Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, к родному краю, где он родился, где живет его семья, похоронены его предки. Что вы знаете о своем родном крае и как это можно применять в учебном процессе при решении математических задач. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, в связи с появлением в классах детей, прибывших из других регионов России и ближнего зарубежья.
Для каждого из нас место, где мы родились ценно и памятно. Любовь к малой родине и Родина остается в нашем сердце навсегда, где бы мы ни жили и куда бы мы не уехали. Она, как мать, единственная на всю жизнь. Любить Родину – значит знать ее и гордится ею. Но зачастую, люди не интересуются историей своего города, края, не стараются узнать, как и почему он появился. А судьба любой, пусть самой небольшой деревушки, затерявшейся в лесной чаще или посреди степи, практически всегда интересна, и тот, кто приоткроет эту «тайну», никогда об этом не пожалеет. Судьба каждой такой деревушки – это как судьба человека. Жизнь полна различных событий, дат, интересных фактов, которые нужно знать и помнить. Познакомиться с неизвестным можно не только на уроках истории и географии, но и на уроках математики, решая задачи, основанные на краеведческом материале.
Михаил Васильевич Ломоносов неслучайно сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» [5].
Как же можно применить математические знания к изучению истории родного города, деревни, края? Сделать это можно, конечно же, через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты. А где же взять такие задачи?
На уроках математики и на занятиях в математическом кружке можно не только решать задачи из учебника, но и самим их составлять.
Был разработан план по составлению задач, содержащих интересные факты о родном крае:
- Сбор фактических данных
- Историческая справка
- Выбор математического содержания и типа задачи.
- Установление зависимости между числами.
- Составление условия задачи, ее решение и оформление.
Для составления математических задач необходимо располагать фактами, датами и цифрами, связанными с историей родного края, а также его современной жизнью. Исторические факты и памятные даты можно найти не только в библиотеке, но и посещая музеи. Актуальные сведения можно почерпнуть в сети Интернет, в периодической печати конкретного города [4, 6, 7, 8] Когда материал собран и обобщен можно начинать составлять задачи, в соответствии уровнем освоения математики.
Далее представлены несколько примеров задач, составленных на основе краеведческого материала о Белгородской области и ориентированных на обучающихся 5-6 классов:
1. В 2024 году Белгородская область будет праздновать 70-й День рождения. В каком году была образована Белгородская область?
Решение:
2024 – 70 = 1954 – год основания города Валуйки.
Ответ: 1954
2. Выполните действия и запишите название одного из ведущих российских производителей железорудного сырья, крупнейшего в Европе производителя горячебрикетированного железа (ГБЖ) и товарного ГБЖ в мире, расположенного на территории Белгородской области
125 + 44 = 169 |
г |
|
114*6 = 684 |
л |
|
512:32=16 |
н |
471 – 68 = 403 |
ь |
297 : 33 = 9 |
к |
8820:90=98 |
д | ||
61*8 = 488 |
б |
846 : 3 = 282 |
и |
123-79=44 |
й | ||
500 : 50 = 10 |
е |
199+31= 230 |
о |
125-73=52 |
с |
684 |
10 |
488 |
10 |
98 |
282 |
16 |
52 |
9 |
282 |
44 |
|
169 |
230 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
684 |
10 |
488 |
10 |
98 |
282 |
16 |
52 |
9 |
282 |
44 |
|
169 |
230 |
9 |
Л |
е |
б |
е |
д |
и |
н |
с |
к |
и |
й |
Г |
О |
К |
Ответ: Лебединский ГОК
3. Семья из трех человек, мама, папа и ребенок 5 лет, собираются на осенних каникулах отдохнуть в санатории «Красиво» в течение 7 дней. Определите наиболее выгодный вариант проживания в данном санатории.
ВАРИАНТ |
Категория номера |
стоимость за 1 чел/сут. |
---|---|---|
А |
2-3 местный в блоке |
3300 |
Б |
1 комнатный 2 местный 1 категории * |
3780 |
В |
3-комнатный 3-4-местный люкс ** |
5340 |
|
*Стоимость дополнительного места в 1 комнатном 1-2 местном номере 1 категории - 2500 рублей в день. На дополнительное место в остальных номерах предоставляется скидка в размере 20% от стоимости путевки. **Дети в возрасте до 1 года - бесплатно, дети в возрасте от 1 до 2 лет - скидка 50% от стоимости путевки, дети в возрасте от 2 до 6 лет включительно - скидка 40% от стоимости путевки. |
Решение:
Вариант А: 3420*3*7=71820(руб.)
Вариант Б: (3780*2+2500)*7=70420(руб.)
Вариант В: (5340*2+5340*0,4)*7=98712(руб.)
Ответ: Б
4. На 1 ноября 2023 численность населения (постоянных жителей) города Алексеевка, Белгородской области, складывается из детей в возрасте до 6 лет - 3 776 человек, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 4 466 человек, молодежи от 18 до 29 лет - 4 533 человека, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет - 16 263 человека, пожилых людей от 60 лет - 8 243 человека, а долгожителей Алексеевки старше 80 лет - 529 человек. Определите общую численность жителей города Алексеевка.
Решение:
3776+4466+4533+16263+8243+529=37810
Ответ: 37 810 человек
5. Участники кружка «юный краевед» отправились в туристический поход по маршруту «ПО СЛЕДАМ ИСТОРИИ. ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ!» поселка Прохоровка. Экскурсия началась в 9.00 с посещения музеев: «Третье ратное поле России» (60 минут), «Битва за оружие Великой Победы» (55 минут), музей бронетанковой техники (70 минут). Далее на школьном автобусе дети отправились к памятнику Победы на месте танкового сражения – «Звонница на Прохоровском поле» (30 минут). Поездка на автобусе Звоннице длилась 15 минут. Во сколько закончился поход и какова его длительность?
Решение:
60+55+70+30+15=230минут=3 часа 55 минут
8ч+3ч55мин=11ч55мин
Ответ: в 11ч55мин; 3 часа 55 минут.