Автор(-ы):
Пестов Сергей Михайлович
Сторчак Александр Николаевич
4 ноября 2023
Научный руководитель
Сафонов Дмитрий Александрович
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
Экономическая политика государства реализует и применяет цифровизацию данных практически во всех отраслях промышленности, военном и государственном управлении, а также осуществляется и в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Текст статьи
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг является комплексным и находится в сфере действия как публичного, так и частично-публичного и непубличного управления финансами. Оно основывается на различных Федеральных законах Российской Федерации: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ), «Об электронной подписи» (от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ) и иных нормативных документах. Однако, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития» (далее – указ), все нормативно-правовые акты нуждаются в совершенствовании и приведении к соответствию с поставленными задачами в сфере развития цифровых технологий [1, с. 9].
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р (далее – распоряжение) впервые было введено понятие цифровая экономика. Распоряжение регламентирует вопросы систематизации регулирования правовых отношений, возникающих с развитием цифровых технологий, базовых понятий цифровой экономики и их контроля со стороны органов исполнительной власти.
Концепция регулирования внутренних экономических отношений планируется к реализации уже в 2024 году. Цифровая экономика – это прежде всего система базовых понятий, основанных на правовом регулировании государства, необходимая для цифровизации экономики и создании механизма контроля со стороны государства [2, с. 128].
Министерство экономического развития отмечает, что главной целью регулирования государством цифровых отношений является разработка контролирующей среды, обеспечивающей соблюдение правовых норм в сфере развития цифровой экономики и требует существенных поправок в более чем 40 Федеральных законов и 5 кодексов [3, с. 56].
В настоящее время использование электронного документооборота в сфере закупок товаров, работ и услуг производится частично [4, с. 79].
Указ и распоряжение не предусматривает решение задач по регулированию правовых отношений, связанных с электронным документооборотом. В то же время эти документы также закрепляют определение цифрового права и электронных денежных единиц, а также приравнивает сделки в электронном варианте к письменной форме [2, с. 202].
В 2023 году Государственной думой был разработан законопроект, в котором рассматривается понятие цифрового права. Цифровое право – совокупность электронных данных и гражданских прав, позволяющих лицу, имеющему электронную подпись, возможности ознакомления с объектом гражданских прав [3, с. 300].
Не стоит забывать о сделках, связанных с закупками товаров, работ и услуг у Евразийского экономического союза, где также требуется правовая основа в сфере цифровой политики. Еще в 2017 году в рамках проведения Евразийского экономического форума, целью которого являлось укрепление сотрудничества членов-государств Евразийского экономического союза и цифровизации торговых (договорных) сделок между ними. Также на форуме рассматривались вопросы цифровой политики - как нового уровня цифрового развития.
При рассмотрении вопросов Евразийского экономического форума появляется необходимость контроля в новых отношениях, связанных с цифровизацией. Соответственно, необходимость в новой модели цифровой экономики, работающей оптимально для всех сторон, скорее всего будет проведена переработка актов, планирующих торговую деятельность Евразийского экономического союза, основанная на внедрении правовых экспериментов в сфере закупок товаров, работ и услуг [4, с. 56].
Концепция подразумевает развитие цифровых технологий, создание цифровой экономики и определенного механизма учета и контроля. Цифровые технологии в сфере государственных закупок должны представлять собой повышение эффективности работы всех видов деятельности государства. При этом необходимо рассматривать вопрос об обеспечении основ регулирования цифровизации экономики, определении субъектов, объектов цифровой экономики и повышении информационно-экономической безопасности [2, с. 225].
Для решения ранее перечисленных задач появляется возможность применения современных цифровых технологий в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг (далее – закон) в начале 2023 года был существенно обновлен за счет появления в нем новых разделов. Содержание этих разделов, в отличие от разделов ранее изданных документов, содержат правила определения победителей электронных процедур, сроки рассмотрения заявок и заключение договоров (контрактов, государственных контрактов).
Закон предусматривает электронный документооборот, который функционирует при подписании усиленной электронной подписью. Были установлены правила выдачи электронных подписей (усиленных электронных подписей) на законодательном уровне и введены поправки в Федеральный закон «Об электронной подписи» [1, с. 4].
По сравнению Российской Федерации с членами Европейского союза, проведение электронных торгов и электронного документооборота начался значительно раньше.
С января 2023 года было введено понятие «электронизация» государственных закупок, которая представляет собой полный переход на электронные процедуры проведения торгов.
Электронизация государственных закупок имеет ряд преимуществ: повышение антикоррупционных мер при проведении электронных процедур, снижение бюрократических издержек, повышение конкуренции.
Также была значительно автоматизирована система работы единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг (далее – ЕИС). В ЕИС теперь не только размещена информация по всем этапам закупок и осуществляется ее обработка и хранение, но и осуществляются автоматические контрольные полномочия на соответствие нормативным документам размещаемой информации [2, с. 176].
Но имелись и проблемы перехода системы закупок и документооборота в электронную форму: неразвитость электронного пространства, налаживание работы электронных площадок для проведения торгов и усложнение доступа к ЕИС и электронным площадкам (к регистрации и авторизации добавились идентификация и аутентификация) [4, с. 45].
Электронизация закупок товаров, работ и услуг в скором будущем позволит заказчикам (государственным заказчикам) приобретать наиболее качественные товары (работы, услуги), обеспечит прозрачность проведения электронных процедур, увеличит конкуренцию между поставщиками.
Список литературы
Поделиться
Пестов С. М., Сторчак А. Н. Правовое регулирование цифровизации в сфере государственных закупок: состояние и перспективы развития // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 10-12. URL: https://apni.ru/article/7358-pravovoe-regulirovanie-tsifrovizatsii-v-sfere