Социализация – это довольно продолжительный процесс, при котором человек усваивает новые знания, приобретает опыт, воспринимает нормы поведения и различные нравственные ценности, которые являются общепринятыми в обществе.
Воспитание – это непрерывный и продолжительный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, направленный на формирование личности, заключающийся в передачи опыта от старшего поколения младшему. Большую часть в воспитании детей ложится на плечи родителей, но и не малую часть отводится на детский сад.
А социализация неотъемлемая часть в воспитании. Два этих понятия строго идут рядом друг с другом. Для того чтобы максимально полно вложить в ребёнка нужную информацию и получить нужный результат, необходимо взаимодействовать родителям и воспитателям.
Не всегда удаётся пригласить родителей в сад для проведения мастер классов или бесед, или организовать встречу с представителями разных профессий для рассказов об их трудовых буднях. Поэтому необходимо стараться использовать различные методы и способы взаимодействия родителей с детсадом. В своей практике мы используем различные способы таких взаимоотношений, некоторые из них, это родительский уголок, икт.
В них мы даем рекомендации, консультации для родителей.
Одной из таких рекомендация является просмотр мультфильмов, где можно проследить тонкую нить социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе установления партнерских отношений с учреждениями ближайшего социума. А что такое ближайший социум для детского сада – это в первую очередь родители, их взаимоотношения друг с другом и с детьми, а также с самим детским садом, их профессии, так же ближайший социум для каждого ребёнка – это дети в саду, на детской площадке. Через все эти взаимоотношения можно легко увидеть партнёрские отношения, например показать детям взаимоотношения друзей, детей и взрослых, показать различные виды профессий.
Конечно, каждый мультфильм должен отвечать возрастным особенностям ребенка и соответствовать нужной теме и цели, которую преследует взрослый.
Необходимо соблюдать несколько правил, таких как:
- Главное, вы сами должны знать, о чём мультфильм, т.е. необходимо просмотреть его самому;
- Мультфильм должен соответствовать возрасту;
- Соответствовать выбранной цели и задачи;
- Не быть слишком длинным;
- В конце просмотра должен быть подведён итог и сделан вывод, который проговаривает ребёнок.
Так же следует помнить, что главное место в процессе социализации дошкольников занимает игровая деятельность. Благодаря тому, что дети подражают и перевоплощаются в разные роли, они знакомятся с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых, которые становятся образцами для их собственного поведения. Поэтому после просмотра мультфильма и подведения итогов, необходимо применить на практике поставленные цели. Если это было вежливое обращение с животными, то обыграть ситуацию на игрушках, если это вежливые слова, то стараться их чаще произносить не только ребёнку, но и взрослому и акцентировать внимание ребёнка на это, если это был мультфильм о профессии, то играть в сюжетно-ролевые игры по этой профессии.
Существуют очень много советских мультфильмов, в которых показаны различные виды взаимоотношений между людьми. Предлагаем некоторые мультфильмы, как пример:
- «Цветик-семицветик» 1948г.
- «Кошкин дом» 1958 г.
- «Кот Леопольд» 1975-1987гг.
- «Кем быть?» 1948 г.
- «Доктор Айболит» 1984-1985гг. и т.д.
Таким образом, в условиях непредвиденных ситуаций, когда воспитатели не могут в полной мере взаимодействовать с родителями в ДОУ, наиболее оптимальными формами работы, на наш взгляд, для развития социализации детей дошкольного возраста являются консультации и рекомендации для родителей.