Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Цель использования кинезиологических игр и упражнений – развитие умственных способностей и физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных упражнений.
Задачи:
- Развивать межполушарное взаимодействие мозга;
- Синхронизировать работу полушарий мозга;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать компоненты речи;
- Развивать все психические процессы.
Именно комплексы кинезиологических упражнений – система быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому ребенку. Эта простая гимнастика развивает и правое и левое полушарие головного мозга одинаково. Эти упражнения даже самого неспособного ребенка делают успешным.
Игры на активизацию межполушарных взаимодействий можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе
Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.
Перед тем, как выполнить те или иные упражнения необходимо познакомиться с требованиями по проведению кинезиологических упражнений. Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
1. «Оладушки»
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.
Мы играли в ладушки – жарили оладушки.
Так пожарим, повернем и опять играть начнем.
Менять положение рук при этом проговаривать слоги: са-ша, ал-ол
2. «Червячок в яблочке».
Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляет вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились.
3. упр-е «Зайчик-колечко-цепочка»
«Зайчик»
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко не простое –
Блестит, словно золотое.
«Колечко»
Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед.
«Цепочка»
Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки. Проговаривать при этом слоги: са-са-су-сы.
4. Упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак-ребро-ладонь). Подышать, быстро меняя положение кулака и ладони попеременно. На каждое положение произносить свистящие звуки: с, з, ц.
5. «Змейка».
Детям необходимо скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. Нейродорожки
Задания для ребенка:
- проведи по линии правой рукой;
- проведи по линии левой рукой;
- проведи по линии двумя руками одновременно;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем) правой руки;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем) левой руки;
- провести по линии указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук.
7. Трафареты
Шагаем пальчиками по трафарету. На квадрат ставим один пальчик, на прямоугольник – два пальчика.
8. Нейрокарточки
«Различаем звуки»
Данное пособие направлено на автоматизацию, дифференциацию звуков раннего и позднего онтогенеза. Детям необходимо проговорить слова (дом-том) и одновременно показать позу руки.
Можно сделать вывод, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует:
- активизации межполушарного взаимодействия;
- синхронизации работы полушарий;
- оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта;
- улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей;
- снижает утомляемость;
- повышает способность к произвольному контролю;
- способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.