С проникновением информационных технологий в дошкольное образование, перед педагогами встает новая задача, направленная на сохранение здоровья воспитанников вследствие использования компьютерных технологий и иных информационных средств обучения, которые могут отрицательно отразиться на дошкольниках. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе ДОУ выступает внедрение здоровьесберегающих технологий при использовании информационных средств в образовании дошкольников.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена значимостью сохранения здоровья дошкольников в процессе использования информационных технологий, а также необходимостью внедрять в учебно-воспитательный процесс с использование информационных технологий здоровьесберегающих технологий.
Объект исследования – процесс сохранения здоровья дошкольников при использовании информационных технологий.
Предмет исследования – здоровьесберегающие технологии в использовании информационных технологий.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить применение здоровьесберегающих технологий в использовании информационных технологий в образовании дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализиоовать научно-методическую литературу по проблеме исследования и определить роль здоровьесберегающих технологий в использовании информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении.
2. Проанализировать деятельность дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья дошкольников при использовании информационных технологий.
3. Разработать и апробировать здоровьесберегающие технологии в использовании информационных технологий в образовательном процессе дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4. Проанализировтаь и обобщить полученные результаты исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что сохранение здоровья дошкольников в процессе использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе обеспечат здоровьесберегающие технологии.
Теоретической и методологической базой исследования стали:
- труды, освещающие проблему внедрения здоровьесберагающих технологий в учебно-воспитаельный процесс дошкольников (Т.В Ахутина [2], Л.В. Гаврючина [5], В.И. Ковалько [11], Т.С. Овчинников [15], А.В. Пелихова [16], Н.В. Полтавцева [17]);
- теоретико-методологические основы педагогики здоровья (В.Г. Алямовская [1], В.И. Ввозная [3], Л. Волошина [4], В.А. Гордеева [6], М.Н. Кузнецова [9], М.Ю. Картушина [10], В.Т. Лободин [12], М.Д. Маханева [13]);
- труды ведущих специалистов в области дошкольного образования, высказывающие свою позицию «за» и «против» информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в ДОУ (П.Н. Горбунова [8], Л.А. Леонова [7], В.Н. Могилева [14]).
Исследование проходило на базе МБДОУ № 62 «Веселые нотки» г. Набережные Челны. В исследовании принимали участие дошкольники старшего возраста 5-6 лет в количестве 40 человек и педагоги в количестве 10 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 20 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в формирующем эксперименте, направленный на внедрение в учебно-воспитательный процесс с применением ИКТ здоровьесберегающих технологий; контрольная группа – не участвовавшая в экспериментальной работе.
Методики исследования:
1. Анкетирование «Оценка использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с использованием ИКТ». Цель: оценить и проанализировать деятельность дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья дошкольников при использовании информационных технологий. В анкетировании принимали участие педагоги.
2. Диагностическое задание «Дождик, дождик лей». Цель: диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка дошкольного возраста.
3. Для исследования зрительно-моторной координации применяется тест Бендера. Данная проба применялась для выявления влияния ИКТ на зрительный анализатор.
Проанализировав результаты анкетирования педагогов, было выявлено, что в ДОУ в полной мере осуществляются и реализуются задачи здоровьесберегающей деятельности. На вопрос «Как Вы считаете, «Основная образовательная программа» Вашего ДОУ в полной мере реализует задачи здоровьесберегающей деятельности?» утвердительно ответили 80%, отрицательно ответили 20%. В ДОУ в полной мере осуществляется здоровьесберегающая деятельность в учебно-воспитательном процессе с использованием ИКТ. На вопрос «Осуществляет ли Ваше ДОУ здоровьесберегающую деятельность в учебно-воспитательном процессе с использованием ИКТ?» утвердительно ответили 90% педагогов, отрицательно ответили 10% педагогов. 100% опрошенных педагогов используют в своей педагогической деятельности оздоровительные мероприятия в учебно-воспитательном процессе с использованием ИКТ. Основными формами оздоровления на занятиях с использованием ИКТ педагоги используют гимнастику для глаз (100%), физкультминутки (90%), динамические паузы (40%), релаксационные упражнения (30%), физические упражнения (20%), дыхательные упражнения (10%). Информационно-просветительскую деятельность с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей в работе с ПК осуществляют только 60% педагогов.
Проанализировав занятие с применением ИКТ, было выявлено, чтопедагог провела занятие с применяем ИКТ в соответствии с требованиями в работе детей с ПК и нормами СанПиНа. Зоровьесберегающие технологии применялись.
Рис.1. Темп работы дошкольников до и после проведения занятия с ИКТ в начале эксперимента
Проанализировав рис. 1 выявлено, что у дошкольников результаты темпа работы до и после проведения занятий с использованием ИКТ различны. Высокий темп работы в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 35% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 20%. В контрольной группе до занятия высокий темп работы наблюдается у 30% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 10%. Медленный темп работы в начале эксперимента в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 20% дошкольников, тогда как после занятия он повышается до 50%. В контрольной группе до занятия наблюдается 25% дошкольников с медленным темпом, тогда как после занятия он повышается до 45%.
Рис.2. Уровень работоспособности дошкольников до и после проведения занятия с ИКТ в начале эксперимента
Проанализировав рис. 2 выявлено, что у дошкольников результаты работоспособности до и после проведения занятий с использованием ИКТ различны. Высокий уровень работоспособности в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 25% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 15%. В контрольной группе до занятия высокий уровень работоспособности наблюдается у 30% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 15%. Низкий уровень работоспособности в начале эксперимента в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 35 % дошкольников, тогда как после занятия он повышается до 50%. В контрольной группе до занятия наблюдается 30% дошкольников с низким уровнем работоспособности, тогда как после занятия он повышается до 45%.
Рис.3. Уровень зрительно-моторной координации дошкольников до и после проведения занятия с ИКТ в начале эксперимента
Проанализировав рис.3 выявлено, что у дошкольников результаты зрительно-моторной координации до и после проведения занятий с использованием ИКТ различны. Высокий уровень зрительно-моторной координации в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 20% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 0%. В контрольной группе до занятия высокий уровень зрительно-моторной координации наблюдается у 30% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 20%. Низкий уровень зрительно-моторной координации в начале эксперимента в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 20 % дошкольников, тогда как после занятия он повышается до 45%. В контрольной группе до занятия наблюдается 20% дошкольников с низким уровнем зрительно-моторной координации, тогда как после занятия он повышается до 35%.
Проведя констатирующий эксперимент, было выявлено, что занятия с ИКТ влияют на психофизическое здоровье, ухудшается зрительно-моторная координация. Эти результаты приводят к надобности организации и проведения педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья у дошкольников на занятиях с использование с ИКТ. Для этого был проведен формирующий эксперимент.
Для обеспечения и сохранения здоровья дошкольников во время занятий с ПК и занятий с использованием ИКТ был разработан комплекс упражнений, куда вошли следующие виды упражнений:
- гимнастика для глаз (во время работы за компьютером и после работы с компьютером);
- гимнастика для снятия общего утомления;
- физкультминутки, пальчиковые упражнения;
- упражнения на релаксацию;
- дыхательные упражнения.
Для повышения педагогической компетенции родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников во время занятий с ПК была проведена консультация для родителей «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника». Консультация просветила родителей по вопросам организации рабочего места ребенка во время занятий с ПК, соблюдения требований по организации деятельности ребенка за компьютером, представлен комплекс упражнений для глаз во время занятий с компьютером. Для полноценного информирования и наглядности, нами был представлен для родителей стенд «Правила работы за компьютером», где перечислены основные требования СанПиНа, правила посадки ребенка за компьютером и представлен комплекс гимнастики для глаз.
В конце формирующего эксперимента в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика работоспособности, темпа работы и зрительно-моторной координации у дошкольников в процессе занятий с использований ИКТ. Таким образом, можно утверждать об эффективности экспериментальной работы, направленной на организацию и внедрение в учебно-воспитательный процесс с применением ИКТ здоровьесберегающих технологий.