Влияние учебной нагрузки на зрение студентов-стоматологов

Данная статья посвящена определению влияния различных факторов на зрение студентов-стоматологов на основании исследования остроты зрения по таблице Головина-Сивцева. Определены основные причины ухудшения зрения. Изучена взаимосвязь между учебной нагрузкой и возникновением проблем со зрением.

Аннотация статьи
заболевания глаз
близорукость
студенты
зрение
Ключевые слова

Введение. В настоящее время происходит рост аномалий рефракции студентов-стоматологов, вызванный уменьшением толерантности органа зрения к зрительным нагрузкам, малоподвижным образом жизни, быстрым развитием IT-индустрии, профессиональными вредностями [1, c. 189]. Несоблюдение режима питания, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неправильное чередование работы и отдыха, профессиональные вредности – все эти факторы прямо или косвенно приводят к ухудшению зрения студентов – стоматологов [3, c. 92].

У студентов младших курсов чаще всего это происходит в связи с активным использованием электронных учебно-методических комплексов, информационных технологий контроля уровня знаний, таких как компьютерное online тестирование, изучение учебного материала посредством гаджетов. Ведь практически каждый день студенты заходят на обучающие платформы с целью получения знаний и подготовки к занятиям [9, c. 292].

Кроме того, немаловажной проблемой снижения остроты зрения является повышенные нагрузки, переутомляемость студентов, а также неправильное чтение, так как им приходится проводить более 5 часов ежедневно за учебниками [1, c. 190].

Также проблемами, негативно влияющими на зрительный анализатор, в большей степени характерными для обучающихся старшего курса, являются профессиональные вредности при прохождении практики, например свечение фотополимеризационной лампы, имеющей световое излучение в ультрафиолетовом диапазоне для полимеризации пломбировочных материалов, которое увеличивает нагрузку на органы зрения, а при попадании света на глаз вызывает помутнение хрусталика и ожоги роговицы. На остроту зрения может влиять и дентинные опилки, которые при препарировании зубов без защитного экрана могут попадать в глаза.

Цель исследования: проанализировать причины снижения зрения в динамике у студентов стоматологического факультета.

Задачи исследования:

  1. Изучить взаимосвязь между учебной нагрузкой и возникновением проблем со зрением.
  2. Выявить факторы, способствующие ухудшению зрения.
  3. Определить остроту зрения студентов.

Материалы и методы: Остроту зрения проверяли с помощью таблицы Головина-Сивцева. На ней находятся 12 строк, состоящих из букв русского алфавита, а также кольца Ландольта. Чем ниже строка, которую может прочитать пациент – тем выше острота его зрения [8, c. 142].

В исследовании приняли участие 35 студентов стоматологического факультета. Было дважды проведено исследование остроты зрения студентов стоматологов: на первом курсе обучения и на 3 курсе [6, c. 498]. После определения и конкретизации результатов было выделено 3 группы студентов: 1 группа – снижение зрения значительное, 2 группа – снижение зрения среднее, 3 группа – снижения зрения не выявлено.

Результаты исследования: измерение остроты зрения на первом курсе дало нам следующие результаты: более половины студентов (22 человека) имели нормальную остроту зрения (0.9-1.0), 8 человек имели остроту зрения равную 0.5-0.8, и остальные 5 человек имели остроту зрения 0.3-0.5. Проведенное исследование через 2 года выявило значительное снижение зрения (на 0.3-.0.5V) у 23 человек (65,7%), среднее снижение зрения (0.3-0.2V) у 8 человек (22,8%), и не было выявлено снижение зрения у 4 человек.

Выводы: учебный процесс, несомненно, влияет на зрительный анализатор студентов медицинского вуза. К таким изменениям приводит неправильный распорядок дня, расписание предметов, в котором, чаще всего, отсутствует распределение физической и умственной нагрузок, постоянное пребывание студентов за экранами компьютеров, чтение и письмо [2, c. 59].

Профилактика ухудшения зрения у студентов – стоматологов состоит в проведении комплексов корригирующей гимнастики для глаз, в повышении двигательной активности [7, c. 296]. Установлено, что регулярные прогулки на свежем воздухе поспособствуют укреплению не только физического здоровья, но и повышению настроения, снятию стресса, возникшего в результате длительного умственного напряжения [4, c. 36]. Придерживаясь правилам рационально организованного умственного труда, избавляясь от привычки чрезмерного проведения времени за гаджетами, а также при прохождении производственной практики рекомендовано: работать только при наличии на фотополимеризаторе защитных бленд или колпачков, обязательно использовать защитные очки, следить за уровнем освещенности рабочего места, соблюдать правила эргономики и по возможности использовать бинокулярные оптические системы [5, c. 540]. Соблюдая эти несложные правила, молодые специалисты смогут сохранить остроту зрения и замедлить процесс его ухудшения.

Текст статьи
  1. Астраханцев, Н. В. Особенности изменения остроты зрения у студентов медицинской академии / Т. Л. Манаева, Д. А. Толмачев // Modern Science. – 2020. – № 4-1. – С. 189-193.
  2. Быковченко, И. Сохранить остроту зрения // Ремедиум. – 2018. – № 10. – С. 58-60.
  3. Корепанова, Д. О. Распространенность нарушения остроты зрения среди студентов, информированность о мерах профилактики / Д. С. Федорова, Д. А. Толмачев // Modern Science. – 2019. – № 12-2. – С. 92-94.
  4. Корнюшина, Т. А. Методы реабилитации лиц с функциональными расстройствами зрения // Вестник офтальмологии. – 2019. – Т. 135, № 3. – С. 31-38.
  5. Мицкевич, В. А. Современные физические методы и оптические системы для корректировки зрения // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины: материалы 76-й международной научно-практической конференции. – Волгоград: ВГМУ, 2018. – С. 540.
  6. Одинцева, К. А. Оценка и проблемы зрения у студентов / И. А. Сухорукова // Электронный сборник статей по материалам XLVI международной научно-практической конференции «Сибирская академическая книга». Том 11(46), 2018. – С. 496-500.
  7. Рындина, М. И. Методы нормализации остроты зрения у обучающихся // сборник статей к III Международному научно-практическому форуму «Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности» / ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». – Оренбург: «Экспресс-печать», 2021. – С. 294-296.
  8. Стулова, А. Н. Оценка остроты зрения: взгляд в прошлое и современные тенденции / Н. С. Семенова, В. С. Акопян // Вестник офтальмологии. – 2019. – Т. 135, № 6. – С. 141-146.
  9. Хаертдинова, А. И. Влияние электронных устройств на состояние здоровья органов зрения студентов медицинской академии / Г. Ф. Шаймухаметова, Д. А. Толмачев // Modern Science. – 2020. – № 12-2. – С. 291-294.
Список литературы