Главная
АИ #45 (175)
Статьи журнала АИ #45 (175)
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как психолого-...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

дошкольники
здоровый образ жизни
социальное существование
эмоциональное здоровье

Аннотация статьи

В статье рассматривается формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как психолого-педагогическая проблема.

Текст статьи

Актуальность. В формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников деятельность педагога играет большую роль. Для того чтобы данная деятельность была продуктивной, педагогу необходимо понимать, что важное в понятие «представление» в психологии и педагогике.

С точки зрения психологии, представление – это образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек воспринимает; а также психический процесс формирования этого образа. Представления формируются на основе восприятий: зрительных, обонятельных, осязательных, слуховых, вкусовых, тактильных и температурных.

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезни и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни позволяет сохранять здоровье, отличный иммунитет, прекрасную физическую форму. Все это касается как взрослых, так и детей. Поскольку ребенок растет, следует внимательно следить за его образом жизни. Здоровый образ жизни для детей – это необходимость.

Формирование представлений о здоровом образе жизни является психолого-педагогической проблемой, так как поступление ребёнка в дошкольное образовательное учреждение вносит изменения в его образ жизни.

Значимость проблемы здорового образа жизни обусловлена возрастанием, а также переменой характера нагрузок на организм ребенка в связи с усложнением социального существования повышением рисков техногенного, природоохранного, эмоционального характера, вызывающих отрицательные сдвиги в состоянии здоровья.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.П. Абаскаловой, В.Г. Алямовской, М.В. Воробьевой, В.А. Пискунова и др.

По мнению И.В. Кривошеиной, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – это физическое здоровье». Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данным науки, оно обусловливается на 50% – образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – состоянием окружающей среды и примерно на 10% – возможностями медицины и здравоохранения.

Существенную роль в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт. Знакомство дошкольников с понятиями и основными принципами здорового образа жизни – важная педагогическая цель. Но ее разрешение усложняется малой разработанностью системы педагогических средств, воздействий и условий, присутствие которых гарантирует представление и развитие взглядов об основах здорового образа жизни.

Для того, чтобы эффективно формировать понятия о здоровом образе жизни у дошкольников необходимо взаимодействие взрослого и ребенка. Проблема о содержании взаимодействия взрослых и детей в соответствии с возрастными особенностями дошкольников различных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

М.Д. Маханева утверждает, что отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

Однако потребность дошкольника в здоровом образе жизни невозможна без определенных знаний о нем. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Сформированность отношения к здоровью, как к самой большой ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей необходимость в здоровом образе жизни.

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих, считает Н.В. Нежина.

Список литературы

  1. Маханева, М.Д. Работа ДОУ с семьей по умственному воспитанию здорового ребенка М.Д. Маханева // Управление ДОУ. – 2018.
  2. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004.

Поделиться

951

Баранова Н. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников как психолого-педагогическая проблема // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 67-68. URL: https://apni.ru/article/7367-formirovanie-predstavlenij-o-zdorovom-obraz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря