Главная
АИ #45 (175)
Статьи журнала АИ #45 (175)
Проект как технология системно-деятельностного подхода

Проект как технология системно-деятельностного подхода

Автор(-ы):

Гаврилова Александра Александровна

9 ноября 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

системно-деятельностный подход
образование
проектная деятельность
ситуативный подход
учебная деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматривается системно-деятельностный подход в образовании, который акцентирует внимание на активном и разностороннем обучении школьников, способствующем развитию их индивидуальности.

Текст статьи

Системно-деятельностный подход предполагает, что в процессе обучения школьнику предоставляется возможность активного и разностороннего познания, стимулируя его самостоятельность. Главным результатом такого обучения становится развитие индивидуальности обучающегося, основанное на его учебной деятельности.

Проект в контексте деятельностного подхода является важной технологией, которая активно применяется в педагогической практике. Он основан на системно-деятельностном подходе, также известном как ситуативный, который исследует и анализирует взаимодействие между человеком и окружающей средой, учитывая конкретные социально-исторический и культурные условия.

Одной из основных идей системно-деятельностного подхода является понимание, что деятельность человека всегда происходит в определенной ситуации. В рамках проекта, обучающиеся активно взаимодействуют с окружающей средой, решая реальные проблемы и задачи. Они применяют свои знания, умения и навыки, чтобы достичь поставленных целей. Проектная деятельность позволяет учащимся развивать различные компетенции, такие как коммуникативные навыки, критическое мышление, самоорганизация и сотрудничество. Она также способствует развитию творческого мышления и проблемно-ориентированного подхода к обучению.

Проекты могут быть организованы в различных областях знания, включая естественные науки, социальные науки, искусство, спорт и технологии. Например, ученики могут создавать научные эксперименты, проводить социологические исследования, реализовывать творческие проекты в области искусства или дизайна, разрабатывать новые технологии и многое другое.

Одним из преимуществ проектной деятельности является то, что она позволяет учащимся применять свои знания на практике, в реальных ситуациях. Это помогает им освоить материал более глубоко и запомнить его на долгое время. Кроме того, проекты могут стимулировать интерес обучающихся к изучаемым предметам и способствовать их мотивации для обучения.

В процессе работы над проектом, обучающиеся могут формировать следующие универсальные учебные действия [2]:

  1. Коммуникативные умения: обучающиеся учатся эффективно общаться с товарищами и преподавателями, выражать свои мысли и идеи, слушать и анализировать мнения других людей, понимать и адаптироваться к разным культурным и социальным нормам.
  2. Критическое мышление: обучающиеся учатся анализировать и оценивать информацию, сравнивать ее с другими источниками и делать выводы, используя основные принципы логики и научного мышления.
  3. Работа в команде: обучающиеся учатся эффективно сотрудничать и налаживать взаимодействие в группах, распределять задачи, делиться идеями, договариваться и решать конфликты для достижения общей цели.
  4. Целеустремленность и самоконтроль: обучающиеся учатся определять свои личные цели, планировать и организовывать свое время, а также контролировать свой прогресс и корректировать стратегию при необходимости.
  5. Креативность и инновации: обучающиеся учатся генерировать идеи, создавать инновации и реализовывать свое творческий потенциал в рамках проекта.

Проектный метод является важной частью реализации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) в образовательных учреждениях [1]. Он представляет собой стратегию обучения, которая позволяет учащимся развивать свои навыки и умения, также как креативность, коммуникативность, решение проблем, работа в команде и другие, через активное участие в проектах [4].

Реализация проектного метода, как часть ФГОС, имеет следующие особенности [3]:

  1. Ориентированность на результат – проекты включены в учебный план и программы, обучающиеся должны достичь конкретного результата.
  2. Глубокое изучение предметов – проекты частно связаны с конкретными предметами и направлены на углубленное изучение материала.
  3. Развитие метапредметных навыков – проектный метод позволяет развить такие навыки, как логическое мышление, креативность, коммуникативность, организационные и информационные умения.
  4. Активное участие обучающихся – проекты требуют активного участия обучающихся в процессе обучения, что создает более глубокое понимание темы и приводит к большей мотивации учащихся.
  5. Развитие социальных и гражданских компетенций – проекты часто ориентированы на решение реальных проблем, что позволяет развивать компетенции, необходимые для активной жизни и профессионального роста.

Использование проектной деятельности в образовании требует от педагогов грамотного планирования и организации учебного процесса. Важно предоставить учащимся достаточно свободы и возможности для самостоятельного исследования и творчества, одновременно обеспечивая поддержку и руководство со стороны учителя.

Проектная технология активно вовлекает обучающийся в процесс обучения и способствует развитию практических навыков. Она предполагает планирование и реализацию учебных проектов, которые направлены на решение определенных проблем или достижение определенных целей.

Проектная деятельность имеет несколько преимуществ:

Во-первых, она помогает развивать у обучающихся навыки самостоятельно работы и исследовательской деятельности. Обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, сами формулируют проблему и ищут пути ее решения. Это способствует формированию учебной мотивации и развитию индивидуальной творческой инициативы.

Во-вторых, проектный подход к обучению также способствует развитию навыков коллективного взаимодействия и командной работы. Работа в команде позволяет учащимся обмениваться знаниями и опытом. Повышает эффективность и качество работы.

В-третьих, проектная деятельность позволяет не только получать знания, но и применять их на практике. В процессе выполнения проекта, обучающиеся изучают актуальную информацию в предметной области и могут применять ее на практике, разрабатывая конкретные решения и выполняя практические задачи.

Проектная технология деятельностного подхода способствует формированию навыков у обучающихся общекультурных и социальных компетенций, развитию навыков самостоятельной работы и исследовательской деятельности, формированию культуры коммуникации и коллективной работы, а также умению применять теоретические знания на практике.

Одним из ключевых преимуществ проектной технологии является ее способность способствовать целостному развитию личности ученика. Она помогает формировать комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире. Проектная технология также способствует развитию критического мышления и проблемного мышления у учащихся. В процессе работы над проектом они вынуждены анализировать информацию, принимать решения и решать проблемы, что развивает их интеллектуальные способности. Кроме того, проектная технология позволяет учащимся осознать свои сильные и слабые стороны, развить свои таланты и увлечения. Они могут выбрать проект, который соответствует их интересам и предпочтениям, и вложить в него свои усилия и энергию.

В итоге проектная деятельность является эффективным инструментом, который способствует развитию учащихся, помогает им применять полученные знания на практике и развивает их творческий и проблемно-ориентированный потенциал. Этот подход позволяет создать более интерактивную и практическую образовательную среду, способствуя глубокому пониманию и активному участию учащихся в обучении, позволяет активно участвовать в процессе обучения, развивать практические навыки и формировать комплекс знаний, необходимых для успешной адаптации в современном мире.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). – М.: Просвещение, 2017. – 321 с.
  2. Горбунов Н.А., Горбунова Е.Д. Методика обучения проектным технологиям в учреждении дополнительного образования // Теория и практика современной науки. 2020. №2 (56).
  3. Давыдов Д.Г., Капаев М.А., Куприянов А.Ю. Дискуссионный метод и проектная технология в правовом обучении школьников // Право и государство: теория и практика. 2022. №7 (211).
  4. Протасова Е. Ю. Методика раннего обучения иностранному языку: учебное пособие для вузов / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина; под редакцией Е. Ю. Протасовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023.

Поделиться

420

Гаврилова А. А. Проект как технология системно-деятельностного подхода // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 36-38. URL: https://apni.ru/article/7387-proekt-kak-tekhnologiya-sistemno-deyatelnostn

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля