Конспект ОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень в золотой косынке»

Конспект посвящен погружению детей в тему осени с использованием разнообразных методов обучения. В ходе занятия реализуются задачи, такие как расширение знаний детей об осени и осенних явлениях природы, знакомство с осенними месяцами и периодами, обучение устанавливать причинно-следственные связи, обогащение словаря, воспитание интереса к сезонным явлениям.

Аннотация статьи
интерес
художественная литература
урожай
стихи
природа
загадки
пословицы
поговорки
словарь
знания
игры
дети
осень
погода
приметы
месяцы
периоды
экскурсии
обучение
Ключевые слова

Цель: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, память, мышление.

Задачи:

  • Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы.
  • Познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами.
  • Учить устанавливать элементарные и причинно-следственные связи и наблюдать явления природы.
  • Обогащать словарь детей.
  • Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.
  • Формирование представлений о характерных признаках и периодах осени.

Словарная работа:

Осадки, пасмурная, ясная, дождливая, пасмурная, хмурая, волшебная, ясная, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.

Предварительная работа:

  • Наблюдения за живой и неживой природой.
  • Экскурсии по экологической тропе сада.
  • Рассматривание репродукций и картин об осени.
  • Чтение художественной литературы по теме.
  • Заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.

Ход

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, попробуйте отгадать в какое!

Игра «Осень к нам пришла»

Воспитатель: Ребята какое время года от нас уходит?

Дети: Осень!

Воспитатель: Вы наверное уже догадались в какое путешествие мы с вами отправимся?

Дети: В гости к осени!

Воспитатель: Ребята назовите, пожалуйста, осенние месяцы!

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь!

Воспитатель: Молодцы! А что происходит с природной осенью?

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите на картины, что на них изображено. Расскажите, какая на них осень и подберите картинки к каждому периоду осени!

Дети смотрят на картины, рассказывают какая на них осень и подбирают к каждому периоду

Воспитатель: Молодцы, вы точно подобрали картинки и рассказали об изменениях в природе!

Дидактическая игра «Закончи фразу»

Воспитатель: Я буду вам говорить, а вы просто добавляете слова.

  1. Здесь весною было пусто, а летом выросла... (капуста).
  2. Собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку).
  3. Из земли – за чуб плутовку тянем сочную… (морковку).
  4. А теперь пойдем мы в сад, там созрел уж... (виноград)
  5. Вот зеленый толстячок – крупный, гладкий... (кабачок).
  6. Для Катюши и Ванюши наберем в корзину… (груши).
  7. Очень сочны и красивы выросли на ветках... (сливы).

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята, а вы смотрите по телевизору прогноз погоды?

Дети: Да, смотрим!

Воспитатель: Конечно вы слышали как диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки, что это такое?

Дети: Дождь, снег, град, туман!

Воспитатель: А какая бывает погода осенью? Когда идет дождь…

Дети: Дождливая!

Воспитатель: Когда дует ветер…

Дети: Ветренная!

Воспитатель: Когда холодно…

Дети: Холодная!

Воспитатель: Когда пасмурно…

Дети: Пасмурная!

Воспитатель: Когда сыро…

Дети: Сырая!

Воспитатель: Когда хмуро…

Дети: Хмурая!

Воспитатель: Когда солнце светит…

Дети: Солнечная!

Воспитатель: Когда ясно…

Дети: Ясная!

Воспитатель: Отлично, вы правильно говорили о погоде! Хочется похвалить вас за то, что говорили чётко и внятно!

Игра «Угадай с какого дерева листочек?»

Воспитатель: Ой, посмотрите ветер сколько листочков принес к нам в группу на ковер!

А давайте с ними поиграем?

У кого рябины лист тот тихонько покружись!

Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поиграли!

Если с тополя листок – слышен ножек топоток!

У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно определили листья!

Воспитатель: Послушайте стихотворение

Праздник урожая

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды.

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идёт уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зёрна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай –

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

(Татьяна Бокова)

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении?

Дети: Листья пожелтели, птицы улетели, часто идут дожди!

Воспитатель:

Сейчас я вам загадаю загадки:

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт

(дождь)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю (осень)

Летом вырастают,

А осенью облетают (листья)

Воспитатель:

Молодцы ребята, справились с заданием.

«Соберем пословицы и поговорки»

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами соберем пословицы и поговорки об осени!

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда в круг ребята становитесь,

 И крепче за руки держитесь.

Я коробочки возьму и приметы соберу!

(Воспитатель открывает крышку коробочки, а дети кладут туда осенний листок, называя пословицы и поговорки).

Пословицы и поговорки:

  1. В сентябре синица просит осень в гости.
  2. В ноябре зима с осенью борются.
  3. День прозевал — урожай потерял.
  4. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
  5. Вешний дождь растит, осенний гноит.

Воспитатель: Вы замечательно все говорили! Наша коробочка пополнилась вашими мудростями!

Игра «Закончи фразу»

Воспитатель: Я говорю вам начало предложения, а вы должны его закончить.

  1. Осенью я надеваю на улицу – что? (пальто, куртку, сапоги, шапку, галоши.)
  2. Какой стала листва на деревьях? (красной, желтой, золотой, коричневой).
  3. Что убирают в садах и на полях осенью? (овощи, фрукты).
  4. Кто улетает на юг? (птицы….)

А сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Цветут ли осенью цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

А морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

 

Звери норки утепляют?

Урожай все собирают?

Птицы на юг улетают?

Часто ли идут дожи?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?

Молодцы!

Рефлексия

У меня есть листочки – желтые и коричневые, если вам понравилось наше занятие выберите желтый листочек и прикрепите его на наше осеннее дерево, а если вам что –то не понравилось, то возьмите коричневый листок. Посмотрите какое дерево у нас получилось!

Текст статьи
  1. https://infourok.ru/konspekt-poznavatelnogo-zanyatiya-v-starshej-gruppe-krasavica-osen-4494976.html
  2. https://posidpo.ru/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu-zolotaya-osen/
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-srednei-grupe-po-razvitiyu-rechi-na-temu-zolotaja-osen.html
  4. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-po-razvitiyu-rechi-po-teme-osen-4519854.html
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/05/19/konspekt-provedeniya-progulki-v-starshey-gruppe-na-temu
Список литературы