Главная
АИ #45 (175)
Статьи журнала АИ #45 (175)
Комплекс упражнений, направленный на развитие лидерских качеств личности младших...

Комплекс упражнений, направленный на развитие лидерских качеств личности младших школьников во внеурочной деятельности

Автор(-ы):

Гущина Марина Евгеньевна

7 ноября 2023

Научный руководитель

Павлова Оксана Александровна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

лидерские качества
классный час
социальный статус
коллектив класса
младший школьник

Аннотация статьи

В статье рассматриваются упражнения, необходимые для формирования личностных качеств обучающихся начальной школы, отмечается роль взрослых и сверстников в этом процессе, различные формы и методы организации взаимодействия младших школьников в различных видах деятельности.

Текст статьи

Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются учителя начальной школы, – это развитие лидерских качеств у младших школьников. Недавно проведенное исследование, посвященное лидерству у детей младшего возраста, показало, что 70% учащихся второго класса нуждаются в дополнительной работе по развитию лидерских навыков. Особое внимание следует уделить детям с низкой степенью сформированности позитивных лидерских качеств (15%), поскольку в настоящем мире умение вести и организовывать работу группы таким образом, чтобы все были задействованы, является незаменимым.

На основе результатов исследования был разработан комплекс упражнений, направленных на повышение уровня лидерских качеств. Среди главных условий успешного формирования лидерской личности младшего школьника следует особо отметить создание атмосферы, способствующей активности и самостоятельности. Ключевую роль в создании такой атмосферы должен играть учитель, являющийся главным авторитетом для младшего школьника. Для учащегося начальных классов школа начинается с учителя, который организует и направляет деятельность, является проводником ценностей. Отношение учащегося к учителю – один из главных показателей его эмоционального состояния. Педагог начальных классов должен использовать демократический стиль общения, позволяющий учащимся быть активными и самостоятельными. Младшие школьники должны научиться организовывать свою деятельность самостоятельно, а не быть привязанными к строгому плану учителя.

В современных начальных классах активно применяется системно-деятельностный подход. В данном случае предполагается, что учащийся начальной школы проявляет активный интерес к деятельности, осознает важность получения знаний, умеет поставить задачу и искать эффективные пути решения проблемы, анализирует свою деятельность, оценивает достижения и определяет причины ошибок. В процессе такого обучения ребенок сталкивается с «трудностями» – ситуациями, поставленными учителем на уроке. При поиске решения такой ситуации младший школьник самостоятельно организует свою деятельность, учится извлекать информацию из разных источников, анализировать и обрабатывать ее.

Такая деятельность способствует развитию организаторских навыков у ребенка. Чаще всего ответ на заданный вопрос ищется в группах или парами, а не индивидуально, что позволяет младшему школьнику организовать не только свою деятельность, но и деятельность своих товарищей. Поэтому важно, чтобы учитель использовал демократический стиль общения, иначе реализация данного подхода будет невозможна, и, соответственно, развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста будет затруднено.

Важным моментом является также проведение классных часов, направленных на укрепление лидерских навыков учащихся. Целью классного часа является создание условий для формирования и развития позитивных лидерских качеств. Такие классные часы должны проводиться раз в месяц для достижения поставленной цели. Темы, выбранные для реализации программы, составлены таким образом, чтобы к последнему классному часу дети смогли выделить основные характеристики лидера, понять, чем они уже обладают, а что требует дальнейшего развития, и прийти к выводу, что каждый из них может стать прирожденным лидером коллектива.

Кроме того, мы разработали задания и упражнения для проведения классных часов, которые учитель может использовать в неизменном виде или изменить их в соответствии со своими потребностями.

«Я и ты» – пример программы классного часа, нацеленного на обучение детей умению правильно общаться со сверстниками и старшими. Общение младших школьников должно быть плодотворным. Организация и регулирование общения детей в коллективе – один из путей педагогического управления им как объектом и инструментом воспитания. Не всякое общение, однако, способствует обогащению социального опыта учеников и правильному осознанию ими себя. Специфика проблем обучающихся начальной школы в общении заключается в том, что у большинства из них сформирована неадекватно завышенная самооценка (что соответствует возрастной норме). Ученики убеждены, что у них все должно получаться хорошо, в том числе и отношения с одноклассниками. Поэтому они сильно переживают свои неуспехи. Поэтому учителю необходимо выстроить работу таким образом, чтобы обучающиеся научились общаться друг с другом таким образом, чтобы неуспехов в общении было меньше. А если же трудности в общении между школьниками все же возникли, нужно приложить все усилия, чтобы эти трудности решить.

Также возможна реализация программы под названием «Я и ты», в ходе которой дети будут учиться строить межличностные отношения внутри коллектива. Главной задачей программы становится формирование культуры общения. Дети должны будут научиться прислушиваться к мнению друг друга, уметь организовывать работу в группе, причем не только свою, но и остальных участников коллектива. Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизирует результаты каждого года воспитания, позволяет учащимся раскрыть свои способности, задатки, индивидуальность.

Кто такой лидер?

Следующий учебный час можно посвятить изучению понятия лидерства. Какие качества отличают лидера? Один из способов познакомить детей с этой темой – организовать игру, в которой они смогут понять, кто является настоящим лидером в коллективе. Для начала дети делятся на несколько команд и получают задание написать определение понятия «лидер» на листке бумаги. После этого все определения сравниваются, и дети сообща создают одно определение, наиболее полно раскрывающее понятие «лидер». Затем дети выполняют упражнение под названием «Башня», в котором им нужно построить высокую и устойчивую башню, при этом говорить в группе может только один человек. Победит та команда, которая смогла выполнить задание соблюдая это правило. Завершается урок рефлексией о том, что значит быть настоящим лидером.

Работа на данном мероприятии включает проведение диагностик для выявления уровня развития лидерских качеств у школьников. После этого учителем составляется сводная таблица с результатами.

Учителю важно научить детей сотрудничеству, чтобы создать сплоченный коллектив. Для этого необходимо создать мотивацию взаимодействия, показав детям, что работа вместе – это хорошо, выгодно и приносит положительные эмоции. Также нужно научить детей правилам плодотворного сотрудничества. Для воспитания лидерских качеств у детей, которые не верят в свой успех, можно предложить различные ситуации, в которых они смогут достичь успеха и поверить в свои силы. Важно также отношение сверстников к этим детям, поэтому учитель должен создать условия для успешной реализации ситуации успеха.

Для развития самостоятельности детей необходимо использовать современные информационные технологии, такие как создание презентаций, исследовательских проектов, разработка тестов и компьютерных программ. Такие виды работ помогут повысить интерес младших школьников к учебной деятельности.

Самоуправление в школе является важным фактором развития лидерских качеств у детей. В ученическом самоуправлении участвует большинство детей, а не только узкий круг активистов, что позволяет получить результат общественной деятельности и вдохновляет на продолжение деятельности. Участие в самоуправлении дает возможность развить лидерские и коммуникативные качества, а также приобрести опыт организаторской и управленческой деятельности. Задача учителя заключается в помощи каждому школьнику самоутвердиться и находить ответы на поставленные задачи.

Вся работа с детьми должна проходить в доброжелательном, жизнерадостном микроклимате класса. Необходимо учитывать влияние внешних средств привлечения младших школьников к учению: игра, наглядные пособия, занимательность, осуществлять постоянную проверку и оценку работы учащихся. Использование на уроках игровых методик является важным средством развития познавательного интереса. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается потребность в высказывании своей точки зрения, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Игровые технологии выполняют важнейшую роль в воспитательном процессе, а именно: тренируют память, помогают обрести новые навыки и умения; стимулируют умственную деятельность, развивают мышление. Знания, полученные обучающимися в процессе игры или соревнования, повышают уровень развития познавательных интересов школьников. Во время игровой деятельности обучающийся сам ставит перед собой задачи и выбирает пути и способы получения решения. Обучаясь различного рода играм, школьник становится более активным, целеустремленным и развитым.

На уроках возможно проведение дидактической игры, правила для которой будут разработаны учителем в соответствии с темой урока. В ходе такой игры младший школьник сможет проявить свои личностные качества, в том числе и качества лидера. Ведь у каждой группы, которая будет участвовать в игре, должен быть предводитель, который объяснит участникам правила и поможет разрешить разногласия, возникающие в ходе проведения игры. На сегодняшний день существует множество дидактических игр, среди которых педагог может выбрать ту, что подходит для обучающихся его класса. Анализируя процесс обучения, протекающий с помощью игровой деятельности, педагог сможет сделать вывод о том, какой вид игры помог наиболее эффективно получить желаемый результат.

Дидактическая игра – необходимый элемент процесса обучения, который развивает у детей воображение, мышление, память, дает младшему школьнику психологическую стойкость, формирует ориентировку в жизненных ситуациях, служит созданию и сплочению детского коллектива.

Такая многоплановая работа создает условия для развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что развитие позитивных лидерских качеств у обучающихся начальных классов является важным компонентом работы учителя. Правильно организованная работа в учебной и внеурочной деятельности способствует постепенному развитию лидерских качеств у младших школьников. Несомненно, обучающиеся начальной школы должны верить в свои силы и в свой успех, тогда смогут достичь поставленных перед собой целей. И разработанные нами рекомендации помогут учителям сформировать у младшего школьника позитивные лидерские качества, которые в дальнейшем будут только развиваться.

Список литературы

  1. Артеменко З. В. Азбука форм воспитательной работы: Справочник / З. В. Артеменко, Ж. Е. Завадская – М.: Новое знание, 2017. – 315 с.
  2. Гашкова К. А. Развитие лидерских качеству детей младшего школьного возраста / К. А. Гашкова. – Екатеринбург: ЕГУ, 2019. – 68 с.
  3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
  4. Казакина М. Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. – М.: Просвещение, 2009. – 286 с.
  5. Кричевский Р. Л. Психология руководства и лидерства в коллективе / Р. Л. Кричевский, М. М. Рыжак. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 126 с.

Поделиться

513

Гущина М. Е. Комплекс упражнений, направленный на развитие лидерских качеств личности младших школьников во внеурочной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 39-42. URL: https://apni.ru/article/7374-kompleks-uprazhnenij-napravlennij-na-razvitie

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля