Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Об организации внутреннего контроля образовательной деятельности в МАДОУ г. Нижн...

Об организации внутреннего контроля образовательной деятельности в МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 «Былинушка»

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

дошкольное образование
внутренний контроль
управление качеством
программа контроля
педагогическая диагностика

Аннотация статьи

Статья рассматривает вопросы управления качеством дошкольного образования в контексте внутреннего контроля в дошкольных образовательных учреждениях. Основное внимание уделяется организации и реализации программы контроля, включая план контроля руководителя и административный контроль. Программа контроля рассматривается как средство обеспечения 100% качественного дошкольного образования, соответствующего стандартам.

Текст статьи

Устав каждой дошкольной образовательной организации определяет основной вид (предмет) деятельности учреждения, «…ради которого оно создано» – это «…образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми».

Результатом реализации образовательной деятельности в учреждении должно быть обеспечение 100% качественного дошкольного образования воспитанников, соответствующее стандарту и соответственно обеспечение качественных условий осуществления образовательной деятельности, т.е. реализация образовательных программ.

Наличию вышеобозначенного результата будет способствовать проведение внутреннего контроля, как обязательного элемента процесса управления.

На институциональном уровне контрольно-аналитическая деятельность осуществляется посредством реализации программы контроля, которая включает в свою структуру два раздела: первый – это план контроля руководителя, второй раздел – административный контроль.

Программа контроля учреждения составлена на основе организационно-правового обеспечения контроля федерального уровня и ведётся, исходя из результатов анализа оценки состояния и эффективности деятельности учреждения за прошлый учебный год, а также в соответствии с основополагающими документами учреждения, в которых заложен ряд ключевых целей и задач для всего коллектива:

  • программой развития учреждения, которая определяет основные направления развития, реализуемые в дальнейшем через задачи;
  • годовым планом работы учреждения на учебный год;
  • образовательной программой дошкольного образования.

Программа контроля отражает реализацию в учреждении системы контроля, где каждым её компонентом являются: цели, задачи, содержание, организационные виды и методы контроля, распределение полномочий и ответственность каждого, анализ результатов.

Основной формой контроля образовательной деятельности является контрольно-аналитическая деятельность. Она обеспечивает выполнение установленных плановых заданий по направлениям, соответствующим задачам программы развития учреждения. Контроль образовательной деятельности осуществляется: 1) в рамках реализации такого направления программы развития, как «Эффективность повышения качества и доступности дошкольного образования»; 2) в рамках реализации годовой задачи плана учреждения на учебный год по образовательной деятельности; 3) в рамках реализации собственно самой образовательной программы дошкольного образования.

Анализ реализации образовательной деятельности осуществляется путем проведения различных видов контроля. Должна обратить внимание, что в науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля, поэтому в практике работы для нас, применимо к контролю образовательной деятельности, сложились такие виды контроля, как: плановый (текущий и тематический), оперативный контроль (ежедневный, еженедельный), мониторинг (педагогическая диагностика) освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования.

Рассмотрим плановый тематический и текущий контроли – это контроль, который планируется в годовом плане работы учреждения, помимо планирования в программе контроля.

Содержанием планового тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательного процесса по разделам образовательной программы, реализуемой в учреждении. Цель тематического контроля зависит от целей и задач годового плана работы учреждения. Продолжительность тематического контроля до 10 дней. Контроль организуется сразу в нескольких группах: параллельных и разного возраста. Проводится за месяц до заседания педагогического совета и соответствует его теме. Проведение тематического контроля предусматривает наличие определенного пакета документов.

В рамках планового текущего контроля в среднем ежемесячно планируется 5-7 вопросов. Заместитель заведующего на заседании «педагогического часа» знакомит педагогов с вопросами текущего контроля образовательной деятельности перед началом месяца, в момент ознакомления с мероприятиями месяца из годового плана работы. Продолжительность текущего контроля от 3-х до 5-ти дней.

По истечении каждого месяца по итогам планового текущего контроля пишется справка, даются рекомендации по устранению проблем. Архив справок текущего контроля хранится 3 года. Результаты контроля доводятся до сведения педагогических работников, обсуждаются с целью устранения недочетов. При необходимости проводится повторный контроль.

Следующий вид контроля – это мониторинг (педагогическая диагностика) освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, который проходит в три этапа: стартовый – в сентябре, промежуточный этап – в декабре, итоговый – в апреле. Проводится педагогами групп и профильными специалистами в течение 2-х недель. Далее в срок не позднее 7 дней с момента завершения мониторинга сдаются результаты проведенных педагогических наблюдений и диагностических исследований с выводами в виде качественного и количественного анализа.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения оценки эффективности педагогических действий.

Оперативный контроль – это ежедневный (еженедельный) контроль. Он помогает выявить и немедленно устранить отдельные недостатки и сбои в деятельности педагогов по реализации образовательного процесса, их взаимодействии с родителями. Несоблюдение контроля влечет конфликтные ситуации между участниками образовательных отношений.

Таким образом, представленная контрольно-аналитическая деятельность учреждения в рамках реализации Программы контроля имеет стратегический и тактический характер.

Результатом проводимой работы является достижение на сегодняшний день следующих показателей:

  • обеспечение высокого качества обучения: 100% освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования;
  • высокий уровень удовлетворенности родительской общественности качеством предоставляемых образовательных услуг (93,8%);
  • 95 баллов из 100 максимально возможных по итогам общего рейтинга результатов независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2021 год, что соответствует значению «отлично».

Список литературы

  1. Хабибулина, Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Р. Ш. Хабибулина. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. 158 с.
  2. Хорошенкова, А. В. Проблемы и тенденции развития современного социально-гуманитарного образования [Текст] / А. В. Хорошенкова // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. СПб. 2003. - С.372-380.

Поделиться

723

Волкова Л. М. Об организации внутреннего контроля образовательной деятельности в МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 «Былинушка» // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/7398-ob-organizatsii-vnutrennego-kontrolya-obrazov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря