Цель: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, память, мышление.
Задачи:
- Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы.
- Познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами.
- Учить устанавливать элементарные и причинно-следственные связи и наблюдать явления природы.
- Обогащать словарь детей.
- Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.
- Формирование представлений о характерных признаках и периодах осени.
Словарная работа:
Осадки, пасмурная, ясная, дождливая, пасмурная, хмурая, волшебная, ясная, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.
Предварительная работа:
- Наблюдения за живой и неживой природой.
- Экскурсии по экологической тропе сада.
- Рассматривание репродукций и картин об осени.
- Чтение художественной литературы по теме.
- Заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.
Ход
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, попробуйте отгадать в какое!
Игра «Осень к нам пришла»
Воспитатель: Ребята какое время года от нас уходит?
Дети: Осень!
Воспитатель: Вы наверное уже догадались в какое путешествие мы с вами отправимся?
Дети: В гости к осени!
Воспитатель: Ребята назовите, пожалуйста, осенние месяцы!
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь!
Воспитатель: Молодцы! А что происходит с природной осенью?
Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите на картины, что на них изображено. Расскажите, какая на них осень и подберите картинки к каждому периоду осени!
Дети смотрят на картины, рассказывают какая на них осень и подбирают к каждому периоду
Воспитатель: Молодцы, вы точно подобрали картинки и рассказали об изменениях в природе!
Дидактическая игра «Закончи фразу»
Воспитатель: Я буду вам говорить, а вы просто добавляете слова.
- Здесь весною было пусто, а летом выросла... (капуста).
- Собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную… (морковку).
- А теперь пойдем мы в сад, там созрел уж... (виноград)
- Вот зеленый толстячок – крупный, гладкий... (кабачок).
- Для Катюши и Ванюши наберем в корзину… (груши).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках... (сливы).
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, а вы смотрите по телевизору прогноз погоды?
Дети: Да, смотрим!
Воспитатель: Конечно вы слышали как диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки, что это такое?
Дети: Дождь, снег, град, туман!
Воспитатель: А какая бывает погода осенью? Когда идет дождь…
Дети: Дождливая!
Воспитатель: Когда дует ветер…
Дети: Ветренная!
Воспитатель: Когда холодно…
Дети: Холодная!
Воспитатель: Когда пасмурно…
Дети: Пасмурная!
Воспитатель: Когда сыро…
Дети: Сырая!
Воспитатель: Когда хмуро…
Дети: Хмурая!
Воспитатель: Когда солнце светит…
Дети: Солнечная!
Воспитатель: Когда ясно…
Дети: Ясная!
Воспитатель: Отлично, вы правильно говорили о погоде! Хочется похвалить вас за то, что говорили чётко и внятно!
Игра «Угадай с какого дерева листочек?»
Воспитатель: Ой, посмотрите ветер сколько листочков принес к нам в группу на ковер!
А давайте с ними поиграем?
У кого рябины лист тот тихонько покружись!
Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поиграли!
Если с тополя листок – слышен ножек топоток!
У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно определили листья!
Воспитатель: Послушайте стихотворение
Праздник урожая
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка –
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай –
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
(Татьяна Бокова)
Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: Листья пожелтели, птицы улетели, часто идут дожди!
Воспитатель:
Сейчас я вам загадаю загадки:
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт
(дождь)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю (осень)
Летом вырастают,
А осенью облетают (листья)
Воспитатель:
Молодцы ребята, справились с заданием.
«Соберем пословицы и поговорки»
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами соберем пословицы и поговорки об осени!
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в круг ребята становитесь,
И крепче за руки держитесь.
Я коробочки возьму и приметы соберу!
(Воспитатель открывает крышку коробочки, а дети кладут туда осенний листок, называя пословицы и поговорки).
Пословицы и поговорки:
- В сентябре синица просит осень в гости.
- В ноябре зима с осенью борются.
- День прозевал — урожай потерял.
- Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
- Вешний дождь растит, осенний гноит.
Воспитатель: Вы замечательно все говорили! Наша коробочка пополнилась вашими мудростями!
Игра «Закончи фразу»
Воспитатель: Я говорю вам начало предложения, а вы должны его закончить.
- Осенью я надеваю на улицу – что? (пальто, куртку, сапоги, шапку, галоши.)
- Какой стала листва на деревьях? (красной, желтой, золотой, коричневой).
- Что убирают в садах и на полях осенью? (овощи, фрукты).
- Кто улетает на юг? (птицы….)
А сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Цветут ли осенью цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Холодный ветер прилетает?
А морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птицы на юг улетают?
Часто ли идут дожи?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
Молодцы!
Рефлексия
У меня есть листочки – желтые и коричневые, если вам понравилось наше занятие выберите желтый листочек и прикрепите его на наше осеннее дерево, а если вам что –то не понравилось, то возьмите коричневый листок. Посмотрите какое дерево у нас получилось!