Автор(-ы):
Баранова Надежда Михайловна
6 ноября 2023
Секция
Физическая культура и спорт
Ключевые слова
Аннотация статьи
В рамках данной статьи автор раскрывает возможности использования средств физического воспитания для обеспечения физиологической зрелости детей старшего дошкольного возраста. Особенность данных упражнений – активизация межполушарного взаимодействия и формирование межполушарных связей с помощью специальных упражнений, построенных по принципу одновременной работы правой и левой периферических частей тела.
Текст статьи
Актуальность. Дети с физиологической незрелостью в пределах интеллектуальной нормы составляют достаточно большой процент контингента, посещающего общеобразовательные учреждения как школьного, так и дошкольного типа. Они не имеют ярко выраженных отклонений в развитии и часто начинают обращать на себя внимание лишь в процессе овладения учебной деятельностью. Эти дети испытывают значительные трудности при освоении ведущих дисциплин, таких как письмо, чтение, счет. Характер и степень трудности в каждом отдельном случае зависит от локализации поражения и связанных с ней нарушений физиологических функций данного мозгового участка, а также возможным выпадением данного звена из более крупной системы функционирования. В связи с этим особую значимость приобретает ранняя диагностика и коррекция данного вида нарушения у детей в период дошкольного детства.
В отличие от более поздних этапов развития онтогенеза, у детей меж- и внутриполушарные связи еще окончательно не сформированы, поэтому эффект очагового поражения более ограничен, частота специфических расстройств ниже, а возможности восстановления более высокие в связи с пластичностью детского мозга.
Устройство головного мозга имеет «перекрест» действия полушарий с половинами тела (правое полушарие – с левой половиной тела, левое – с правой). Поэтому, выполняя противоположные перекрестные движения, человек активизирует оба полушария одновременно, благодаря чему улучшается память, становится легче запоминать слова, стихи, развиваются математические способности и речь, улучшается координация движений, а также становится легче выполнять разного рода задания.
Дозировка упражнений зависит от возраста и состояния здоровья детей и взрослых. Начинать нужно с 4-5 раз, увеличивая количество повторов до 8-10. Во время выполнения упражнений нужно следить за дыханием, осанкой и находиться в хорошем настроении. Упражнения желательно выполнять под ритмическую музыку.
Упражнения для повышения физиологических возможностей организма
«Часики»
Упражнение оказывает положительное влияние на снятие напряжения в шейном отделе.
И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе или вдоль туловища.
«Веселый счет до четырех»
И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях.
Повторить 2-3 раза.
«Доброе утро»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, голова прямо.
«Восьмерка руками»
Выполнить «восьмерку» руками (горизонтально и вертикально).
Упражнение улучшает почерк, правописание, прорабатываются все суставы руки (пальцы, запястье, локоть, предплечье, плечо).
«Привет»
И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.
«Ветки рябины»
И.п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны.
«Замочек»
Упражнение требует концентрации внимания.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
Повторить то же другой ногой.
«Выгляни в окошко»
Упражнение прорабатывает гибкость позвоночника, все суставы рук, улучшает эластичность мышц.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
Усложнение: сделав эти движения, добавить поворот направо и дважды сделать «ножницы» руками, затем то же в другую сторону.
Список литературы
Поделиться
Баранова Н. М. Упражнения для повышения физических возможностей детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/7366-uprazhneniya-dlya-povisheniya-fizicheskikh