Здоровьесберегающие технологии в использовании информационных технологий в образовании детей в дошкольном образовательном учреждении

В статье представлен опыт применения здоровьесберегающих технологий при использовании информационных средств в образовании дошкольников. Выявлено влияние ИКТ на темп работы, работоспособность дошкольников и уровень зрительной координации.

Аннотация статьи
здоровьесберегающие технологии
информационные технологии в дошкольном образовании
гимнастика для глаз
физкультминутка для глаз
сохранение здоровья дошкольников
Ключевые слова

С проникновением информационных технологий в дошкольное образование, перед педагогами встает новая задача, направленная на сохранение здоровья воспитанников вследствие использования компьютерных технологий и иных информационных средств обучения, которые могут отрицательно отразиться на дошкольниках. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе ДОУ выступает внедрение здоровьесберегающих технологий при использовании информационных средств в образовании дошкольников.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена значимостью сохранения здоровья дошкольников в процессе использования информационных технологий, а также необходимостью внедрять в учебно-воспитательный процесс с использование информационных технологий здоровьесберегающих технологий.

Объект исследования – процесс сохранения здоровья дошкольников при использовании информационных технологий.

Предмет исследования – здоровьесберегающие технологии в использовании информационных технологий.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить применение здоровьесберегающих технологий в использовании информационных технологий в образовании дошкольников.

Задачи исследования:

1. Проанализиоовать научно-методическую литературу по проблеме исследования и определить роль здоровьесберегающих технологий в использовании информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении.

2. Проанализировать деятельность дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья дошкольников при использовании информационных технологий.

3. Разработать и апробировать здоровьесберегающие технологии в использовании информационных технологий в образовательном процессе дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

4. Проанализировтаь и обобщить полученные результаты исследования.

Гипотеза исследования: предполагается, что сохранение здоровья дошкольников в процессе использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе обеспечат здоровьесберегающие технологии.

Теоретической и методологической базой исследования стали:

  • труды, освещающие проблему внедрения здоровьесберагающих технологий в учебно-воспитаельный процесс дошкольников (Т.В Ахутина [2], Л.В. Гаврючина [5], В.И. Ковалько [11], Т.С. Овчинников [15], А.В. Пелихова [16], Н.В. Полтавцева [17]);
  • теоретико-методологические основы педагогики здоровья (В.Г. Алямовская [1], В.И. Ввозная [3], Л. Волошина [4], В.А. Гордеева [6], М.Н. Кузнецова [9], М.Ю. Картушина [10], В.Т. Лободин [12], М.Д. Маханева [13]);
  • труды ведущих специалистов в области дошкольного образования, высказывающие свою позицию «за» и «против» информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в ДОУ (П.Н. Горбунова [8], Л.А. Леонова [7], В.Н. Могилева [14]).

Исследование проходило на базе МБДОУ № 62 «Веселые нотки» г. Набережные Челны. В исследовании принимали участие дошкольники старшего возраста 5-6 лет в количестве 40 человек и педагоги в количестве 10 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 20 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в формирующем эксперименте, направленный на внедрение в учебно-воспитательный процесс с применением ИКТ здоровьесберегающих технологий; контрольная группа – не участвовавшая в экспериментальной работе.

Методики исследования:

1. Анкетирование «Оценка использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с использованием ИКТ». Цель: оценить и проанализировать деятельность дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья дошкольников при использовании информационных технологий. В анкетировании принимали участие педагоги.

2. Диагностическое задание «Дождик, дождик лей». Цель: диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка дошкольного возраста.

3. Для исследования зрительно-моторной координации применяется тест Бендера. Данная проба применялась для выявления влияния ИКТ на зрительный анализатор.

Проанализировав результаты анкетирования педагогов, было выявлено, что в ДОУ в полной мере осуществляются и реализуются задачи здоровьесберегающей деятельности. На вопрос «Как Вы считаете, «Основная образовательная программа» Вашего ДОУ в полной мере реализует задачи здоровьесберегающей деятельности?» утвердительно ответили 80%, отрицательно ответили 20%. В ДОУ в полной мере осуществляется здоровьесберегающая деятельность в учебно-воспитательном процессе с использованием ИКТ. На вопрос «Осуществляет ли Ваше ДОУ здоровьесберегающую деятельность в учебно-воспитательном процессе с использованием ИКТ?» утвердительно ответили 90% педагогов, отрицательно ответили 10% педагогов. 100% опрошенных педагогов используют в своей педагогической деятельности оздоровительные мероприятия в учебно-воспитательном процессе с использованием ИКТ. Основными формами оздоровления на занятиях с использованием ИКТ педагоги используют гимнастику для глаз (100%), физкультминутки (90%), динамические паузы (40%), релаксационные упражнения (30%), физические упражнения (20%), дыхательные упражнения (10%). Информационно-просветительскую деятельность с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей в работе с ПК осуществляют только 60% педагогов.

Проанализировав занятие с применением ИКТ, было выявлено, чтопедагог провела занятие с применяем ИКТ в соответствии с требованиями в работе детей с ПК и нормами СанПиНа. Зоровьесберегающие технологии применялись.

Рис.1. Темп работы дошкольников до и после проведения занятия с ИКТ в начале эксперимента

Проанализировав рис. 1 выявлено, что у дошкольников результаты темпа работы до и после проведения занятий с использованием ИКТ различны. Высокий темп работы в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 35% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 20%. В контрольной группе до занятия высокий темп работы наблюдается у 30% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 10%. Медленный темп работы в начале эксперимента в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 20% дошкольников, тогда как после занятия он повышается до 50%. В контрольной группе до занятия наблюдается 25% дошкольников с медленным темпом, тогда как после занятия он повышается до 45%.

Рис.2. Уровень работоспособности дошкольников до и после проведения занятия с ИКТ в начале эксперимента

Проанализировав рис. 2 выявлено, что у дошкольников результаты работоспособности до и после проведения занятий с использованием ИКТ различны. Высокий уровень работоспособности в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 25% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 15%. В контрольной группе до занятия высокий уровень работоспособности наблюдается у 30% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 15%. Низкий уровень работоспособности в начале эксперимента в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 35 % дошкольников, тогда как после занятия он повышается до 50%. В контрольной группе до занятия наблюдается 30% дошкольников с низким уровнем работоспособности, тогда как после занятия он повышается до 45%.

Рис.3. Уровень зрительно-моторной координации дошкольников до и после проведения занятия с ИКТ в начале эксперимента

Проанализировав рис.3 выявлено, что у дошкольников результаты зрительно-моторной координации до и после проведения занятий с использованием ИКТ различны. Высокий уровень зрительно-моторной координации в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 20% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 0%. В контрольной группе до занятия высокий уровень зрительно-моторной координации наблюдается у 30% дошкольников, тогда как после занятия он снижается до 20%. Низкий уровень зрительно-моторной координации в начале эксперимента в экспериментальной группе до занятия наблюдается у 20 % дошкольников, тогда как после занятия он повышается до 45%. В контрольной группе до занятия наблюдается 20% дошкольников с низким уровнем зрительно-моторной координации, тогда как после занятия он повышается до 35%.

Проведя констатирующий эксперимент, было выявлено, что занятия с ИКТ влияют на психофизическое здоровье, ухудшается зрительно-моторная координация. Эти результаты приводят к надобности организации и проведения педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья у дошкольников на занятиях с использование с ИКТ. Для этого был проведен формирующий эксперимент.

Для обеспечения и сохранения здоровья дошкольников во время занятий с ПК и занятий с использованием ИКТ был разработан комплекс упражнений, куда вошли следующие виды упражнений:

  • гимнастика для глаз (во время работы за компьютером и после работы с компьютером);
  • гимнастика для снятия общего утомления;
  • физкультминутки, пальчиковые упражнения;
  • упражнения на релаксацию;
  • дыхательные упражнения.

Для повышения педагогической компетенции родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников во время занятий с ПК была проведена консультация для родителей «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника». Консультация просветила родителей по вопросам организации рабочего места ребенка во время занятий с ПК, соблюдения требований по организации деятельности ребенка за компьютером, представлен комплекс упражнений для глаз во время занятий с компьютером. Для полноценного информирования и наглядности, нами был представлен для родителей стенд «Правила работы за компьютером», где перечислены основные требования СанПиНа, правила посадки ребенка за компьютером и представлен комплекс гимнастики для глаз.

В конце формирующего эксперимента в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика работоспособности, темпа работы и зрительно-моторной координации у дошкольников в процессе занятий с использований ИКТ. Таким образом, можно утверждать об эффективности экспериментальной работы, направленной на организацию и внедрение в учебно-воспитательный процесс с применением ИКТ здоровьесберегающих технологий.

Текст статьи
  1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская //Дошкольное образование : приложение к газете «Первое сентября». – 2012. – № 14. – С. 19.
  2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2011. – № 2. – С. 29-34.
  3. Ввозная, В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ /В.И. Ввозная, И.Т. Коновалова. – М.: Сфера, 2016. – 28 с.
  4. Волошина, Л. Здоровье и здоровый образ жизни. Взгляд дошкольника и позиция воспитателя / Л. Волошина, Л. Кривошей // Здоровье дошкольника. – 2011. – №3 – С. 2-5.
  5. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие / Л. В. Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 160 с.
  6. Гордеева, В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. – 2006. – №8. – С. 32- 41.
  7. Дошкольник и компьютер. Медико-гигиенические рекомендации / Под ред. Леоновой Л.А. – МПСИ, 2004. – 64 с.
  8. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект /под ред. П.Н. Горбунова. – М: СОЛОН-ПРЕСС, 2010. – 176 с.
  9. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.
  10. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья /М.Ю. Картушина // Управление ДОУ. – 2004. – №3. – С. 8-15.
  11. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер /В.И. Ковалько. – М.: Академия, 2015. – 304 с.
  12. Лободин, В.Т. В стране здоровья: программа эколого-биологического воспитания дошкольников / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80 с.
  13. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: учебное пособие / М.Д. Маханева. – М.: Просвещение, 2012. – 105 с.
  14. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером: учеб.пособие для студ. обрз. учр. сред. проф. образования / В.Н. Могилева. – М.: Академия, 2015. – 240 с.
  15. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: монография / Т. С. Овчинникова. – СПб: КАРО, 2006. – 176 с.
  16. Пелихова, А.В. Здоровьесбережение в дошкольном образовании: практико-ориентированные аспекты /А.В. Пелихова // Народное образование. Педагогика. СИСП. – 2015. – №9. – С. 652-657.
  17. Полтавцева, Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании: монография / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 262 с.
Список литературы