных денежных единиц, а также приравнивает сделки в электронном варианте к письменной форме [2, с. 202].
В 2023 году Государственной думой был разработан законопроект, в котором рассматривается понятие цифрового права. Цифровое право – совокупность электронных данных и гражданских прав, позволяющих лицу, имеющему электронную подпись, возможности ознакомления с объектом гражданских прав [3, с. 300].
Не стоит забывать о сделках, связанных с закупками товаров, работ и услуг у Евразийского экономического союза, где также требуется правовая основа в сфере цифровой политики. Еще в 2017 году в рамках проведения Евразийского экономического форума, целью которого являлось укрепление сотрудничества членов-государств Евразийского экономического союза и цифровизации торговых (договорных) сделок между ними. Также на форуме рассматривались вопросы цифровой политики - как нового уровня цифрового развития.
При рассмотрении вопросов Евразийского экономического форума появляется необходимость контроля в новых отношениях, связанных с цифровизацией. Соответственно, необходимость в новой модели цифровой экономики, работающей оптимально для всех сторон, скорее всего будет проведена переработка актов, планирующих торговую деятельность Евразийского экономического союза, основанная на внедрении правовых экспериментов в сфере закупок товаров, работ и услуг [4, с. 56].
Концепция подразумевает развитие цифровых технологий, создание цифровой экономики и определенного механизма учета и контроля. Цифровые технологии в сфере государственных закупок должны представлять собой повышение эффективности работы всех видов деятельности государства. При этом необходимо рассматривать вопрос об обеспечении основ регулирования цифровизации экономики, определении субъектов, объектов цифровой экономики и повышении информационно-экономической безопасности [2, с. 225].
Для решения ранее перечисленных задач появляется возможность применения современных цифровых технологий в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг (далее – закон) в начале 2023 года был существенно обновлен за счет появления в нем новых разделов. Содержание этих разделов, в отличие от разделов ранее изданных документов, содержат правила определения победителей электронных процедур, сроки рассмотрения заявок и заключение договоров (контрактов, государственных контрактов).
Закон предусматривает электронный документооборот, который функционирует при подписании усиленной электронной подписью. Были установлены правила выдачи электронных подписей (усиленных электронных подписей) на законодательном уровне и введены поправки в Федеральный закон «Об электронной подписи» [1, с. 4].
По сравнению Российской Федерации с членами Европейского союза, проведение электронных торгов и электронного документооборота начался значительно раньше.
С января 2023 года было введено понятие «электронизация» государственных закупок, которая представляет собой полный переход на электронные процедуры проведения торгов.
Электронизация государственных закупок имеет ряд преимуществ: повышение антикоррупционных мер при проведении электронных процедур, снижение бюрократических издержек, повышение конкуренции.
Также была значительно автоматизирована система работы единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг (далее – ЕИС). В ЕИС теперь не только размещена информация по всем этапам закупок и осуществляется ее обработка и хранение, но и осуществляются автоматические контрольные полномочия на соответствие нормативным документам размещаемой информации [2, с. 176].
Но имелись и проблемы перехода системы закупок и документооборота в электронную форму: неразвитость электронного пространства, налаживание работы электронных площадок для проведения торгов и усложнение доступа к ЕИС и электронным площадкам (к регистрации и авторизации добавились идентификация и аутентификация) [4, с. 45].
Электронизация закупок товаров, работ и услуг в скором будущем позволит заказчикам (государственным заказчикам) приобретать наиболее качественные товары (работы, услуги), обеспечит прозрачность проведения электронных процедур, увеличит конкуренцию между поставщиками.