Известно, что кадетство в России – устоявшееся социальное явление, ставшее одним из символов нашей страны, навсегда вписанным в ее историческую память.
Обратившись к истории кадетского дела, мы выяснили, что истоки кадетских училищ появились во времена правления Петра Великого. Анна Иоанновна (племянницы Петра I) с приходом к власти начинает создавать кадетские корпуса как «форму воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству». Официальная дата основания кадетских корпусов - 1732 год. Именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы как учебные заведения «для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни».
За 290 лет своей истории «кадетство» претерпело определенные изменения, но это явление не утратило своей актуальности и в 21 веке.
Кадетский корпус – начальное военное учебное заведение (корпус) по программе средней школы с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере. Раньше по окончании полного курса студентов принимали не только в военные училища, но и в высшие учебные заведения без экзаменов.
Кроме известных исторических фактов в данной работе для нас было важно рассмотреть возможные интерпретации «кадетства», основываясь на тексты художественной литературы, так как именно литература как вид искусства сочетает в себе фактологическую точность истории и художественный вымысел.
Изучив литературу, в которой поднимается тема кадетства, мы остановились на произведении Н.С. Лескова «Кадетский монастырь». В своей работе мы решили рассмотреть образ «кадетского наставника» (именно этот термин мы будем использовать в нашей статье).
Известно, что сам писатель никакого отношения к кадетству не имел. Но его рассказ основывается на воспоминаниях бывшего кадета, основателя издательства «Общественная польза» Г.Д. Похитонова. Это позволяет писателю рисовать своих героев, использую реальные исторические факты.
Лесков для своего произведения выбирает название «Кадетский монастырь». Толковый словарь Д.В. Дмитриева дает следующее определение слову «монастырь»:
«Монастырь – это религиозная община монахов или монахинь, которая принимает единые правила жизни (устав) и занимается хозяйственной деятельностью».
В нашем понимании слово «религиозная» употреблять не уместно, а вот стремление жить в закрытом заведении по строгому уставу, который никому не позволено нарушать – основной принцип жителей лесковского монастыря.
Кроме того, в монастыре люди служат Богу, а в кадетском корпусе – служат Отечеству. Это позволяет сделать вывод, что «служение» как основной смысл отнесенности к монастырю соблюдается. Монастыри являются духовно-религиозными центрами социального служения, культуры, образования, религиозного искусства. В заведении для кадет при строгой дисциплине и отрыве от семьи тоже происходит образование как культурное, так и нравственное.
Своих «кадетских наставников» рассказчик называет «праведниками».
В православном словаре находим, что «праведник» – это человек, святой, который, будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь. Именно так видит своих наставников герой произведения, наделяя их титулом «святой». Безусловно, есть определенные сходства героев произведения Лескова и монахов: у них нет семей, они живут в закрытом месте, следуют уставу.
Особое внимание в повести уделяется описанию педагогического мировоззрения главных героев. В изображении всех «четырех праведников» мы можем проследить «черты гуманистической педагогики, выражающийся в том, что на первое место в воспитании в понимании «праведников» выходит личность ученика, его потребности в получении качественного образования».
Следует отметить, что, говоря о четырех праведниках, рассказчик не отводит им определённого места. Хотя описанию Перского он уделяет большее внимание. В процессе рассуждения автор приходит к выводу о том, что у всех героев, разных на первый взгляд, много общего:
- все они не имеют семьи и собственных детей;
- живут на территории учебного заведения, практически не покидая его пределы;
- они все знают свое дело и относятся к нему со всей ответственностью и любовью;
- они много проводят времени с воспитанниками, все время разговаривают с ними, вникая в их проблемы, пытаясь помочь;
- они любят кадет так, что у кадет не остается в этом никаких сомнений;
- главный принцип для них – учить собственным примером.
Итак, проанализировав образы всех «четырех» праведников, мы пришли к следующему выводу: образовательная система, выстроенная ими, основывается на принципах гуманистической педагогики. Все четверо никогда не прибегали к телесным наказаниям и категорично высказывались против них, безнравственное, халатное отношение к своим воспитанникам для них было недопустимо. Они проявляли лишь любовь, доброту и искреннюю заинтересованность в дальнейшей жизни своих воспитанников.
Известно, что гуманистическая педагогика – это система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Анализ показал, что исторические факты и художественная интерпретация Н.С. Лескова относительно понятий «кадетство» и «кадетские наставники» расходятся. Однако нам становится понятно, что по мнению кадет является важным, основополагающим, приоритетным в кадетском образовании.
Наша работа также носит практический характер. Основываясь на произведение Лескова, можно привести примеры-аргументы по различным направлениям для сочинения-рассуждения 13.3 по типу ОГЭ.
Известный факт, что с начала 21 века кадетские корпуса в России пережили возрождение, а сегодня находятся в расцвете популярности. Почти в каждом крупном регионе нашей страны открыты военные или казачьи школы-интернаты, пансионы Министерства обороны и МЧС, президентские и губернаторские училища полного пансионного типа, в которых юноши и девушки готовятся к армейской карьере профессиональных военных специалистов.
Государство перед собой поставило задачу воспитать конкурентоспособную личность, научить свободно общаться на нескольких иностранных языках, через занятия дополнительного образования раскрыть творческие способности, предоставить возможность заниматься любимыми видами спорта и добиваться в этом успехов и многие другие задачи.
Строгая дисциплина, чувство долга и ответственности, здоровый патриотизм, способность мыслить, как гражданин, любовь к Родине и готовность в случае необходимости встать на ее защиту – именно это всегда отличало выпускников ведомственных учреждений Минобороны России.
Мы видим, что в XXI веке происходит возрождение давней традиции кадетских корпусов, и новое поколение кадет после долгого перерыва снова радует глаз.
«Жизнь – Родине, честь – никому!» – этот вековой девиз Русских императорских кадетских корпусов и сегодня служит кадетам, суворовцам и нахимовцам России верным ориентиром в течение всего жизненного пути. Мы верим, что так будет всегда.