В условиях современного общественного кризиса России, который определяется кризисом нравственных и духовных ценностей, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.
Я считаю, что главной задачей учебного заведения по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся является формирование личности, проникнутой духом родной культуры.
Воспитательная работа обучающихся в нашем техникуме ведется по следующим направлениям:
- учебно-организационное;
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- трудовое;
- художественно-эстетическое;
- спортивно-оздоровительное;
- диагностическое;
- работа с родителями;
- индивидуальная работа со студентами.
Подробнее остановимся на гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача обучающимся тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга перед своей Родиной.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности обучающегося.
Патриотизм – одна из важных черт всесторонне развитой личности человека. Уважение к своей стране, к национальным традициям, культуре, обрядам, истории является основой любого воспитания. На личностном уровне патриотизм выступает главная, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения, принятых в данном обществе.
Патриотическое воспитание в свою очередь, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Я, преподаватель, имеющий 20-летний педагогический стаж работы в качестве куратора, по гражданско-патриотическому направлению работы со своей группой провожу такие мероприятия, как:
- классные часы на следующую тематику: «Права и обязанности студентов в учебном заведении», «Курение и его последствия», «Правонарушения и их последствия», «Терроризм и его последствия», «Профилактика дорожно-транспортных происшествий», «День народного Единства»;
- посещение выставок в библиотеке;
- подготовка и оформление стенгазеты «23 февраля – День защитника отечества»;
- экскурсия со студентами группы в музей ГИБДД г. Саранска;
- посещение Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг.
По духовно-нравственному направлению работы со своей группой, провожу следующие мероприятия:
- классные часы на следующую тематику: «Всероссийского урока Мира», «Всероссийский День трезвости», «Месячник пожилых людей», «Права и обязанности обучающихся», «День матери»;
- участие студентов группы в поздравлении ветеранов труда;
- проведение профилактических бесед «Административная и уголовная ответственность», «Учеба без пропусков»;
- организация встреч в техникуме с работниками Отдела Полиции №4;
- посещение и организация выездных концертов со студентами в детские дома;
- подготовка и оформление со студентами совей группы газета ко дню борьбы со СПИДом;
- проведение внеклассного мероприятия «День чаепития».
Проводимые нами, кураторами, вышеперечисленные мероприятия способствуют:
- реализации потенциала личности обучающихся, сформированности у студентов определенных гражданских и нравственных идеалов, служащих показателем отношения личности к обществу;
- формированию позитивного правосознания гражданина, системы знаний, уважения и интереса к государственным символам России;
- развитию у студентов рационального и эмоционального восприятия социальной действительности, познавательной активности;
- осознанию обучающимися ценности и причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
- воспитанию чувства гордости за свою Родину, героев Отечества, правосознанию, способности к осознанию своих прав и прав другого человека;
- сохранению исторической памяти поколений в память подрастающему поколению;
- формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, гражданской и правовой направленности личности, культуры проявления гражданской позиции;
- осознанию обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Конечно же, фундамент духовно-нравственного развития и воспитания личности «закладывается» в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет его жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, к своей Родине, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.