В рамках реализации военной составляющей на уроках литературы (с 5 по 11 класс) как способа формирования читательской компетентности нами разработан проект по созданию сборника рассказов патриотической направленности для внеклассного чтения. Данная статья посвящена описанию проекта и этапов его реализации.
В структуре учебного плана предмета «Литература» с 5 по 11 класс возможно введение компонента внеклассного чтения как особого раздела обучения школьников чтению, целью которого является вырабатывание привычки, а затем потребности самостоятельно, осмысленно выбирать книги для чтения. Н. Н. Светловская, автор методического пособия к урокам чтения, определила, что в понятие «читательская самостоятельность» входят личностное свойство, которое «характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и система знаний, умений и навыков, дающая ему возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью». Таким образом, можно сделать вывод, что на уроках внеклассного чтения у преподавателя есть возможность сформировать читательский вкус обучающихся, пробудить интерес к чтению литературы, которая не входит в обязательную программу.
В своей работе мы предлагаем помимо списка обязательного программного материала для чтения предлагать для чтения обучающимся тексты патриотической направленности, описывающие основные страница военной истории нашей страны.
Во время подготовки к урокам внеклассного чтения и преподаватель, и воспитанник сталкиваются с основной проблемой – отсутствием художественного текста для прочтения и анализа в доступном пользовании. Решение этой проблемы – реализация данного проекта и возможность его распространения в других образовательных учреждениях.
Идея представленного проекта состоит в том, чтобы все необходимые рассказы для внеклассного чтения на учебный год были собраны в одном печатном сборнике для каждого учебного курса с 5 по 11 класс.
Цель данного проекта – систематизировать весь художественный материал, необходимый для реализации компонента «внеклассное чтение» на уроках литературы на определенном курсе, то есть создать сборник художественных текстов для прочтения и анализа на уроках внеклассного чтения.
Для достижения поставленной цели был реализован ряд задач, в их числе:
- из множества имеющихся небольших текстов военной тематики выбрать те, которые подходят по содержанию и художественной ценности для анализа определённой целевой аудиторией;
- разработать дизайн сборника;
- выполнить верстку сборника, отредактировав художественные тексты;
- напечатать сборник в нужном для работы количестве;
- представить сборник обучающимся, объяснив его практическое предназначение.
Из большого количества проанализированных нами произведений были отобраны рассказы по следующим основаниям:
- соответствующая тематика (о войне, о военном времени, о воинской чести и доблести);
- ярко выраженный сюжет в тексах;
- небольшой объем;
- не включенные в обязательный перечень художественных произведений школьной программы;
- малоизвестные.
Продукт проекта – сборник рассказов для реализации компонента «внеклассное чтение» на уроках литературы на весь учебный год для 6-ых классов.
Практическая ценность – преподаватель и воспитанник могут использовать созданный сборник на уроках литературы как хрестоматию, то есть полное содержание текстов для подготовки к урокам становится доступно, что является необходимым условием для детального осмысления и восприятия художественного текста в рамках реализации функциональной (читательской) грамотности. Таким образом, создавая подобный сборник, преподаватель обеспечивает воспитанников текстами для прочтения и анализа во время проведения уроков внеклассного чтения.
Наш сборник под названием «Мысли, рожденные войной» включает в себя 10 текстов патриотической направленности. В выбранных текстах поднимаются темы добра и зла, чести и бесчестия, верности и предательства, служения Родине, патриотизма, любви к Родине и многие другие. А это значит, что данные тексты можно использовать в качестве аргументов в сочинении по типу ОГЭ 13.3, в итоговом сочинении по литературе. Для систематизации работы с данными текстами к каждому сборнику прилагается рабочая тетрадь, в которой кадет должен сформулировать тему, основную идею, проблему, провести лексическую работу с неизвестными для него словами и написать краткий комментарий к прочитанному произведению.
Одним из направлений учебной и воспитательной деятельности является создание условий для развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы в разных ситуациях. Идея патриотизма всегда занимала и будет занимать главное место во всех сферах жизни человека. И влияние литературы в этом является неоспоримым фактом. Именно поэтому работа над данным проектом является актуальной, несет в себе практическую значимость и нравственную ценность.