Устав каждой дошкольной образовательной организации определяет основной вид (предмет) деятельности учреждения, «…ради которого оно создано» – это «…образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми».
Результатом реализации образовательной деятельности в учреждении должно быть обеспечение 100% качественного дошкольного образования воспитанников, соответствующее стандарту и соответственно обеспечение качественных условий осуществления образовательной деятельности, т.е. реализация образовательных программ.
Наличию вышеобозначенного результата будет способствовать проведение внутреннего контроля, как обязательного элемента процесса управления.
На институциональном уровне контрольно-аналитическая деятельность осуществляется посредством реализации программы контроля, которая включает в свою структуру два раздела: первый – это план контроля руководителя, второй раздел – административный контроль.
Программа контроля учреждения составлена на основе организационно-правового обеспечения контроля федерального уровня и ведётся, исходя из результатов анализа оценки состояния и эффективности деятельности учреждения за прошлый учебный год, а также в соответствии с основополагающими документами учреждения, в которых заложен ряд ключевых целей и задач для всего коллектива:
- программой развития учреждения, которая определяет основные направления развития, реализуемые в дальнейшем через задачи;
- годовым планом работы учреждения на учебный год;
- образовательной программой дошкольного образования.
Программа контроля отражает реализацию в учреждении системы контроля, где каждым её компонентом являются: цели, задачи, содержание, организационные виды и методы контроля, распределение полномочий и ответственность каждого, анализ результатов.
Основной формой контроля образовательной деятельности является контрольно-аналитическая деятельность. Она обеспечивает выполнение установленных плановых заданий по направлениям, соответствующим задачам программы развития учреждения. Контроль образовательной деятельности осуществляется: 1) в рамках реализации такого направления программы развития, как «Эффективность повышения качества и доступности дошкольного образования»; 2) в рамках реализации годовой задачи плана учреждения на учебный год по образовательной деятельности; 3) в рамках реализации собственно самой образовательной программы дошкольного образования.
Анализ реализации образовательной деятельности осуществляется путем проведения различных видов контроля. Должна обратить внимание, что в науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля, поэтому в практике работы для нас, применимо к контролю образовательной деятельности, сложились такие виды контроля, как: плановый (текущий и тематический), оперативный контроль (ежедневный, еженедельный), мониторинг (педагогическая диагностика) освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования.
Рассмотрим плановый тематический и текущий контроли – это контроль, который планируется в годовом плане работы учреждения, помимо планирования в программе контроля.
Содержанием планового тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательного процесса по разделам образовательной программы, реализуемой в учреждении. Цель тематического контроля зависит от целей и задач годового плана работы учреждения. Продолжительность тематического контроля до 10 дней. Контроль организуется сразу в нескольких группах: параллельных и разного возраста. Проводится за месяц до заседания педагогического совета и соответствует его теме. Проведение тематического контроля предусматривает наличие определенного пакета документов.
В рамках планового текущего контроля в среднем ежемесячно планируется 5-7 вопросов. Заместитель заведующего на заседании «педагогического часа» знакомит педагогов с вопросами текущего контроля образовательной деятельности перед началом месяца, в момент ознакомления с мероприятиями месяца из годового плана работы. Продолжительность текущего контроля от 3-х до 5-ти дней.
По истечении каждого месяца по итогам планового текущего контроля пишется справка, даются рекомендации по устранению проблем. Архив справок текущего контроля хранится 3 года. Результаты контроля доводятся до сведения педагогических работников, обсуждаются с целью устранения недочетов. При необходимости проводится повторный контроль.
Следующий вид контроля – это мониторинг (педагогическая диагностика) освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, который проходит в три этапа: стартовый – в сентябре, промежуточный этап – в декабре, итоговый – в апреле. Проводится педагогами групп и профильными специалистами в течение 2-х недель. Далее в срок не позднее 7 дней с момента завершения мониторинга сдаются результаты проведенных педагогических наблюдений и диагностических исследований с выводами в виде качественного и количественного анализа.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения оценки эффективности педагогических действий.
Оперативный контроль – это ежедневный (еженедельный) контроль. Он помогает выявить и немедленно устранить отдельные недостатки и сбои в деятельности педагогов по реализации образовательного процесса, их взаимодействии с родителями. Несоблюдение контроля влечет конфликтные ситуации между участниками образовательных отношений.
Таким образом, представленная контрольно-аналитическая деятельность учреждения в рамках реализации Программы контроля имеет стратегический и тактический характер.
Результатом проводимой работы является достижение на сегодняшний день следующих показателей:
- обеспечение высокого качества обучения: 100% освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования;
- высокий уровень удовлетворенности родительской общественности качеством предоставляемых образовательных услуг (93,8%);
- 95 баллов из 100 максимально возможных по итогам общего рейтинга результатов независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2021 год, что соответствует значению «отлично».