Главная
АИ #45 (175)
Статьи журнала АИ #45 (175)
Путешествие в Шымкент: парадигма развития туризма в Казахстане

Путешествие в Шымкент: парадигма развития туризма в Казахстане

Автор(-ы):

Шерим Сункар Арманович

11 ноября 2023

Научный руководитель

Джаненова Салтанат Амангельдиевна

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

культура
туристические комплексы
экономика страны
инфраструктура
отечественный туризм

Аннотация статьи

В статье рассматривается потенциал города Шымкент в модернизации качества туризма в качестве одного из приоритетных векторов развития сектора экономики.

Текст статьи

Вступление

Шымкент, динамичный и исторически богатый город в самом сердце Казахстана, стал ярким примером успешного развития туризма в стране. Благодаря своему уникальному сочетанию культур, исторических достопримечательностей и природной красоты, Шымкент предлагает пример того, как другие города Казахстана могут использовать свой потенциал для привлечения туристов, стимулирования экономического роста и прославления своего культурного наследия.

Историческое и культурное наследие

Историческое значение Шымкента является ключевой достопримечательностью для туристов. Город сохранил свое богатое культурное и архитектурное наследие с такими историческими достопримечательностями, как мавзолей Айши Биби и площадь Ордабасы. Эти достопримечательности дают представление о глубоко укоренившейся истории региона и являются убедительной причиной для посещения любителями истории.

Разнообразный культурный опыт

Одной из уникальных особенностей Шымкента является его разнообразное население и слияние культур. Город празднует это разнообразие с помощью различных культурных фестивалей, таких как Международный фольклорный фестиваль и кинофестиваль "Евразия". Эти мероприятия демонстрируют не только казахскую культуру, но и богатое переплетение традиций различных этнических групп, что делает Шымкент микрокосмом мультикультурной идентичности Казахстана.

Современная инфраструктура

Город инвестировал в современную инфраструктуру, включая транспортные узлы, отели и места отдыха. Международный аэропорт Шымкента обеспечивает удобный доступ для иностранных гостей, в то время как ряд отелей и гостевых домов рассчитан на разный бюджет. Ухоженные дороги и общественный транспорт позволяют туристам легко знакомиться с городом и его окрестностями.

Гастрономический туризм

Кулинарный туризм набирает обороты во всем мире, и Шымкент признал эту тенденцию, продвигая свою местную кухню. Посетители могут отведать традиционные казахские блюда, такие как бешбармак и манты, в аутентичной обстановке. Продовольственные рынки и уличные торговцы предлагают возможность познакомиться с кулинарными изысками города, превращая его в рай для гурманов.

Природная красота и приключенческий туризм

Близость Шымкента к захватывающим дух пейзажам Туркестанского региона открывает возможности для приключенческого туризма. Близлежащий природный заповедник Аксу-Жабаглы и озеро Сайрам являются идеальными местами для пеших прогулок, наблюдения за дикой природой и экотуризма. Эти чудеса природы подчеркивают потенциал Шымкента для инициатив в области устойчивого туризма.

Сотрудничество с частным сектором

Государственно-частное партнерство сыграло решающую роль в успехе туризма в Шымкенте. Сотрудничая с местными предприятиями, город разработал туристические пакеты, экскурсии и культурные мероприятия, которые удовлетворяют широкому спектру интересов и предпочтений. Эта синергия обогатила туристический опыт, одновременно способствуя экономическому росту внутри сообщества.

Маркетинг и продвижение

Шымкент активно продвигает себя как на внутреннем, так и на международном рынках. Используя цифровой маркетинг, социальные сети и участие в туристических выставках, город привлекает все большее число туристов. Сотрудничество с туристическими агентствами и авиакомпаниями также повысило узнаваемость Шымкента на мировой арене.

Повышение качества инфраструктуры туризма остается главной проблемой отечественного туризма. В связи с чем необходимо создать реестр и организовать категорийность гостиниц, соответствующих утвержденным стандартам в области туризма, рекреационного отдыха и предоставляющего качественные услуги населения.

В рамках исследования и предложения по внедрению реестра категорийности отелей нужно рассмотреть опыт Турции в квалифицировании отелей для удобства гостей:

Типы туристического размещения в Турции, их распределение и классификация размещения могут варьироваться от страны к стране. Однако при классификации обычно используются такие критерии, как физическая вместимость, назначение услуги, размер, статус, уровень комфорта и транспортные средства. Объекты размещения туристов в Турции делятся на две основные группы: сертифицированные Министерством туризма и сертифицированные муниципальные предприятия. Положение о квалификации туристических объектов, опубликованное в Официальном вестнике № 30791 от 01.06.2019, подробно определяет типы и особенности средств размещения, лицензируемых Министерством туризма Турции. В географии туризма они делятся на две основные группы: традиционное и дополнительное размещение. Те, которые эксплуатируют сертифицированные Министерством объекты размещения туристов, определяются как объекты размещения, сертифицированные для туристической деятельности. Объекты размещения, находящиеся в стадии строительства и не введенные в эксплуатацию, называются также объектами размещения, сертифицированными для инвестиций в туризм. В Турции отели с различными звездами занимают лидирующие позиции по типу размещения (74%). Далее следуют 10% для частных объектов, 6% для частных резиденций, 3% для пансиона и по 2% для бутик-отелей, термальных отелей и дачных поселков. Отели классифицируются как 1-звездочные (52), 2-звездочные (381), 3-звездочные (1110), 4-звездочные (869) и 5-звездочные (704), а термальные отели – 3-звездочные (18), 4-звездочные (31) и 5-звездочные (41) термальные отели и курортные поселки относятся к первому (69) и второму классу (9).

1. Отель

Учреждения или предприятия, удовлетворяющие потребности туристов в ночлеге, еде, питье и отдыхе, называются гостиницами (Doğanay, 2001: 525). Эти объекты заменили по функциям исторические гостиницы (постоялые дворы). В исторические периоды, особенно в Анатолии, постоялые дворы служили социальными объектами, удовлетворяющими различные потребности путешественников. Позже объекты, предоставляющие эту услугу, в виде гостиниц были построены в более современной структуре. Кроме того, работающие здесь сотрудники прошли обучение, стали более оснащенными и профессионально квалифицированными в своей работе. История коммерческого жилья в Турции довольно древняя. Удовлетворена потребность в размещении в социальных объектах, таких как гостиницы и караван-сараи. Коммерческие помещения, подобные гостиницам, действовали в римский и византийский периоды. Но они служили в периоды Сельджуков и Османской империи, еще больше развивая свои функции. Например, «Хорозлу Хан», «Султан Хан», «Везирхан», «Хекимхан», «Ташан», «Делиллер Хан», «Обрук Хан», «Кызылорен Хан», «Зазадин Хан» и т. д. Это лишь некоторые из десятков важных отелей Анатолии. Также были созданы различные фонды для продолжения работы гостиниц и караван-сараев. Первый современный туристический отель, вступивший в эксплуатацию в Турции, – это Pera Palas, расположенный в районе Бейоглу в Стамбуле. Этот отель был открыт в 1895 году. В период после Танзимата эффективные движения вестернизации нашли отражение в сфере размещения туристов, а также во всех сферах. Однако исследования в этой области не получили широкого распространения, поскольку остаются ограниченными. В первые годы республики приоритет отдавался основным институтам вновь созданного государства. Поскольку туризм – это деятельность, которая осуществляется после удовлетворения основных потребностей, для развития отрасли потребовалось время. Возникновение двух крупных войн за короткий период времени в мире вызвало кровавую бойню. Поэтому развитие, связанное с туризмом и размещением, было отложено до Второй мировой войны. В Турции в 1955 году государство создало Туристический банк и Пенсионный фонд, а также оказало финансовую поддержку на строительство туристических объектов размещения. Отель Istanbul Hilton открытый в 1959 году, является первым современным отелем в период Республики (Doğanay, 2001: 525). Благодаря проекту TURBAN, поддержанному Туристическим банком, были сделаны значительные инвестиции в туризм, особенно в западные регионы страны.

