Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она связана с сохранением и трансляцией культуры как опыта деятельности. Очевидно, что психологическое здоровье педагога – одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение цели образования. Педагогическая деятельность всегда сопровождается эмоциональным напряжением, следствием которого могут стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические и нервно-психические болезни, что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности преподавателя. В Приказе Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» – говорится о том, что учитель образовательного учреждения, должен обладать следующими умениями: формирование мотивации к обучению, развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их; защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях [7]. Здоровье учителей и учеников являются со зависимыми друг от друга, так как в современных реалиях они проводят в школе большую часть дня. Учитель помогает развивать и сохранять здоровье ребенка, прививая здоровые привычки.
Изучаемая тема затрагивает несколько проблем. Первая: учителя с большим стажем работы в образовательной организации отрицают симптомы эмоционального выгорания, считая это отговоркой, профессиональной не компетенцией и нежеланием молодого поколения работать. Вторая: молодые педагоги, приходя работать в образовательное учреждение, сталкиваются с диссонансом и несоответствием ожидания и реальности. Излишняя романтизация профессии, присущая молодому поколению, обучающемуся в ВУЗах, разрушается о реальные обстоятельства. К которым бывшие студенты оказываются психологически не готовы. Из этого вытекает третья проблема: с современными детьми работают педагоги советского воспитания и устоев своего времени, а молодые педагоги, которые ближе к современным реалиям уходят со школ отработав едва год.
Целью, проводимого исследования, является изучение и обоснование формирования устойчивости к профессиональному выгоранию педагогов с различным стажем.
С помощью методов теоретического анализа (систематизация, классификация, сравнительный анализ, обобщение), были изучены зарубежные и отечественные подходы к феномену профессионального выгорания.
В своем исследовании мы опираемся на два определения синдрома «Эмоциональное выгорание». Первое, представлено в МКБ-11: «результат хронического стресса на рабочем месте, который проявляется, как правило, в ощущении «мотивационного или физического истощения», нарастающего психического десантирования от профессиональных обязанностей и снижении работоспособности» [2]. Второе определение К. Маслач: «Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий» [3, с.84].
В 1974 году психологом Г. Фрайденбергом было введено понятие: «эмоциональное выгорание» в книге «Выгорание. Высокая цена высоких достижений» со значением «состояния физического или психического истощения, вызванного профессиональной жизнью» [6]. За годы интерес к проблеме эмоционального выгорания становился больше и проявился в отношении не только профессиональных групп, занимающихся социально-ориентированными видами деятельности, но и других профессий. Эмпирическим путем было установлено, что синдром эмоционального выгорания проявляется во всех социально-профессиональных группах, только в разных масштабах и с разной интенсивностью.
Один из важнейших навыков педагога – это высокоразвитая эмпатия, с помощью которой учитель без слов понимает состояние ребенка. В период эмоционального выгорание, уровень эмпатии падает, отчего страдает не только ученик, но и учитель. Емельяненкова А. В. считает, что выгорание – это форма профессиональной деформации личности. Этот стереотип эмоционального восприятия действительности формируется под воздействием ряда факторов: внешних и внутренних. К внешним факторам можно отнести: хроническое напряжение в психоэмоциональной деятельности, дестабилизацию организации деятельности, повышенную ответственность за выполнение функций и операций, неблагоприятную атмосферу для профессиональной деятельности, психологически «сложный» контингент, с которым может справиться профессионал в области коммуникации. К внутренним факторам относятся: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интернализация – восприятие и опыт обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация вернуться к профессиональной деятельности [4]. Также Емельяненкова А. В. эмоциональное выгорание рассматривает как сложную многомерную структуру, являющуюся в результате негативных психических переживаний и истощения из-за стойкого стресса у представителей профессий, деятельность которых связана с межличностным общением, которое сопровождается эмоциональным насыщением и когнитивной сложностью [3].
Также Емельяненкова А. В. в своей работе пишет, что преподаватель выполняет конкретные функции, и отмечает, что, исходя из типичных для учителя задач, он должен иметь определенный уровень развития профессиональной компетентности и соответствующую систему знаний, умений и навыков. Настоящий педагог должен работать на будущее и быть впереди своего времени. Он должен иметь дело не только с отдельным человеком, но и с миром людей. Это делает профессию учителя творческой миссией. Миссия учителя – это не только его собственные интересы, мотивы, проекты. Он посредник между детьми и системой идей, традиций, культуры своего народа и человечества. Долг современного учителя – воспитывать достойных людей, способных приумножать достижения человеческой цивилизации. Из вышеперечисленного выходит, что на педагоге лежит большая ответственность за развитие будущих здоровых и полноценных личностей. Также стоит учесть тот факт, что через учителя проходит не 1 и не 5 детей, а классы по 30-40 человек. И в каждом нужно воспитать творческую, одаренную, здоровую и способную личность, при этом суметь остаться здоровой личностью самому.
Безносов С. П. в своей работе отмечает, что особенностями профессии учителя, которые отражаются на его состоянии здоровья, являются: умственная и физическая нагрузка одновременно, учителя совмещают творческую, организационную и исследовательскую деятельность; имеют высокую плотность межличностных контактов; большое количество стрессовых занятий. Работа учителя также связана с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения; регулярная необходимость выполнять запланированную рабочую нагрузку в строго регламентированные сроки и особая ответственность перед учениками и коллегами; необходимость принятия оперативных решений [5, с. 278]. Работа учителя – одна из тех, где на специалиста ложится огромная ответственность за построение доверительных отношений с детьми и управление эмоциональным напряжением делового общения. Под эмоциональным выгоранием учителя мы понимаем процесс неоптимальной адаптации специалиста к рабочему стрессу (с фазами – напряжение, сопротивление и истощение), который изменяет личную целостность и активирует серию соответствующих переживаний для организации новой личной целостности, результат которой специфическое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональным истощением, обезличиванием и снижением личной работоспособности.
Егорышев С. А. в своем исследовании пишет о том, что влияние профессионально-организационных факторов на проявления и развитие эмоционального выгорания учителей более заметно, и ведущим фактором выступает учебная и вне учебная нагрузка. В силу низкой оплаты труда и нехватки педагогов большинство учителей в муниципальных школах вынужденно выбирают в качестве источника дополнительного дохода повышенную нагрузку. В своем исследовании Егорышев С. А. подсчитал, что трудоемкость педагога составляет 74,4 часа. Это около 10 часов ежедневной работы без выходных, которая включает проведение уроков, подготовка к урокам занимает, классное руководство и проверка письменных работ, воспитательная работа, отчетность и методическая работа, подготовка к проверкам и ответы на запросы. В силу невысокой оплаты труда за такой труд, учителя вынуждены стремиться к повышению нагрузки для дополнительного заработка. Также на повышение нагрузки учителей влияет нехватка кадров. Большая рабочая нагрузка является одним из основных факторов эмоционального выгорания. Так и получается, чем больше учителя стараются поднять свои материальные блага, тем быстрее они приближаются к эмоциональному выгоранию [1].
Анализ литературы и исследований показал, что синдром эмоционального выгорания в современном обществе еще недостаточно изучен и признан. Педагоги в основном используют методы снижения симптомов эмоционального выгорания на уровне интуиции и опыта других. Недостаточные знания общества методов диагностики, профилактики и преодолении данного состояния указывают на повышенный интерес изучения данного состояния.