Главная
АИ #45 (175)
Статьи журнала АИ #45 (175)
Воспитательная работа в системе профессиональной подготовки современного специал...

Воспитательная работа в системе профессиональной подготовки современного специалиста

Автор(-ы):

Парамонова Юлия Александровна

10 ноября 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

общественный кризис
нравственные ценности
традиционные ценности
патриотическое воспитание
личностное формирование
культурные ценности
образовательный процесс
педагогический опыт

Аннотация статьи

В условиях современного общественного кризиса в России, связанного с потерей нравственных и духовных ценностей, автор выделяет важность возвращения к традиционной системе нравственных ценностей. В статье обсуждается роль учебных заведений в патриотическом и духовно-нравственном воспитании студентов, освещая различные направления воспитательной работы.

Текст статьи

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется кризисом нравственных и духовных ценностей, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Я считаю, что главной задачей учебного заведения по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся является формирование личности, проникнутой духом родной культуры.

Воспитательная работа обучающихся в нашем техникуме ведется по следующим направлениям:

  • учебно-организационное;
  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • трудовое;
  • художественно-эстетическое;
  • спортивно-оздоровительное;
  • диагностическое;
  • работа с родителями;
  • индивидуальная работа со студентами.

Подробнее остановимся на гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача обучающимся тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга перед своей Родиной.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности обучающегося.

Патриотизм – одна из важных черт всесторонне развитой личности человека. Уважение к своей стране, к национальным традициям, культуре, обрядам, истории является основой любого воспитания. На личностном уровне патриотизм выступает главная, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения, принятых в данном обществе.

Патриотическое воспитание в свою очередь, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Я, преподаватель, имеющий 20-летний педагогический стаж работы в качестве куратора, по гражданско-патриотическому направлению работы со своей группой провожу такие мероприятия, как:

  • классные часы на следующую тематику: «Права и обязанности студентов в учебном заведении», «Курение и его последствия», «Правонарушения и их последствия», «Терроризм и его последствия», «Профилактика дорожно-транспортных происшествий», «День народного Единства»;
  • посещение выставок в библиотеке;
  • подготовка и оформление стенгазеты «23 февраля – День защитника отечества»;
  • экскурсия со студентами группы в музей ГИБДД г. Саранска;
  • посещение Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг.

По духовно-нравственному направлению работы со своей группой, провожу следующие мероприятия:

  • классные часы на следующую тематику: «Всероссийского урока Мира», «Всероссийский День трезвости», «Месячник пожилых людей», «Права и обязанности обучающихся», «День матери»;
  • участие студентов группы в поздравлении ветеранов труда;
  • проведение профилактических бесед «Административная и уголовная ответственность», «Учеба без пропусков»;
  • организация встреч в техникуме с работниками Отдела Полиции №4;
  • посещение и организация выездных концертов со студентами в детские дома;
  • подготовка и оформление со студентами совей группы газета ко дню борьбы со СПИДом;
  • проведение внеклассного мероприятия «День чаепития».

Проводимые нами, кураторами, вышеперечисленные мероприятия способствуют:

  • реализации потенциала личности обучающихся, сформированности у студентов определенных гражданских и нравственных идеалов, служащих показателем отношения личности к обществу;
  • формированию позитивного правосознания гражданина, системы знаний, уважения и интереса к государственным символам России;
  • развитию у студентов рационального и эмоционального восприятия социальной действительности, познавательной активности;
  • осознанию обучающимися ценности и причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
  • воспитанию чувства гордости за свою Родину, героев Отечества, правосознанию, способности к осознанию своих прав и прав другого человека;
  • сохранению исторической памяти поколений в память подрастающему поколению;
  • формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, гражданской и правовой направленности личности, культуры проявления гражданской позиции;
  • осознанию обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Конечно же, фундамент духовно-нравственного развития и воспитания личности «закладывается» в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет его жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, к своей Родине, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Список литературы

  1. Галицкая, И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. – 2009. – №10. – С. 36-46.
  2. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с. – (Растим патриотов России).
  3. ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом от 17 мая 2012года № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480).
  4. Чадина, К. С. Гражданско-патриотическое воспитание школьников / К. С. Чадина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru.

Поделиться

271

Парамонова Ю. А. Воспитательная работа в системе профессиональной подготовки современного специалиста // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 46-48. URL: https://apni.ru/article/7394-vospitatelnaya-rabota-v-sisteme-professional

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля