Главная
АИ #45 (175)
Статьи журнала АИ #45 (175)
Способы формирования базы данных для написания аргументов в итоговом сочинении п...

Способы формирования базы данных для написания аргументов в итоговом сочинении по литературе и в сочинении по типу 13.3 ОГЭ по русскому языку

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

художественное произведение
малая проза
патриотическая направленность
военная составляющая

Аннотация статьи

Статья посвящена описанию проекта по созданию сборника художественных произведений малой прозы патриотической направленности для использования на уроках литературы.

Текст статьи

В рамках реализации военной составляющей на уроках литературы (с 5 по 11 класс) как способа формирования читательской компетентности нами разработан проект по созданию сборника рассказов патриотической направленности для внеклассного чтения. Данная статья посвящена описанию проекта и этапов его реализации.

В структуре учебного плана предмета «Литература» с 5 по 11 класс возможно введение компонента внеклассного чтения как особого раздела обучения школьников чтению, целью которого является вырабатывание привычки, а затем потребности самостоятельно, осмысленно выбирать книги для чтения. Н. Н. Светловская, автор методического пособия к урокам чтения, определила, что в понятие «читательская самостоятельность» входят личностное свойство, которое «характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и система знаний, умений и навыков, дающая ему возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью». Таким образом, можно сделать вывод, что на уроках внеклассного чтения у преподавателя есть возможность сформировать читательский вкус обучающихся, пробудить интерес к чтению литературы, которая не входит в обязательную программу.

В своей работе мы предлагаем помимо списка обязательного программного материала для чтения предлагать для чтения обучающимся тексты патриотической направленности, описывающие основные страница военной истории нашей страны.

Во время подготовки к урокам внеклассного чтения и преподаватель, и воспитанник сталкиваются с основной проблемой – отсутствием художественного текста для прочтения и анализа в доступном пользовании. Решение этой проблемы – реализация данного проекта и возможность его распространения в других образовательных учреждениях.

Идея представленного проекта состоит в том, чтобы все необходимые рассказы для внеклассного чтения на учебный год были собраны в одном печатном сборнике для каждого учебного курса с 5 по 11 класс.

Цель данного проекта – систематизировать весь художественный материал, необходимый для реализации компонента «внеклассное чтение» на уроках литературы на определенном курсе, то есть создать сборник художественных текстов для прочтения и анализа на уроках внеклассного чтения.

Для достижения поставленной цели был реализован ряд задач, в их числе:

  • из множества имеющихся небольших текстов военной тематики выбрать те, которые подходят по содержанию и художественной ценности для анализа определённой целевой аудиторией;
  • разработать дизайн сборника;
  • выполнить верстку сборника, отредактировав художественные тексты;
  • напечатать сборник в нужном для работы количестве;
  • представить сборник обучающимся, объяснив его практическое предназначение.

Из большого количества проанализированных нами произведений были отобраны рассказы по следующим основаниям:

  • соответствующая тематика (о войне, о военном времени, о воинской чести и доблести);
  • ярко выраженный сюжет в тексах;
  • небольшой объем;
  • не включенные в обязательный перечень художественных произведений школьной программы;
  • малоизвестные.

Продукт проекта – сборник рассказов для реализации компонента «внеклассное чтение» на уроках литературы на весь учебный год для 6-ых классов.

Практическая ценность – преподаватель и воспитанник могут использовать созданный сборник на уроках литературы как хрестоматию, то есть полное содержание текстов для подготовки к урокам становится доступно, что является необходимым условием для детального осмысления и восприятия художественного текста в рамках реализации функциональной (читательской) грамотности. Таким образом, создавая подобный сборник, преподаватель обеспечивает воспитанников текстами для прочтения и анализа во время проведения уроков внеклассного чтения.

 Наш сборник под названием «Мысли, рожденные войной» включает в себя 10 текстов патриотической направленности. В выбранных текстах поднимаются темы добра и зла, чести и бесчестия, верности и предательства, служения Родине, патриотизма, любви к Родине и многие другие. А это значит, что данные тексты можно использовать в качестве аргументов в сочинении по типу ОГЭ 13.3, в итоговом сочинении по литературе. Для систематизации работы с данными текстами к каждому сборнику прилагается рабочая тетрадь, в которой кадет должен сформулировать тему, основную идею, проблему, провести лексическую работу с неизвестными для него словами и написать краткий комментарий к прочитанному произведению.

Одним из направлений учебной и воспитательной деятельности является создание условий для развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы в разных ситуациях. Идея патриотизма всегда занимала и будет занимать главное место во всех сферах жизни человека. И влияние литературы в этом является неоспоримым фактом. Именно поэтому работа над данным проектом является актуальной, несет в себе практическую значимость и нравственную ценность.

Список литературы

  1. Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. Начальная школа. – 1989 – №5.
  2. Кудрина Г. Н., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Просвещение, 1988.
  3. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976.

Поделиться

447

Бовина М. А. Способы формирования базы данных для написания аргументов в итоговом сочинении по литературе и в сочинении по типу 13.3 ОГЭ по русскому языку // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 31-32. URL: https://apni.ru/article/7375-sposobi-formirovaniya-bazi-dannikh-dlya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря