Актуальность. В формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников деятельность педагога играет большую роль. Для того чтобы данная деятельность была продуктивной, педагогу необходимо понимать, что важное в понятие «представление» в психологии и педагогике.
С точки зрения психологии, представление – это образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек воспринимает; а также психический процесс формирования этого образа. Представления формируются на основе восприятий: зрительных, обонятельных, осязательных, слуховых, вкусовых, тактильных и температурных.
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезни и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни позволяет сохранять здоровье, отличный иммунитет, прекрасную физическую форму. Все это касается как взрослых, так и детей. Поскольку ребенок растет, следует внимательно следить за его образом жизни. Здоровый образ жизни для детей – это необходимость.
Формирование представлений о здоровом образе жизни является психолого-педагогической проблемой, так как поступление ребёнка в дошкольное образовательное учреждение вносит изменения в его образ жизни.
Значимость проблемы здорового образа жизни обусловлена возрастанием, а также переменой характера нагрузок на организм ребенка в связи с усложнением социального существования повышением рисков техногенного, природоохранного, эмоционального характера, вызывающих отрицательные сдвиги в состоянии здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.П. Абаскаловой, В.Г. Алямовской, М.В. Воробьевой, В.А. Пискунова и др.
По мнению И.В. Кривошеиной, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – это физическое здоровье». Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данным науки, оно обусловливается на 50% – образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – состоянием окружающей среды и примерно на 10% – возможностями медицины и здравоохранения.
Существенную роль в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт. Знакомство дошкольников с понятиями и основными принципами здорового образа жизни – важная педагогическая цель. Но ее разрешение усложняется малой разработанностью системы педагогических средств, воздействий и условий, присутствие которых гарантирует представление и развитие взглядов об основах здорового образа жизни.
Для того, чтобы эффективно формировать понятия о здоровом образе жизни у дошкольников необходимо взаимодействие взрослого и ребенка. Проблема о содержании взаимодействия взрослых и детей в соответствии с возрастными особенностями дошкольников различных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.
М.Д. Маханева утверждает, что отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.
Однако потребность дошкольника в здоровом образе жизни невозможна без определенных знаний о нем. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Сформированность отношения к здоровью, как к самой большой ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей необходимость в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих, считает Н.В. Нежина.