Главная
АИ #45 (175)
Статьи журнала АИ #45 (175)
Яхтинг как способ профилактики и коррекции аддитивного поведения детей и подрост...

Яхтинг как способ профилактики и коррекции аддитивного поведения детей и подростков, вызванного интернет-зависимостью

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интернет-зависимость
яхтинг
профилактика зависимости
здоровый образ жизни

Аннотация статьи

В статье рассматриваются некоторые последствия расстройств, связанных с использованием смартфонов, планшетов, компьютеров и интернета – интернет-зависимости подростков. Оценивается возможность корректировать аддитивное поведение детей и подростков, вызванного зависимостью от гаджетов, занятиями парусным спортом в организациях дополнительного образования, использующих морские и речные программы в качестве свой деятельности.

Текст статьи

Занятие парусный спортом оказывает комплексное позитивное воздействие на общее функциональное состояние человека, его когнитивные способности, быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной и быстроменяющейся обстановке и операторские возможности [10].

Положительное влияние яхтинга на детей замечено давно. Занятия парусным спортом и прочие активности на воде в целях физического развития детей и общего укрепления их здоровья применялись в образовательных учреждениях еще дореволюционной России [6]. Как часть педагогической системы, имеющей большой воспитательный эффект, яхтинг использовался скаутскими организациями в начале XX века [8]. В советское и послесоветское время он прочно вошел в арсенал детских гражданско-патриотических организаций, использующих морские и речные программы для воспитания определенных черт характера через обучения определенным компетенциям [1].

Занятия парусным спортом развивают у детей самостоятельность, быстроту принятия решений в сложных ситуациях на воде, умение не поддаваться панике и активно бороться с угрозами, преодолевать опасную ситуацию своими силами. Управление яхтой развивает пространственное мышление, координацию и способность ориентироваться в пространстве. Дети учатся видеть ситуацию в целом, контролировать свои действия и предвидеть результат.

При этом активные занятия на воде способствуют укреплению здоровья, закаливанию и стимулируют здоровый образ жизни.

Занятия на воде, в сложных и подчас экстремальных условиях, создают особый коллектив, особую среду общения, которая становиться особенно привлекательной для детей и подростков. А совместные переживания от деятельности оказываются более яркими, чем в повседневной жизни.

Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть предположение, что занятия с детьми парусным спортом позволит если не решить, то хотя бы снизить негативное влияние от новой привычки, на которую в последнее время наконец обратила внимание психологическая наука. Имеется в виду различные аспекты взаимодействия человека с интернет-средой посредством различных гаджетов (смартфонов, планшетов, компьютеров).

Эта проблема стала заметна повсеместно. Не только в школах, но и в организациях дополнительного образования, куда дети и подростки в большинстве своем приходят добровольно и отнюдь не с целью посидеть в интернете или поиграть в компьютерные игры. Просто эта зависимость от гаджетов стала настолько сильной, что не позволяет ребенку полностью отдаться занятию, на которое он сознательно пришел.

Без компьютеров, планшетов, смартфонов и прочих электронных устройств уже просто невозможно представить нашу жизнь. Но вместе с безусловным благом появились и проблемы, о которой всё чаще и чаще говорят психологи и педагоги – мобильная зависимость.

Исследуя интернет и тренды цифровой сферы, ООО «Твинс» (WebCanape), собрали и проанализировали данные о поведении интернет-пользователей в поисковых системах, соцсетях и онлайн-магазинах, новых привычках онлайн-аудитории и причинах использования интернета по состоянию на 2021 год (https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/). Среднестатистический пользователь интернета в России проводит в интернете 7 часов 52 минут каждый день. При этом на чтение – 55 минут.

Исследования [2] показывают, что раннее знакомство детей с гаджетами приводит к снижению в сравнении с остальными сверстниками потребностей в контактах с родителями и другими детьми. Они становятся менее коммуникативными. Компьютер становится лучшим другом, вытесняя из жизни общение, чтение книг, прогулки и занятия спортом.

Среди новых психических расстройств, связанных с использованием смартфонов, планшетов, компьютеров и интернета, выделяют инернет-зависимость [9], которой в наибольшей степени подвержены подростки.

Надо понимать, что компьютер прочно вошел в семейный быт, преподавание информатики сегодня входит в программу общего образования, и ребенок должен приобретать навыки работы на ПК, следовательно, занятия на компьютере не могут быть заменены каким-либо другим, сублимирующим видом деятельности. В связи с этим, современная психологическая наука только разрабатывает методы корректировки аддитивного поведения детей подростков, вызванного зависимостью от гаджетов [7].

Проблема усугубляется тем, что часто в семьях сосредотачиваются на материальном обеспечении несовершеннолетних, от которых почти ничего не требуется, не создаются условия для принятия ими решений, для взятия ответственности хотя бы за самого себя. Дети погружаются в виртуальный мир и оказываются не готовыми к реальной жизни.

Из всего предложенного психологической наукой на сегодня, лучшей профилактикой зависимости является вовлечение ребенка в процессы деятельности, не связанные с использованием компьютера и гаджетов и «…доверительные отношения и живое общение с родителями и сверстниками (Российская газета. 31.07.2019. https://rg.ru/2019/07/31/kak-v-evrope-boriutsia-s-zavisimostiu-detej-ot-smartfonov.html).

Изучение влияния интернет-зависимости на когнитивные способности детей и подростков [5] показало, что мыслительные когнитивные способности хорошо развиты у всех школьников вне степени интернет-зависимости, что позволяет им понимать сложные логические отношения, определять зашифрованную связь в образцах и выделять абстрактные связи. А вот способность детей концентрироваться на выполнении задания, умение переходить от одного задания к другому и скорость обработки определенного объема информации достоверно лучше развито у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости. А у школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости определяется слабость концентрации и низкая степень переключения внимания.

Следовательно, заключаем, что злоупотребление гаджетами приводит к возникновению психического расстройства, которое современная психологическая наука именует интернет-зависимостью, в результате чего становится сложно концентрировать внимание на одной задаче и теряется скорость обработки информации.

Привлечение детей к активным занятиям парусным спортом должно противодействовать негативному влиянию чрезмерного использования компьютеров и гаджетов. Эти предположения косвенно подтверждаются исследованиями, проведенными со взрослыми яхтсменами. По результатам тестирования [4], когнитивные способности спортсменов-любителей парусного спорта в среднем лучше по сравнению с людьми, не занимающимися спортом. Полученные данные [3] свидетельствуют о благотворном действии занятий парусным спортом на функциональное состояние центральной нервной системы и на работоспособность сердечной мышцы. В целом, полученные результаты позволяют говорить о положительном влиянии занятий парусным спортом на состояние здоровья.

Таким образом, привлекая детей и подростков с выраженными признаками интернет-зависимости к занятиям парусным спортом, связанными с физическими, когнитивными и эмоциональными нагрузками, появляется возможность снизить их зависимость от различных гаджетов и интернета. И обратить внимание надо в первую очередь на детские организации, позиционирующие себя как гражданско-патриотические и воспитательные, использующие морские и речные программы в качестве свой деятельности [1]. Потенциал таких детских организаций настолько большой, что цель, стоящую перед ними, можно формулировать еще более амбициозно: изменить ценностное отношения детей и подростков к проблеме интернет-зависимости и сформировать личную ответственность у несовершеннолетних за своё психическое и физическое здоровье, стать примером здорового образа жизни и обладать навыками научно обоснованного регулирования временем нахождения в компьютерных играх и интернет пространстве.

Список литературы

  1. Бахтерев Д.В. Яхтинг как инструмент воспитания в практике дополнительного образования детей и подростков // Научные высказывания. 2023. №19 (43). – С. 13-15.
  2. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. 2014. №9 (85). – С. 108-112.
  3. Иванов В.В. Особенности сенсомоторных реакций у спортсменов-любителей парусного спорта // Молодой ученый. 2022. № 23 (418). – С. 4-6.
  4. Иванов В.В., Саитов В.Р., Сальникова М.М., Малютина Л.В., Голубев А.И. Функциональное состояние центральной нервной системы и работоспособность миокарда у спортсменов-любителей парусного спорта // РКЖ. 2023. №S5. – С. 21.
  5. Исмаилова Н.И., Гайфуллина Н.Г. Когнитивные способности неуспешных в обучении подростков, являющихся зависимыми от интернета // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-1. – С. 316-318.
  6. Мутьев А.В., Мутьева И.М. Развитие гребного и парусного спорта в гимназиях Крыма в начале ХХ столетия // МНИЖ. 2017. №5-2 (59). – С. 48-51.
  7. Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В. Нехимические зависимости в детской психиатрической практике // Российский психиатрический журнал. 2009. №4. – С. 86-91.
  8. Помелов В.В. Скаутское движение: история и сегодняшний день // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. №2. – С. 78-89.
  9. Титова В.В. Киберпатология: результаты исследования и пути профилактики // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2017. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru.
  10. Томилин К.Г. Парусный спорт как эффективное средство совершенствования человека XXI века. – Теория и практика физической культуры / Научно-теоретический журнал. – Электрон. журн. – 2004. – № 7. – URL: http://sportlib.info

Поделиться

641

Бахтерев Д. В. Яхтинг как способ профилактики и коррекции аддитивного поведения детей и подростков, вызванного интернет-зависимостью // Актуальные исследования. 2023. №45 (175). Ч.II.С. 54-56. URL: https://apni.ru/article/7403-yakhting-kak-sposob-profilaktiki-i-korrektsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января