Подростковый возраст является значимым периодом жизни, определяющим становление личности, поскольку данный возрастной этап является на основании активного развития самопознания основой формирования Я-концепции, эмоциональной сферы, развития самоотношения, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом.
При этом исследователи во всем мире отмечают значительный рост эмоционально-психологических расстройств среди подростков, которые проявляются в перепадах настроения и мотивации, максималистических взглядах на себя и окружающих, импульсивности действий и неуверенности в себе.
Изучение проблем развития подростковой личности достигло пика в 60-90-х годах XX века. Российские исследователи уделили особое внимание особенностям подросткового возраста, в том числе развитию эмоционально сферу и развитию самосознания. Среди них основные исследования Л.И. Божович, Л.C. Выготский, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, A.B. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие и зарубежных исследователей М. Кле, X. Ремшмидг, Э. Эриксон и др.
Тема психологического сопровождения в психологии изучалась с разных сторон. В рамках этого вопроса рассматривались различные аспекты, такие как эффективность различных методов психологического сопровождения, влияние психологического сопровождения на качество жизни и благополучие людей, особенности психологического сопровождения в разных культурах и т.д.
Одним из ключевых направлений исследования является изучение роли психолога в процессе психологического сопровождения. Так, тема психологического сопровождения рассматривается в работах исследователей В.Т. Афанасьева, В.П. Беспалько, Н.П. Ващекина, Е.Н. Жильцова, В.М. Зуева, А.Н. Леонтьева, М.И. Рожкова, Г.Л. Смирновой, Л.М. Шипициной и др.
По мнению М.И. Рожкова, сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого [2, с. 64].
Согласно Л.М. Шипицыной психологическое сопровождение – это комплекс методов, инструментов и стратегий, с помощью которых формируются и поддерживаются условия, способствующие принятию подростком оптимальных решений в различных жизненных обстоятельствах, возникающих в ходе его жизнедеятельности. По мнению автора, процесс сопровождения представляет собой всестороннюю поддержку, так как включает сотрудничество специалистов разных профилей (психологов, педагогов, медицинских работников и других) и человека, которому оказывается помощь. Результатом этого сотрудничества является предоставление помощи в решении проблем, связанных с личностным ростом и развитием [1, с. 16].
Анализируя вышеприведенные положения, хотелось бы резюмировать следующее: психологическое сопровождение эмоционально-личностного развития подростков представляет собой комплексную деятельность психолога, которая проявляется в изучении и анализе личности и эмоционального состояния подростка, создании оптимальных условий, обеспечивающих эффективное эмоционально-личностное развитие подростка в процессе его жизнедеятельности; в осуществлении консультирования по вопросам касательно его эмоционально-личностного развития. Посредством осуществления психологического сопровождения подростку оказывается комплекс мер и условий, которые способствуют переходу личности от помощи из вне к самопомощи, что влияет на формирование у подростка жизненной позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными проблемами».
Основные положения, на которых базируется программа психологического сопровождения:
- диалоговое общение;
- осознание эмоций и эмоциональных состояний;
- управление эмоциями (допустимое и недопустимое выражение своих эмоций);
- создание положительного мыслеобраза (по Ф.Е. Василюку);
- умение ставить цели и выбирать пути для их достижения;
- самопознание и самопринятие (умение ценить собственные достижения и свои сильные стороны);
- развитие рефлексии.
Технология реализации психологического сопровождения эмоционально-личностного развития подростков представляет собой поэтапный процесс:
- Первый этап – диагностический (исходная диагностика). Цель этапа – диагностика личностных характеристик и эмоциональных проявлений подростков.
- Второй этап – развивающий этап. Цель этапа – развитие адекватной самооценки, формирование самопознания и позитивного самоотношения, снижение тревожности, стабилизация эмоционального фона. Блок работы с подростками включает в себя тренинговые программы «Пойми и прими своё Я», «Я и мои эмоции», психологические трансформационные игры.
- Третий этап – консультационный этап. Цель этапа: оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям, связанный с эмоционально-личностным развитием подростков. Консультативная работа проводится параллельно с диагностическим и развивающими этапами, а также по их завершении.
- Четвертый этап – диагностический (повторная диагностика). Цель этапа: анализ результативности программы психологического сопровождения. Смысл данного этапа заключается в отслеживании эффективности программы сопровождения, особенно изменений тех аспектов личности подростка, акцент на которые делался в ходе тренинга (самоотношение, самопонимания, самооценки, тревожности и т.д.).
Таким образом, представленная система психологического сопровождения эмоционально-личностного развития подростков, построенная на основе сотрудничества с педагогами и родителями обеспечивает благополучие развития личности подростков.