Белгородская область в цифрах

Автор(-ы):

Гречьяникова Ольга Сергеевна

Копаева Людмила Ивановна

10 ноября 2023

Секция

Физико-математические науки

Ключевые слова

задачи
история Белгородской области
краеведческий материал

Аннотация статьи

В данной статье приведены задачи на историческом материале – яркие примеры практикоориентированных задач, которые позволяют продемонстрировать, как формальные математические знания можно применить в реальных жизненных ситуациях. «Хочешь научиться решать задачи – решай их» – говорил Д. Пойа. В математике каждая задача – это та или иная проблема, к решению которой человечество стремилось порой долгие годы. Поэтому тот, кто познал радость пусть маленького, но открытия при решении трудной задачи, будет всегда стремиться познавать еще больше и открывать для себя новые факты, использовать полученные знания в жизни.

Текст статьи

Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, к родному краю, где он родился, где живет его семья, похоронены его предки. Что вы знаете о своем родном крае и как это можно применять в учебном процессе при решении математических задач. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, в связи с появлением в классах детей, прибывших из других регионов России и ближнего зарубежья.

Для каждого из нас место, где мы родились ценно и памятно. Любовь к малой родине и Родина остается в нашем сердце навсегда, где бы мы ни жили и куда бы мы не уехали. Она, как мать, единственная на всю жизнь. Любить Родину – значит знать ее и гордится ею. Но зачастую, люди не интересуются историей своего города, края, не стараются узнать, как и почему он появился. А судьба любой, пусть самой небольшой деревушки, затерявшейся в лесной чаще или посреди степи, практически всегда интересна, и тот, кто приоткроет эту «тайну», никогда об этом не пожалеет. Судьба каждой такой деревушки – это как судьба человека. Жизнь полна различных событий, дат, интересных фактов, которые нужно знать и помнить. Познакомиться с неизвестным можно не только на уроках истории и географии, но и на уроках математики, решая задачи, основанные на краеведческом материале.

Михаил Васильевич Ломоносов неслучайно сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» [5].

Как же можно применить математические знания к изучению истории родного города, деревни, края? Сделать это можно, конечно же, через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты. А где же взять такие задачи?

На уроках математики и на занятиях в математическом кружке можно не только решать задачи из учебника, но и самим их составлять.

Был разработан план по составлению задач, содержащих интересные факты о родном крае:

  1. Сбор фактических данных
  2. Историческая справка
  3. Выбор математического содержания и типа задачи.
  4. Установление зависимости между числами.
  5. Составление условия задачи, ее решение и оформление.

Для составления математических задач необходимо располагать фактами, датами и цифрами, связанными с историей родного края, а также его современной жизнью. Исторические факты и памятные даты можно найти не только в библиотеке, но и посещая музеи. Актуальные сведения можно почерпнуть в сети Интернет, в периодической печати конкретного города [4, 6, 7, 8] Когда материал собран и обобщен можно начинать составлять задачи, в соответствии уровнем освоения математики. 

Далее представлены несколько примеров задач, составленных на основе краеведческого материала о Белгородской области и ориентированных на обучающихся 5-6 классов:

1. В 2024 году Белгородская область будет праздновать 70-й День рождения. В каком году была образована Белгородская область?

Решение:

2024 – 70 = 1954 – год основания города Валуйки.

Ответ: 1954

2. Выполните действия и запишите название одного из ведущих российских производителей железорудного сырья, крупнейшего в Европе производителя горячебрикетированного железа (ГБЖ) и товарного ГБЖ в мире, расположенного на территории Белгородской области

125 + 44 = 169

г

 

114*6 = 684

л

 

512:32=16

н

471 – 68 = 403

ь

297 : 33 = 9

к

8820:90=98

д

61*8 = 488

б

846 : 3 = 282

и

123-79=44

й

500 : 50 = 10

е

199+31= 230

о

125-73=52

с

 

684

10

488

10

98

282

16

52

9

282

44

 

169

230

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

684

10

488

10

98

282

16

52

9

282

44

 

169

230

9

Л

е

б

е

д

и

н

с

к

и

й

Г

О

К

Ответ: Лебединский ГОК

3. Семья из трех человек, мама, папа и ребенок 5 лет, собираются на осенних каникулах отдохнуть в санатории «Красиво» в течение 7 дней. Определите наиболее выгодный вариант проживания в данном санатории.

ВАРИАНТ

Категория номера

стоимость за 1 чел/сут.

А

2-3 местный в блоке

3300

Б

1 комнатный 2 местный 1 категории *

3780

В

3-комнатный 3-4-местный люкс **

5340

 

*Стоимость дополнительного места в 1 комнатном 1-2 местном номере 1 категории - 2500 рублей в день. На дополнительное место в остальных номерах предоставляется скидка в размере 20% от стоимости путевки.

**Дети в возрасте до 1 года - бесплатно, дети в возрасте от 1 до 2 лет - скидка 50% от стоимости путевки, дети в возрасте от 2 до 6 лет включительно - скидка 40% от стоимости путевки.

Решение:

Вариант А: 3420*3*7=71820(руб.)

Вариант Б: (3780*2+2500)*7=70420(руб.)

Вариант В: (5340*2+5340*0,4)*7=98712(руб.)

Ответ: Б

4. На 1 ноября 2023 численность населения (постоянных жителей) города Алексеевка, Белгородской области, складывается из детей в возрасте до 6 лет - 3 776 человек, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 4 466 человек, молодежи от 18 до 29 лет - 4 533 человека, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 16 263 человека, пожилых людей от 60 лет - 8 243 человека, а долгожителей Алексеевки старше 80 лет - 529 человек. Определите общую численность жителей города Алексеевка.

Решение:

3776+4466+4533+16263+8243+529=37810

Ответ: 37 810 человек

5. Участники кружка «юный краевед» отправились в туристический поход по маршруту «ПО СЛЕДАМ ИСТОРИИ. ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ!» поселка Прохоровка. Экскурсия началась в 9.00 с посещения музеев: «Третье ратное поле России» (60 минут), «Битва за оружие Великой Победы» (55 минут), музей бронетанковой техники (70 минут). Далее на школьном автобусе дети отправились к памятнику Победы на месте танкового сражения – «Звонница на Прохоровском поле» (30 минут). Поездка на автобусе Звоннице длилась 15 минут. Во сколько закончился поход и какова его длительность?

Решение:

60+55+70+30+15=230минут=3 часа 55 минут

8ч+3ч55мин=11ч55мин

Ответ: в 11ч55мин; 3 часа 55 минут.

Список литературы

  1. Математика 5, 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, - М: Просвещение, 2023 г.
  2. Пойа Д. «Как решать задачу». Львов, журнал «Квантор», 1991.
  3. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. «Как научиться решать задачи». Книга для учащихся, М: Просвещение,1984.
  4. Белгородские Известия, архив материалов [Электронный ресурс]. – URL: https://belwesti.ru/ (дата обращения: 09.11.2023)
  5. Великие цитаты и афоризмы Михаила Ломоносова (45 шт.) о науке, образовании и боге [Электронный ресурс]. – URL: https://likeeinfo.ru/tsitaty/mihaila-lomonosova-o-matematike-obrazovanii-i-boge/ (дата обращения: 09.11.2023)
  6. Население Алексеевки, численность, занятость, безработица, гендерный состав | BDEX [Электронный ресурс]. – URL: https://bdex.ru/naselenie/belgorodskaya-oblast/alekseevka/ (дата обращения: 10.11.2023)
  7. Официальный сайт санатория "Красиво" [Электронный ресурс]. – URL: https://san-krasivo.ru/ (дата обращения: 09.11.2023)
  8. Туристические маршруты в Белгороде 2023. Культурный регион [Электронный ресурс]. – URL: https://bel.cultreg.ru/touristroutes (дата обращения: 10.11.2023)

Поделиться

93

Гречьяникова О. С., Копаева Л. И. Белгородская область в цифрах // Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 56-59. URL: https://apni.ru/article/7397-belgorodskaya-oblast-v-tsifrakh

Другие статьи из раздела «Физико-математические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая