Главная
АИ #45 (175)
Статьи журнала АИ #45 (175)
Упражнения для повышения физических возможностей детей дошкольного возраста

Упражнения для повышения физических возможностей детей дошкольного возраста

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическое развитие
повышение физических возможностей
дошкольники

Аннотация статьи

В рамках данной статьи автор раскрывает возможности использования средств физического воспитания для обеспечения физиологической зрелости детей старшего дошкольного возраста. Особенность данных упражнений – активизация межполушарного взаимодействия и формирование межполушарных связей с помощью специальных упражнений, построенных по принципу одновременной работы правой и левой периферических частей тела.

Текст статьи

Актуальность. Дети с физиологической незрелостью в пределах интеллектуальной нормы составляют достаточно большой процент контингента, посещающего общеобразовательные учреждения как школьного, так и дошкольного типа. Они не имеют ярко выраженных отклонений в развитии и часто начинают обращать на себя внимание лишь в процессе овладения учебной деятельностью. Эти дети испытывают значительные трудности при освоении ведущих дисциплин, таких как письмо, чтение, счет. Характер и степень трудности в каждом отдельном случае зависит от локализации поражения и связанных с ней нарушений физиологических функций данного мозгового участка, а также возможным выпадением данного звена из более крупной системы функционирования. В связи с этим особую значимость приобретает ранняя диагностика и коррекция данного вида нарушения у детей в период дошкольного детства.

В отличие от более поздних этапов развития онтогенеза, у детей меж- и внутриполушарные связи еще окончательно не сформированы, поэтому эффект очагового поражения более ограничен, частота специфических расстройств ниже, а возможности восстановления более высокие в связи с пластичностью детского мозга.

Устройство головного мозга имеет «перекрест» действия полушарий с половинами тела (правое полушарие – с левой половиной тела, левое – с правой). Поэтому, выполняя противоположные перекрестные движения, человек активизирует оба полушария одновременно, благодаря чему улучшается память, становится легче запоминать слова, стихи, развиваются математические способности и речь, улучшается координация движений, а также становится легче выполнять разного рода задания.

Дозировка упражнений зависит от возраста и состояния здоровья детей и взрослых. Начинать нужно с 4-5 раз, увеличивая количество повторов до 8-10. Во время выполнения упражнений нужно следить за дыханием, осанкой и находиться в хорошем настроении. Упражнения желательно выполнять под ритмическую музыку.

Упражнения для повышения физиологических возможностей организма

«Часики»

Упражнение оказывает положительное влияние на снятие напряжения в шейном отделе.

И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе или вдоль туловища.

  • повернуть голову вправо, левую руку положить на правое плечо, посмотреть на кисть левой руки, произнести «Тик»;
  • и.п. Произнести: «Так», голову опустить вниз;
  • повторить то же самое в левую сторону;
  • и.п.

«Веселый счет до четырех»

И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях.

  • повернуть голову вправо, указательный палец правой руки поднять вверх. Посмотреть на руку и сказать: «Раз»;
  • повторить те же движения в левую сторону, сказать: «Два»;
  • повторить те же движения в правую сторону, поднять еще один палец на правой руке, сказать: «Три»;
  • повторить те же движения в левую сторону, поднять еще один палец на левой руке, сказать: «Четыре»;
  • наклонить голову вниз, руки соединить сверху (сделать крышу домика);
  • голову поднять прямо, руки развести в стороны;
  • снова наклонить голову вниз, руки соединить сверху (сделать крышу домика);
  • и.п.

Повторить 2-3 раза.

«Доброе утро»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, голова прямо.

  • правую руку положить на левое плечо, голову повернуть влево. Посмотреть на кисть правой руки, локоть не опускать. Сказать: «Тик»;
  • повторить то же в другую сторону. Сказать: «Так»;
  • руки медленно поднять вверх, следя за ними глазами. Посмотреть на поднятые руки. Сказать: «Делай»;
  • руки медленно опустить, следя за ними глазами, принять и.п. Сказать: «Вот так».

«Восьмерка руками»

Выполнить «восьмерку» руками (горизонтально и вертикально).

Упражнение улучшает почерк, правописание, прорабатываются все суставы руки (пальцы, запястье, локоть, предплечье, плечо).

«Привет»

И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.

  1. Глубокий вдох, руки в стороны, взгляд – открытый вперед. Произнести протяжно звук [о];
  2. Выдох, обнять себя за плечи, голову опустить, произнести звук [а].

«Ветки рябины»

И.п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны.

  • наклониться вправо, правую руку завести за спину, левую руку поднять над головой, голову повернуть сторону наклона и.п.;
  • повторить то же в другую сторону;
  • и.п.

«Замочек»

Упражнение требует концентрации внимания.

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.

  • правую ногу отвести в сторону и поставить на носок, руки в стороны;
  • правую ногу завести далеко назад за левую ногу, руками обхватить себя, сделать полуоборот;
  • правую ногу отвести в сторону на носок, руки в стороны;
  • и.п.

Повторить то же другой ногой.

«Выгляни в окошко»

Упражнение прорабатывает гибкость позвоночника, все суставы рук, улучшает эластичность мышц.

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.

  • прыгнуть, ноги врозь, руки стороны, ладони вверх;
  • наклониться вперед, посмотреть назад между ногами, ладони развернуть назад;
  • выпрямиться, ладони вверх;
  • прыгнуть, ноги вместе, руки на поясе.

Усложнение: сделав эти движения, добавить поворот направо и дважды сделать «ножницы» руками, затем то же в другую сторону.

Список литературы

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Москва. Владос 2001. – 272 с.
  2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2012.
  3. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. Просвещение. 1978. – 158 с.

Поделиться

630

Баранова Н. М. Упражнения для повышения физических возможностей детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/7366-uprazhneniya-dlya-povisheniya-fizicheskikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря