Автор(-ы):
Шастин Вадим Витальевич
6 ноября 2023
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается исследование комплекса научно-теоретических и практических проблем, которые появляются в связи с реализацией норм Закона о банкротстве в части регулирования отношений, возникающих в связи с привлечением контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Наравне с этим теоретическая и практическая значимость исследования заключается в определении сущности правовой природы субсидиарной ответственности, применяемой в делах о несостоятельности (банкротстве). В статье представлен концептуально новый подход к пониманию субсидиарной ответственности, предлагается новая формулировка ст. 61.12 Закона о банкротстве.
Текст статьи
Цель настоящей статьи состоит в комплексном изучении положений Закона о банкротстве в части регулирования отношений, возникающих при привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, оценке целесообразности и достаточности критериев индивидуализирующих признаков контролирующего должника лица, а также выработке эффективной стратегии развития института банкротства в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В делах о несостоятельности (банкротстве) возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности выступает исключительным механизмом в части восстановления нарушенных прав кредиторов, рассчитывающих на добросовестное исполнение обязательств должником. Нарушение законных прав кредиторов, наступление которого связано с неправомерными действиями (бездействием) контролирующих должника лиц, является следствием появления охранительных правоотношений, из которых вытекает право требования возмещения причиненного ущерба, а также корреспондирующая обязанность контролирующих должника лиц по его возмещению в случаях недостаточности активов должника.
Важно обратить внимание на значимость и эффективность механизма правового регулирования, под которым подразумевается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. В.С. Нерсесянц обращает внимание на эффективность действия права как на степень достижения правовых целей действующего законодательства в различных сферах правовой регуляции, а показатель эффективности, по его мнению, есть соотношение между последствиями реализации норм законодательства (результатами его действия) и правовыми целями этих норм. Для высокой эффективности важен уровень общественного правосознания, правовой культуры населения, уровень экономической составляющей страны, а также внутренние условия, содержащие в себе саму систему правового регулирования, ее относительную непротиворечивость и беспробельность, рациональность структуры механизма правового регулирования, его гибкость, слаженность в действиях.
Можно выделить ряд принципов, действие которых возникает при привлечении контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве:
Благодаря выведенным вышеуказанным принципам можно предопределить основополагающие идеи в части привлечения контролирующего должника лица к ответственности в делах о несостоятельности (банкротстве), что позволит разграничить нормы о субсидиарной ответственности, установленные ГК РФ и положениями Закона о банкротстве.
Субсидиарная ответственность, по существу, состоит в том, что своей целью ставит защиту интересов кредиторов. Таким образом, помимо основного должника по обязательству, назначается субсидиарный должник, отвечающий вместо основного должника, соответственно, это происходит в случае, если основным должником не будут удовлетворены обязательства перед кредиторами. Из смысла содержащихся в Законе о банкротстве норм следует, что закрепленный в нем механизм субсидиарной ответственности не имеет своей целью побудить должника как сторону в обязательстве, возникшем между ним и кредитором, к определенному поведению и не предполагает перехода к контролирующим должника лицам прав кредитора по исполненному обязательству [7].
Обобщая приведенные положения, можно прийти к выводу, что правовое регулирование норм о субсидиарной ответственности в действующем законодательстве нуждается в доработке. Полагаем, субсидиарная ответственность, выступающая в качестве обеспечительного обязательства, имеющего денежный характер, должна быть присуща при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства основным должником под видом возмещения убытков и уплаты иных штрафных санкций. Под таким видом подразумевается не ответственность, а особый способ обеспечения исполнения обязательств. При неправомерных намеренных действиях субсидиарного должника в нормах, касающихся юридических лиц, субсидиарная ответственность должна действовать только в тех случаях, когда такие действия субсидиарного должника (который выступает как контролирующее должника лицо) вытекают из корпоративного нарушения, а нарушитель при управлении юридическим лицом наносит вред имущественным правам кредиторов.
В настоящее время ст. 61.10 гл. III.2 Закона о банкротстве раскрывает понятие контролирующего должника лица следующим образом: это физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Устанавливаются обстоятельства, вследствие которых наступает возможность для определения действий должника: в силу нахождения с ним (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения; в силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности, нормативном правовом акте либо ином специальном полномочии; в силу должностного положения (в частности, замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника либо в иных организациях, имеющих право распоряжаться 50 % и более голосующих акций, более чем половиной долей уставного капитала или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица, либо имело право назначать (избирать) руководителя, а также иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника); в силу имеющихся сделок, изменивших экономическую и (или) юридическую судьбу должника, заключенных под влиянием лица, определившего существенные условия этих сделок, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом. Законодатель, установив открытый перечень оснований для контроля, действует намеренно, так как признание лица контролирующим может быть выявлено и по иным основанием, что будет способствовать качественному рассмотрению всех особенностей по каждой взятой в отдельности ситуации. Таким образом, введение понятия контролирующего должника лица приводит к расширению круга причастных лиц, привлекаемых к имущественной ответственности по обязательствам, возникшим у должника. Контролирующими могут быть признаны в том числе лица, имеющие неформализованный (фактический) контроль над должником. Отразив дефиницию данного понятия в соответствии с нормой Закона о банкротстве, можно отметить ряд признаков, по которым представляется возможным определить, что субъект является контролирующим должника лицом:
Вывод. Субсидиарный должник – это лицо, которое несет ответственность именно за свое правонарушение, и использование права регрессного требования однозначно не может быть справедливым, хотя действующие нормы предусматривают за субсидиарным должником такое право. При наличии факта несостоятельности (банкротства), приведенные выше обстоятельства, позволяют заявлять о неуместности данных действий.
В делах о несостоятельности (банкротстве) возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности выступает исключительным механизмом в части восстановления нарушенных прав кредиторов, рассчитывающих на добросовестное исполнение обязательств должником. Нарушение законных прав кредиторов, наступление которого связано с неправомерными действиями (бездействием) контролирующих должника лиц, является следствием появления охранительных правоотношений, из которых вытекает право требования возмещения причиненного ущерба, а также корреспондирующая обязанность контролирующих должника лиц по его возмещению в случаях недостаточности активов должника.
Список литературы
Поделиться
Шастин В. В. Механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности в деле о банкротстве // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.I.С. 74-77. URL: https://apni.ru/article/7364-mekhanizm-pravovogo-regulirovaniya-otnoshenij