Актуальность. На сегодняшний день проблема ранней профориентации носит актуальность, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.
Ранняя профориентация – это новое направление в психологии и педагогике, целью которого является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Ознакомление детей с профессиями основывается в ФГОС дошкольного образования в одном из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которая направлена на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество. Психолог отмечает, что профессиональное становление личности начинается с развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
По мнению А.Н. Леонтьева, именно в старшем дошкольном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.
В.П. Кондашов отмечал, что ранняя профориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональную составляющую «образа-Я». Автором была составлена парциальная игровая образовательная программа дошкольной образовательной организации «Мир профессий», включающая в себя формулировку задач и путей их реализации по годам жизни ребенка, рекомендованный перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых иг.
Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности.
Теоретический анализ исследований по проблеме ранней профориентации, а также анализ образовательной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций показал противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ её проектирования и средств реализации. С детьми в детских садах не проводятся необходимые мероприятия по профориентационной работе, предлагается узкий перечень профессий, знания детей о них минимальны, так как даются эпизодически.
Формирование представлений дошкольников о мире профессий и труда необходимо строить с учетом современных образовательных технологий:
Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
В нашей работе созданы игротеки по видам профессий:
- безопасность;
- медицина;
- педагогика;
- профессии будущего.
Используем в работе нетрадиционные методы и приемы:
- виртуальные экскурсии, электронные игры;
- фотопутешествия, видеопутешествия;
- опыты и эксперименты;
- лэпбук – создание лэпбука «Моя будущая профессия».
В ранней профориентации детей дошкольного возраста проектная деятельность предоставляет возможность детям быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности. Она формирует представления о мире профессий, осознание ценностного отношения к труду взрослых. Участие в проектной деятельности открывает перед детьми возможность проявления самостоятельности, активности и творчества, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем благополучному профессиональному самоопределению.
Таким образом, проектная деятельность повысит уровень освоения детьми мира профессий и расширит кругозор знаний о профессиях взрослых.