Актуальность. Дети с физиологической незрелостью в пределах интеллектуальной нормы составляют достаточно большой процент контингента, посещающего общеобразовательные учреждения как школьного, так и дошкольного типа. Они не имеют ярко выраженных отклонений в развитии и часто начинают обращать на себя внимание лишь в процессе овладения учебной деятельностью. Эти дети испытывают значительные трудности при освоении ведущих дисциплин, таких как письмо, чтение, счет. Характер и степень трудности в каждом отдельном случае зависит от локализации поражения и связанных с ней нарушений физиологических функций данного мозгового участка, а также возможным выпадением данного звена из более крупной системы функционирования. В связи с этим особую значимость приобретает ранняя диагностика и коррекция данного вида нарушения у детей в период дошкольного детства.
В отличие от более поздних этапов развития онтогенеза, у детей меж- и внутриполушарные связи еще окончательно не сформированы, поэтому эффект очагового поражения более ограничен, частота специфических расстройств ниже, а возможности восстановления более высокие в связи с пластичностью детского мозга.
Устройство головного мозга имеет «перекрест» действия полушарий с половинами тела (правое полушарие – с левой половиной тела, левое – с правой). Поэтому, выполняя противоположные перекрестные движения, человек активизирует оба полушария одновременно, благодаря чему улучшается память, становится легче запоминать слова, стихи, развиваются математические способности и речь, улучшается координация движений, а также становится легче выполнять разного рода задания.
Дозировка упражнений зависит от возраста и состояния здоровья детей и взрослых. Начинать нужно с 4-5 раз, увеличивая количество повторов до 8-10. Во время выполнения упражнений нужно следить за дыханием, осанкой и находиться в хорошем настроении. Упражнения желательно выполнять под ритмическую музыку.
Упражнения для повышения физиологических возможностей организма
«Часики»
Упражнение оказывает положительное влияние на снятие напряжения в шейном отделе.
И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе или вдоль туловища.
- повернуть голову вправо, левую руку положить на правое плечо, посмотреть на кисть левой руки, произнести «Тик»;
- и.п. Произнести: «Так», голову опустить вниз;
- повторить то же самое в левую сторону;
- и.п.
«Веселый счет до четырех»
И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях.
- повернуть голову вправо, указательный палец правой руки поднять вверх. Посмотреть на руку и сказать: «Раз»;
- повторить те же движения в левую сторону, сказать: «Два»;
- повторить те же движения в правую сторону, поднять еще один палец на правой руке, сказать: «Три»;
- повторить те же движения в левую сторону, поднять еще один палец на левой руке, сказать: «Четыре»;
- наклонить голову вниз, руки соединить сверху (сделать крышу домика);
- голову поднять прямо, руки развести в стороны;
- снова наклонить голову вниз, руки соединить сверху (сделать крышу домика);
- и.п.
Повторить 2-3 раза.
«Доброе утро»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, голова прямо.
- правую руку положить на левое плечо, голову повернуть влево. Посмотреть на кисть правой руки, локоть не опускать. Сказать: «Тик»;
- повторить то же в другую сторону. Сказать: «Так»;
- руки медленно поднять вверх, следя за ними глазами. Посмотреть на поднятые руки. Сказать: «Делай»;
- руки медленно опустить, следя за ними глазами, принять и.п. Сказать: «Вот так».
«Восьмерка руками»
Выполнить «восьмерку» руками (горизонтально и вертикально).
Упражнение улучшает почерк, правописание, прорабатываются все суставы руки (пальцы, запястье, локоть, предплечье, плечо).
«Привет»
И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.
- Глубокий вдох, руки в стороны, взгляд – открытый вперед. Произнести протяжно звук [о];
- Выдох, обнять себя за плечи, голову опустить, произнести звук [а].
«Ветки рябины»
И.п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны.
- наклониться вправо, правую руку завести за спину, левую руку поднять над головой, голову повернуть сторону наклона и.п.;
- повторить то же в другую сторону;
- и.п.
«Замочек»
Упражнение требует концентрации внимания.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
- правую ногу отвести в сторону и поставить на носок, руки в стороны;
- правую ногу завести далеко назад за левую ногу, руками обхватить себя, сделать полуоборот;
- правую ногу отвести в сторону на носок, руки в стороны;
- и.п.
Повторить то же другой ногой.
«Выгляни в окошко»
Упражнение прорабатывает гибкость позвоночника, все суставы рук, улучшает эластичность мышц.
И.п.: ноги вместе, руки на поясе.
- прыгнуть, ноги врозь, руки стороны, ладони вверх;
- наклониться вперед, посмотреть назад между ногами, ладони развернуть назад;
- выпрямиться, ладони вверх;
- прыгнуть, ноги вместе, руки на поясе.
Усложнение: сделав эти движения, добавить поворот направо и дважды сделать «ножницы» руками, затем то же в другую сторону.