Автор(-ы):
Карпович Ирэна Альбертовна
5 ноября 2023
Научный руководитель
Авдеева Татьяна Геннадьевна
Секция
Психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье представлены основные направления, формы и методы психологического сопровождения эмоционально-личностного развития подростков.
Текст статьи
Подростковый возраст является значимым периодом жизни, определяющим становление личности, поскольку данный возрастной этап является на основании активного развития самопознания основой формирования Я-концепции, эмоциональной сферы, развития самоотношения, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом.
При этом исследователи во всем мире отмечают значительный рост эмоционально-психологических расстройств среди подростков, которые проявляются в перепадах настроения и мотивации, максималистических взглядах на себя и окружающих, импульсивности действий и неуверенности в себе.
Изучение проблем развития подростковой личности достигло пика в 60-90-х годах XX века. Российские исследователи уделили особое внимание особенностям подросткового возраста, в том числе развитию эмоционально сферу и развитию самосознания. Среди них основные исследования Л.И. Божович, Л.C. Выготский, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, A.B. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие и зарубежных исследователей М. Кле, X. Ремшмидг, Э. Эриксон и др.
Тема психологического сопровождения в психологии изучалась с разных сторон. В рамках этого вопроса рассматривались различные аспекты, такие как эффективность различных методов психологического сопровождения, влияние психологического сопровождения на качество жизни и благополучие людей, особенности психологического сопровождения в разных культурах и т.д.
Одним из ключевых направлений исследования является изучение роли психолога в процессе психологического сопровождения. Так, тема психологического сопровождения рассматривается в работах исследователей В.Т. Афанасьева, В.П. Беспалько, Н.П. Ващекина, Е.Н. Жильцова, В.М. Зуева, А.Н. Леонтьева, М.И. Рожкова, Г.Л. Смирновой, Л.М. Шипициной и др.
По мнению М.И. Рожкова, сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого [2, с. 64].
Согласно Л.М. Шипицыной психологическое сопровождение – это комплекс методов, инструментов и стратегий, с помощью которых формируются и поддерживаются условия, способствующие принятию подростком оптимальных решений в различных жизненных обстоятельствах, возникающих в ходе его жизнедеятельности. По мнению автора, процесс сопровождения представляет собой всестороннюю поддержку, так как включает сотрудничество специалистов разных профилей (психологов, педагогов, медицинских работников и других) и человека, которому оказывается помощь. Результатом этого сотрудничества является предоставление помощи в решении проблем, связанных с личностным ростом и развитием [1, с. 16].
Анализируя вышеприведенные положения, хотелось бы резюмировать следующее: психологическое сопровождение эмоционально-личностного развития подростков представляет собой комплексную деятельность психолога, которая проявляется в изучении и анализе личности и эмоционального состояния подростка, создании оптимальных условий, обеспечивающих эффективное эмоционально-личностное развитие подростка в процессе его жизнедеятельности; в осуществлении консультирования по вопросам касательно его эмоционально-личностного развития. Посредством осуществления психологического сопровождения подростку оказывается комплекс мер и условий, которые способствуют переходу личности от помощи из вне к самопомощи, что влияет на формирование у подростка жизненной позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными проблемами».
Основные положения, на которых базируется программа психологического сопровождения:
Технология реализации психологического сопровождения эмоционально-личностного развития подростков представляет собой поэтапный процесс:
Таким образом, представленная система психологического сопровождения эмоционально-личностного развития подростков, построенная на основе сотрудничества с педагогами и родителями обеспечивает благополучие развития личности подростков.
Список литературы
Поделиться
Карпович И. А. Содержание психологического сопровождения эмоционально-личностного развития подростков // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/7360-soderzhanie-psikhologicheskogo-soprovozhdeniy