2. Мотель

Мотель определяется как отель за пределами города (Özgüç, 2017: 116). Поскольку он расположен на главных дорогах, он включен в группу придорожных объектов размещения туристов. По функциональному назначению постоялые дворы соответствуют гостиницам, а мотели – караван-сараям. Поскольку они разделены транспортными путями, имеется связь с дорожной сетью. Он удовлетворяет потребности тех, кто путешествует на машине во время поездки (Doğanay, 2001: 532). Мотели выбирают по таким причинам, как расположение в тихой обстановке на окраине города, отсутствие проблем с парковкой и наличие простых номеров для удовлетворения повседневных потребностей (Barutçugil, 1989: 53). Термин «мотель» образовался путем соединения первого слога слова «мотор» и второго слога слова «отель». (Doğanay, 2001: 531). Мотели, которые первоначально предоставляли услуги только ночлега, позже начали предоставлять услуги еды, напитков и парковки. С ростом конкуренции качество обслуживания возросло, были построены многоэтажные мотели (Aktaş, 2002: 34). По сравнению с предыдущими годами количество мотелей уменьшилось. В 2007 году насчитывалось 18 мотелей, а в 2020 году - 5 мотелей, принадлежащих министерству. Количество мотелей, сертифицированных муниципальным предприятием, намного больше. По состоянию на конец 2020 года в Турции всего 5 мотелей, по одному в Адане, Анкаре, Денизли, Элязыге и Мерсине. Эти учреждения имеют в общей сложности 214 номеров и 435 спальных мест. Мотели должны иметь не менее 10 номеров. Указатели направления должны быть расположены и видны в соответствующих местах, чтобы объекты были легко видны на маршрутах транспорта. Кроме того, поскольку мотели расположены на дорогах, следует принять меры предосторожности от шума.

3. Пансион

Пансион – это помещения, где предприятие предоставляет услуги питания или где клиент имеет возможность готовить еду. Они просты в управлении и состоят как минимум из пяти комнат (Resmi Gazete, 2019: 109). В пансионах царит более семейная атмосфера, чем в других местах проживания. Предоставляются постоянные услуги по питанию и напиткам, а также проживание в течение любого периода времени. Помимо того, что он дешев, это важный источник дохода для семейного бизнеса, особенно в небольших населенных пунктах, где недостаточно отелей (Barutçugil, 1989:54). В частности, пансионы должны иметь минимальную квалификацию для предоставления услуг по питанию и напиткам или удовлетворения потребностей клиентов. В пансионах имеется кухня, гостиная, подходящая для сезонных периодов, холл у входа, а также предоставляются услуги первой помощи и имеет камеры хранения. В Турции слово пансион используется для обозначения студенческого общежития, но сегодня оно также используется для обозначения туристического объекта. Эксплуатация всех или части частных домов в туристических целях определяется как пансионатство. Таким образом, дома, эксплуатируемые для этой цели, называются пансионатами, управляющие - пансионерами, а люди, которые остаются там, так же - пансионерами. В туристических районах сельские дома, а также городские резиденции также функционируют как пансионат (Doganay, 2001: 534-535). К концу 2022 года в Турции насчитывается 135 пансионатов. В этих пансионатах 1561 номер и 3146 спальных мест. На самом деле, стоит отметить, что это значение очень низкое по сравнению с размером туристического сектора Турции. Помимо многих факторов, таких как отсутствие предпринимательства в Турции и непонимание его важности, некоторые культурные ценности негативно влияют на развитие пансионатов.

4. Кемпинг

Кемпинг (англ. Camping) означает кемпинг. Этот термин также используется для обозначения кемпинга. Кемпинги строятся для разных целей и в разных местах. Подобно тому, как лагеря (кемпинги) создаются для социальных, культурных и спортивных целей, они создаются также для научных исследований, отдыха, развлечений и зарубежного туризма (Doğanay, 2001: 532). Лагеря становятся все более интенсивными, в основном в местах, близких к природным достопримечательностям, таких как берега моря и озера и опушки лесов, или в зонах отдыха, близких к городским поселениям. Кроме того, вдоль транспортных путей и вблизи туристических центров имеются кемпинги (Yıldız, 2011: 36). Кемпинги определяются как объекты, включающие не менее 10 единиц, установленные на транспортных маршрутах или в природных зонах и отвечающие потребностям потребителей (Resmi Gazete, 2019: 115). Поэтому развитие кемпингов и увеличение их количества идет параллельно с развитием транспортных средств. В настоящее время наблюдается рост активности кемпингов по таким причинам, как развитие транспорта, сокращение расстояний и обеспечение безопасности. Хотя жилые помещения (палатки, бунгало, шале) в кемпингах обычно являются мобильными, в некоторых кемпингах также есть постоянные места для палаток (Aktaş, 2002: 36). На территории кемпинга предусмотрено благоустройство и необходимое лесонасаждение, посадка травы и освещение. Создаются необходимые условия для здорового питания и питья, развлечений, отдыха, чтения, занятий спортом и подобных занятий. Удовлетворены необходимые условия для размещения кемперов, а также потребности в техническом обслуживании, ремонте и ночлеге караванов. Так же в кемпингах принимаются необходимые меры предосторожности в отношении туалетов, душевых, электричества, воды и оказания первой помощи (Koçhan, 2015: 23).

5. Курортный поселок

Курортные поселки определяются как плановые и сезонные поселения. Он выполняет различные функции, такие как досуг, отдых, развлечения и занятия спортом (Doğanay, 2001: 536). Поскольку курортные поселки являются плановыми поселками, в них имеются социальные объекты. Таким образом, туристы могут легко удовлетворить свои различные потребности. Курортные поселки обеспечивают комфортный отдых в контакте с природой. В курортных поселках должны быть сохранены местные ценности, работы по благоустройству должны быть качественными, поселение должно быть построено горизонтально. Эти объекты должны состоять максимум из 3 этажей и минимум из 80 комнат (Yıldız, 2011: 36). В 2022 году в Турции имеется 69 курортных поселков первого класса с вместимостью 55 434 мест и 9 курортных поселков второго класса с вместимостью 2890 мест. Кроме того, в настоящее время ведется строительство 13-ти первого класса на 6599 спальных мест, 7 второго класса на 7732 спальных мест и первого 5-звездочного термального центра отдыха на 310 спальных мест, имеющего действующий сертификат министерства. С другой стороны, курортные поселки с сертификатами муниципального пользования также предоставляют услуги в разных частях страны. В качестве примеров можно привести термальные курортные деревни Конья Исмил, Диярбакыр Чермик Хелинамин и Аксарай Ихлара.

6. Хостелы

Хостелы в основном предоставляют услуги по размещению, а также питанию и напиткам для молодежного туризма (Resmi Gazete, 2005: 4532). Он предлагает дешевое жилье для туристов и студентов, путешествующих с ограниченным бюджетом. В хостелах должно быть не менее десяти номеров (Кочхан, 2015: 27). Это помещения, в которых приняты необходимые меры предосторожности для обеспечения развлечений, душа, прачечной, телефона, интернета и оказания первой помощи. Учреждения, предназначенные для размещения людей и групп, путешествующих пешком или на велосипеде, также называются хостелами. Это также означает гостиницу и студенческое общежитие. В то время как объекты, в которых останавливаются студенты, путешествующие с различными целями под присмотром преподавателей, определяются как общежития, объекты, в которых останавливаются другие группы, определяются как гостиницы. Оба они называются общежитиями. В Турции хостелов не существует, поскольку студенческие общежития не принимаются в рамках этого типа размещения (Doğanay, 2001: 543). Согласно классификации типов размещения Министерства туризма, по состоянию на 2022 год в Турции нет хостелов.

7. Шале/Оберж

Его еще называют горным отелем. Они включены в класс сельских туристических объектов. Он построен в местах с красивой природой, центрами зимних видов спорта, лесами и долинами. На объектах проводятся спортивные мероприятия, и можно любоваться природными красотами (Doğanay, 2001: 541). Эти объекты обычно располагаются за пределами города, в местах с красивой природой, где можно заниматься зимними и горными видами спорта, а также в местах, связанных с туристическими маршрутами (Barutçugil, 1989: 54). Шале должно быть не менее одной звезды, а номера должны вмещать не более шести человек без двухъярусной кровати (Official Gazette, 2005: 4542). К 2020 году в Турции будет 3 учреждения на 970 спальных мест. Есть также 4 туристических шале на 359 мест. В настоящее время ведется строительство 5 туристических инвестиционных объектов на 312 мест. В то время как 2 объекта работают в Болу и 1 объект в Анкаре, по одному объекту работает в Болу, Кайсери, Ризе и Трабзоне. Шале/обержи разбросаны по провинциям, где процветает горный туризм и зимний туризм.

8. Другие средства размещения

В эту группу входят курортный комплекс типа B, бутик-виллы для отдыха, фермерские/деревенские дома, объекты для гольфа, объекты сельского туризма, частные объекты, туристические комплексы и горные дома. Всего в Турции имеется 439 других объектов размещения с вместимостью 16 800 номеров и 35 066 спальных мест. Есть два курорта типа B, по одному в Мугле и Стамбуле. Общая вместимость этих учреждений составляет 42 номера и 236 коек. Бутик-вилла для отдыха, расположенная в Измире, имеет 70 номеров и 140 спальных мест. В 12 фермерских/ деревенских домах общей вместимостью 112 номеров имеет 225 спальных мест. Есть 3 учреждения в Измире, 2 в Дюздже и по одному в Денизли, Эдирне, Мугле, Кахраманмараше, Невшехире, Орду и Тунджели. В Турции есть 3 поля для гольфа, обслуживающие только Анталию, с вместимостью 531 номер и 1348 спальных мест. Всего в 4 объектах сельского туризма имеется 61 номер и 120 спальных мест. Эти объекты расположены в Чанаккале, Измире, Кахраманмараше и Синопе. В 411 частных учреждениях имеется 12 911 номеров и 26 465 спальных мест. Наибольшее количество частных объектов находится в Стамбуле. В этой провинции услуги предоставляют 137 учреждений. Далее следуют провинции Невшехир, Измир, Анталия, Карабук, Мугла, Чанаккале и Баликесир соответственно. 3 из 4 туристических комплексов Турции работают в Анталье, 1 – в Стамбуле. В этих учреждениях имеется в общей сложности 3043 комнаты и 6442 спальных мест. Есть также в общей сложности 2 высокогорных дома с 30 комнатами и 90 кроватями, которые расположены в провинциях Хатай и Орду (карта 6). Моторные лодки, используемые для осмотра достопримечательностей и занятий спортом, называются яхтами, а места, где лодки размещаются и удовлетворяют свои основные потребности, называются пристанью для яхт или маринами. Пристани относят к другим объектам согласно правилам размещения туристов. Яхты считаются туристическими объектами размещения, поскольку они обеспечивают ночлег (Doğanay, 2001: 539). В Турции пляжи Стамбула, Эгейского моря и Средиземного моря выделяются как места, где сосредоточены пристани для яхт. Первые пристани для яхт в Турции были открыты в провинциях Мугла (Бодрум, Мармарис), Айдын (Кушадасы) и Анталия (Калеичи, Кемер).

Выводы и рекомендации

Превращение Шымкента в процветающее туристическое направление является свидетельством потенциала, который существует в Казахстане. Сохраняя свое культурное наследие, инвестируя в современную инфраструктуру, принимая разнообразие и продвигая методы устойчивого туризма, Шымкент стал образцом для подражания для других городов Казахстана. Поскольку город продолжает расти и развиваться, он представляет собой убедительный пример того, как туризм может стимулировать экономическое развитие, прославлять культурное богатство и повышать общее качество жизни его жителей. Путешествие по Шымкенту служит источником вдохновения для Казахстана и всего мира, иллюстрируя замечательные возможности, которые открываются в сфере развития туризма.

В настоящее время стала важной потребностью уйти от шумной и стрессовой городской среды или монотонной повседневной жизни и провести время в другом месте. Эта потребность в основном удовлетворяется в туристических объектах размещения, которые предоставляют услуги в рамках туристической деятельности. В этих объектах туристы удовлетворяют многие свои потребности, включая ночлег, отдых, развлечения, еду и питье, шоппинг, занятия спортом и так далее. В результате всего этого возникает крупный сектор экономики, также называемый безотходной промышленностью. Сектор туризма, обладающий мультипликативным эффектом, оказывает широкомасштабное воздействие. Один из них можно увидеть в сфере экономики. Этому сектору, доля которого в экономике страны увеличивается с каждым годом, принадлежит важная роль в закрытии внешнеторгового дефицита. Фактически, доля туризма в экспорте за последние годы превысила 20%. В то же время сектор туризма представляет собой важный источник занятости и развития экономики страны. Поскольку туристические объекты размещения являются коммерческими предприятиями, они, как правило, поддерживают широкий ассортимент своей продукции, чтобы удовлетворить клиентов с различными требованиями и ожиданиями. Таким образом, тип и размер средств размещения формируются в соответствии с их возможностями предоставления услуг. Размещение классифицируется по уровню комфорта и количеству спальных мест. Объекты размещения в Турции делятся на два основных класса: объекты с действующими сертификатами министерства и объекты с действующими сертификатами муниципалитета. Несмотря на то, что средства размещения, имеющие сертификаты эксплуатации министерства, подразделяются на типы, существует также классификация по типам объектов с сертификатами эксплуатации муниципалитета. Исходя из опыта Турции по их классифицированию отелей определяемый Министерством туризма, стоит отметить, что подобное разграничение конкретных типов Объектов размещения положительно влияет на развитие и контроль стандарта услуг в стране. Исходя из вышеизложенного, не осталось никаких сомнений в том, что нужно добавить в нашу Республику Казахстан категорийность и классификацию отелей.

Список литературы

  1. Официальный портал туризма в Казахстане: Веб-сайт: https://kazakhstan.travel/
  2. Национальный центр туризма Казахстана: Веб-сайт: https://tourism.kz/
  3. Статья "Rethinking Tourism in Kazakhstan" на веб-сайте "Astana Times": https://astanatimes.com/2019/11/rethinking-tourism-in-kazakhstan/
  4. "Туризм в Казахстане" на веб-сайте "Казахстанская Правда". https://www.kp.kz/inworld/turizm-v-kazakhstane.html
  5. Отчет "Kazakhstan Travel & Tourism Economic Impact 2021" от World Travel & Tourism Council (WTTC): https://wttc.org/Research/Economic-Impact
  6. Статья "Kazakhstan: Building a tourism destination" на веб-сайте "Emerging Europe": https://emerging-europe.com/business/kazakhstan-building-a-tourism-destination/

Поделиться

239

Шерим С. А. Путешествие в Шымкент: парадигма развития туризма в Казахстане // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 18-23. URL: https://apni.ru/article/7400-puteshestvie-v-shimkent-paradigma-razvitiya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (206)

Прием материалов

8 июня - 14 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

19 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

28 июня