Об организации внутреннего контроля образовательной деятельности в МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 «Былинушка»

Статья рассматривает вопросы управления качеством дошкольного образования в контексте внутреннего контроля в дошкольных образовательных учреждениях. Основное внимание уделяется организации и реализации программы контроля, включая план контроля руководителя и административный контроль. Программа контроля рассматривается как средство обеспечения 100% качественного дошкольного образования, соответствующего стандартам.

Аннотация статьи
программа контроля
внутренний контроль
управление качеством
педагогическая диагностика
дошкольное образование
Ключевые слова

Устав каждой дошкольной образовательной организации определяет основной вид (предмет) деятельности учреждения, «…ради которого оно создано» – это «…образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми».

Результатом реализации образовательной деятельности в учреждении должно быть обеспечение 100% качественного дошкольного образования воспитанников, соответствующее стандарту и соответственно обеспечение качественных условий осуществления образовательной деятельности, т.е. реализация образовательных программ.

Наличию вышеобозначенного результата будет способствовать проведение внутреннего контроля, как обязательного элемента процесса управления.

На институциональном уровне контрольно-аналитическая деятельность осуществляется посредством реализации программы контроля, которая включает в свою структуру два раздела: первый – это план контроля руководителя, второй раздел – административный контроль.

Программа контроля учреждения составлена на основе организационно-правового обеспечения контроля федерального уровня и ведётся, исходя из результатов анализа оценки состояния и эффективности деятельности учреждения за прошлый учебный год, а также в соответствии с основополагающими документами учреждения, в которых заложен ряд ключевых целей и задач для всего коллектива:

  • программой развития учреждения, которая определяет основные направления развития, реализуемые в дальнейшем через задачи;
  • годовым планом работы учреждения на учебный год;
  • образовательной программой дошкольного образования.

Программа контроля отражает реализацию в учреждении системы контроля, где каждым её компонентом являются: цели, задачи, содержание, организационные виды и методы контроля, распределение полномочий и ответственность каждого, анализ результатов.

Основной формой контроля образовательной деятельности является контрольно-аналитическая деятельность. Она обеспечивает выполнение установленных плановых заданий по направлениям, соответствующим задачам программы развития учреждения. Контроль образовательной деятельности осуществляется: 1) в рамках реализации такого направления программы развития, как «Эффективность повышения качества и доступности дошкольного образования»; 2) в рамках реализации годовой задачи плана учреждения на учебный год по образовательной деятельности; 3) в рамках реализации собственно самой образовательной программы дошкольного образования.

Анализ реализации образовательной деятельности осуществляется путем проведения различных видов контроля. Должна обратить внимание, что в науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля, поэтому в практике работы для нас, применимо к контролю образовательной деятельности, сложились такие виды контроля, как: плановый (текущий и тематический), оперативный контроль (ежедневный, еженедельный), мониторинг (педагогическая диагностика) освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования.

Рассмотрим плановый тематический и текущий контроли – это контроль, который планируется в годовом плане работы учреждения, помимо планирования в программе контроля.

Содержанием планового тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательного процесса по разделам образовательной программы, реализуемой в учреждении. Цель тематического контроля зависит от целей и задач годового плана работы учреждения. Продолжительность тематического контроля до 10 дней. Контроль организуется сразу в нескольких группах: параллельных и разного возраста. Проводится за месяц до заседания педагогического совета и соответствует его теме. Проведение тематического контроля предусматривает наличие определенного пакета документов.

В рамках планового текущего контроля в среднем ежемесячно планируется 5-7 вопросов. Заместитель заведующего на заседании «педагогического часа» знакомит педагогов с вопросами текущего контроля образовательной деятельности перед началом месяца, в момент ознакомления с мероприятиями месяца из годового плана работы. Продолжительность текущего контроля от 3-х до 5-ти дней.

По истечении каждого месяца по итогам планового текущего контроля пишется справка, даются рекомендации по устранению проблем. Архив справок текущего контроля хранится 3 года. Результаты контроля доводятся до сведения педагогических работников, обсуждаются с целью устранения недочетов. При необходимости проводится повторный контроль.

Следующий вид контроля – это мониторинг (педагогическая диагностика) освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, который проходит в три этапа: стартовый – в сентябре, промежуточный этап – в декабре, итоговый – в апреле. Проводится педагогами групп и профильными специалистами в течение 2-х недель. Далее в срок не позднее 7 дней с момента завершения мониторинга сдаются результаты проведенных педагогических наблюдений и диагностических исследований с выводами в виде качественного и количественного анализа.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения оценки эффективности педагогических действий.

Оперативный контроль – это ежедневный (еженедельный) контроль. Он помогает выявить и немедленно устранить отдельные недостатки и сбои в деятельности педагогов по реализации образовательного процесса, их взаимодействии с родителями. Несоблюдение контроля влечет конфликтные ситуации между участниками образовательных отношений.

Таким образом, представленная контрольно-аналитическая деятельность учреждения в рамках реализации Программы контроля имеет стратегический и тактический характер.

Результатом проводимой работы является достижение на сегодняшний день следующих показателей:

  • обеспечение высокого качества обучения: 100% освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования;
  • высокий уровень удовлетворенности родительской общественности качеством предоставляемых образовательных услуг (93,8%);
  • 95 баллов из 100 максимально возможных по итогам общего рейтинга результатов независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2021 год, что соответствует значению «отлично».
Текст статьи
  1. Хабибулина, Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Р. Ш. Хабибулина. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. 158 с.
  2. Хорошенкова, А. В. Проблемы и тенденции развития современного социально-гуманитарного образования [Текст] / А. В. Хорошенкова // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. СПб. 2003. - С.372-380.
Список литературы