Занятие парусный спортом оказывает комплексное позитивное воздействие на общее функциональное состояние человека, его когнитивные способности, быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной и быстроменяющейся обстановке и операторские возможности [10].
Положительное влияние яхтинга на детей замечено давно. Занятия парусным спортом и прочие активности на воде в целях физического развития детей и общего укрепления их здоровья применялись в образовательных учреждениях еще дореволюционной России [6]. Как часть педагогической системы, имеющей большой воспитательный эффект, яхтинг использовался скаутскими организациями в начале XX века [8]. В советское и послесоветское время он прочно вошел в арсенал детских гражданско-патриотических организаций, использующих морские и речные программы для воспитания определенных черт характера через обучения определенным компетенциям [1].
Занятия парусным спортом развивают у детей самостоятельность, быстроту принятия решений в сложных ситуациях на воде, умение не поддаваться панике и активно бороться с угрозами, преодолевать опасную ситуацию своими силами. Управление яхтой развивает пространственное мышление, координацию и способность ориентироваться в пространстве. Дети учатся видеть ситуацию в целом, контролировать свои действия и предвидеть результат.
При этом активные занятия на воде способствуют укреплению здоровья, закаливанию и стимулируют здоровый образ жизни.
Занятия на воде, в сложных и подчас экстремальных условиях, создают особый коллектив, особую среду общения, которая становиться особенно привлекательной для детей и подростков. А совместные переживания от деятельности оказываются более яркими, чем в повседневной жизни.
Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть предположение, что занятия с детьми парусным спортом позволит если не решить, то хотя бы снизить негативное влияние от новой привычки, на которую в последнее время наконец обратила внимание психологическая наука. Имеется в виду различные аспекты взаимодействия человека с интернет-средой посредством различных гаджетов (смартфонов, планшетов, компьютеров).
Эта проблема стала заметна повсеместно. Не только в школах, но и в организациях дополнительного образования, куда дети и подростки в большинстве своем приходят добровольно и отнюдь не с целью посидеть в интернете или поиграть в компьютерные игры. Просто эта зависимость от гаджетов стала настолько сильной, что не позволяет ребенку полностью отдаться занятию, на которое он сознательно пришел.
Без компьютеров, планшетов, смартфонов и прочих электронных устройств уже просто невозможно представить нашу жизнь. Но вместе с безусловным благом появились и проблемы, о которой всё чаще и чаще говорят психологи и педагоги – мобильная зависимость.
Исследуя интернет и тренды цифровой сферы, ООО «Твинс» (WebCanape), собрали и проанализировали данные о поведении интернет-пользователей в поисковых системах, соцсетях и онлайн-магазинах, новых привычках онлайн-аудитории и причинах использования интернета по состоянию на 2021 год (https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/). Среднестатистический пользователь интернета в России проводит в интернете 7 часов 52 минут каждый день. При этом на чтение – 55 минут.
Исследования [2] показывают, что раннее знакомство детей с гаджетами приводит к снижению в сравнении с остальными сверстниками потребностей в контактах с родителями и другими детьми. Они становятся менее коммуникативными. Компьютер становится лучшим другом, вытесняя из жизни общение, чтение книг, прогулки и занятия спортом.
Среди новых психических расстройств, связанных с использованием смартфонов, планшетов, компьютеров и интернета, выделяют инернет-зависимость [9], которой в наибольшей степени подвержены подростки.
Надо понимать, что компьютер прочно вошел в семейный быт, преподавание информатики сегодня входит в программу общего образования, и ребенок должен приобретать навыки работы на ПК, следовательно, занятия на компьютере не могут быть заменены каким-либо другим, сублимирующим видом деятельности. В связи с этим, современная психологическая наука только разрабатывает методы корректировки аддитивного поведения детей подростков, вызванного зависимостью от гаджетов [7].
Проблема усугубляется тем, что часто в семьях сосредотачиваются на материальном обеспечении несовершеннолетних, от которых почти ничего не требуется, не создаются условия для принятия ими решений, для взятия ответственности хотя бы за самого себя. Дети погружаются в виртуальный мир и оказываются не готовыми к реальной жизни.
Из всего предложенного психологической наукой на сегодня, лучшей профилактикой зависимости является вовлечение ребенка в процессы деятельности, не связанные с использованием компьютера и гаджетов и «…доверительные отношения и живое общение с родителями и сверстниками (Российская газета. 31.07.2019. https://rg.ru/2019/07/31/kak-v-evrope-boriutsia-s-zavisimostiu-detej-ot-smartfonov.html).
Изучение влияния интернет-зависимости на когнитивные способности детей и подростков [5] показало, что мыслительные когнитивные способности хорошо развиты у всех школьников вне степени интернет-зависимости, что позволяет им понимать сложные логические отношения, определять зашифрованную связь в образцах и выделять абстрактные связи. А вот способность детей концентрироваться на выполнении задания, умение переходить от одного задания к другому и скорость обработки определенного объема информации достоверно лучше развито у школьников со слабовыраженными признаками интернет-зависимости. А у школьников с сильновыраженными признаками интернет-зависимости определяется слабость концентрации и низкая степень переключения внимания.
Следовательно, заключаем, что злоупотребление гаджетами приводит к возникновению психического расстройства, которое современная психологическая наука именует интернет-зависимостью, в результате чего становится сложно концентрировать внимание на одной задаче и теряется скорость обработки информации.
Привлечение детей к активным занятиям парусным спортом должно противодействовать негативному влиянию чрезмерного использования компьютеров и гаджетов. Эти предположения косвенно подтверждаются исследованиями, проведенными со взрослыми яхтсменами. По результатам тестирования [4], когнитивные способности спортсменов-любителей парусного спорта в среднем лучше по сравнению с людьми, не занимающимися спортом. Полученные данные [3] свидетельствуют о благотворном действии занятий парусным спортом на функциональное состояние центральной нервной системы и на работоспособность сердечной мышцы. В целом, полученные результаты позволяют говорить о положительном влиянии занятий парусным спортом на состояние здоровья.
Таким образом, привлекая детей и подростков с выраженными признаками интернет-зависимости к занятиям парусным спортом, связанными с физическими, когнитивными и эмоциональными нагрузками, появляется возможность снизить их зависимость от различных гаджетов и интернета. И обратить внимание надо в первую очередь на детские организации, позиционирующие себя как гражданско-патриотические и воспитательные, использующие морские и речные программы в качестве свой деятельности [1]. Потенциал таких детских организаций настолько большой, что цель, стоящую перед ними, можно формулировать еще более амбициозно: изменить ценностное отношения детей и подростков к проблеме интернет-зависимости и сформировать личную ответственность у несовершеннолетних за своё психическое и физическое здоровье, стать примером здорового образа жизни и обладать навыками научно обоснованного регулирования временем нахождения в компьютерных играх и интернет пространстве.