Служба в органах и организациях прокуратуры: дисциплинарная ответственность

Данная статья посвящена изучению особенностей дисциплинарной ответственности у сотрудников прокуратуры. В ней рассматриваются причины привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности, а также описывается процесс этого привлечения.

Аннотация статьи
прокурорский работник
дисциплинарная ответственность
прокуратура
Ключевые слова

В Российской Федерации сейчас сформированы конституционные основы государственной службы, которая является ключевым механизмом управления государством и существенно отличается от предыдущей административной системы. Федеральным законом от 27 июля 2004 года, о системе государственной службы Российской Федерации, был принят Федеральный закон «о государственной гражданской службе Российской Федерации». Этот закон регулирует общественные отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также устанавливает правовое положение федеральных и региональных государственных гражданских служащих [8].

Правоохранительная служба представляет собой вид государственной деятельности, где граждане занимают должности в правоохранительных органах, службах и учреждениях. Её основной приоритет заключается в обеспечении безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, а также защите прав и свобод индивида и гражданина. Трудовые отношения, а также связанные с ними взаимоотношения, регулируются трудовым законодательством, включая законы об охране труда, а также другими нормативными документами, содержащими правила трудового права, согласно Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам.

Прокуратура Российской Федерации – это централизованная система органов, ответственных за соблюдение Конституции и исполнение законов на всей территории страны. Работа в прокуратуре признается видом государственной службы. Прокурорские работники – это государственные служащие, выполняющие функции федеральной государственной службы в соответствии с Федеральным Законом от 17 января 1992 года № 22-02 "О прокуратуре Российской Федерации". Уникальность деятельности работников прокуратуры обусловлена их надзором за соблюдением Конституции и законов на территории России, а также выполнением важных и сложных задач. Именно поэтому для работников прокуратуры установлены специфические правовые особенности труда, включающие более строгие требования и предоставление дополнительных льгот и социальных гарантий [1].

Дисциплинарная ответственность относится к формам государственного принуждения, которое используется работодателями для наказания государственных служащих, совершивших правонарушения, и сопровождается последствиями, неблагоприятными для них. Она всегда связана с официальным осуждением и негативной оценкой поведения виновных лиц. По мнению В.В. Волкова и А.А. Сапфирова, дисциплинарная ответственность означает применение мер дисциплинарного воздействия в рамках служебной иерархии в случае дисциплинарного нарушения или других неправомерных действий, не являющихся преступлением по уголовному кодексу [3].

По мнению искусных юристов Л.В. Верстунина, К.Н. Гусова и Ю.Н. Полетаева, дисциплинарная ответственность государственного служащего означает его обязанность нести ответственность перед работодателем за нарушения дисциплины и терпеть санкции, предусмотренные дисциплинарными мерами, установленными в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации [6]. Конкретные причины привлечения сотрудников прокуратуры к дисциплинарной ответственности включают такие нарушения, как злоупотребление служебным положением и нарушение процессуального законодательства при исполнении служебных обязанностей и полномочий.

Стоит отметить, что дисциплинарная ответственность работников прокуратуры является особым видом дисциплинарной ответственности и регулируется специальным законодательством. Закон "О прокуратуре Российской Федерации" в своей статье 41.7 посвящает этому вопросу и предусматривает возможность применения руководителями органов и учреждений прокуратуры следующих дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников: замечание, выговор, строгий выговор, понижение квалификационного класса, лишение нагрудных знаков "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации" и "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", предупреждение о неполном соответствии требованиям службы, и увольнение из органов прокуратуры. Важно отметить, что каждое нарушение дисциплины может привести только к одному дисциплинарному взысканию.

Особое внимание заслуживает увольнение сотрудников прокуратуры из-за потери доверия, что предусмотрено статьей 41.9 Федерального закона "О прокуратуре РФ". Применение данной формы дисциплинарной ответственности допускается только по определенным основаниям, указанным в вышеупомянутой статье. К ним относятся:

  • отсутствие мер от сотрудника по предотвращению и/или разрешению конфликта интересов, в котором он сам является стороной;
  • совершение сотрудником предпринимательской деятельности;
  • вступление сотрудника в состав управленческих, попечительских или наблюдательных советов, других органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, активных на территории РФ, и др.

Можно с уверенностью сказать, что разнообразие форм дисциплинарной ответственности, применяемых в отношении работников прокуратуры, непосредственно зависит от особенностей целей и задач, стоящих перед ними, а также от природы и значимости служебных обязанностей в контексте социальных и экономических преобразований, проводимых в РФ.

Уникальные характеристики нормативно-правового регулирования рабочего процесса сотрудников прокуратуры прямо связаны с особенностями их профессиональной деятельности, заключающейся в организации надзора от имени Российской Федерации за соблюдением конституционных принципов и исполнением законодательства, действующего на территории страны. Кроме того, сложность и важность миссии прокурора также влияют на правовое регулирование в области дисциплинарной ответственности.

Первостепенными источниками следует считать установленные принципы и нормы международного права, основанные на Конституции РФ, которые являются неотъемлемой частью правовой системы РФ (согласно части 4 статьи 15) [4]. Эту же идею пропагандирует Трудовой кодекс РФ (статья 10). Эти документы занимают особое место в системе регулирования дисциплинарной ответственности, поскольку они обеспечивают защиту трудовых прав работников в соответствии с международно-правовыми стандартами. К таким документам можно отнести:

  1. акты ООН, включая Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. [2];
  2. акты Международной организации труда, такие как "Об упразднении принудительного труда" 1957 года (№ 105), "О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала" 1977 года (№ 149), "О найме и трудоустройстве моряков" 1996 года (№ 179) и другие соответствующие нормативные акты. Кроме того, Конституция РФ также содержит положения, регулирующие применение дисциплинарной ответственности, например часть 2 статьи 46 Конституции РФ, которая устанавливает, что решения и действия (или бездействие) государственных органов могут быть оспорены в порядке, предусмотренном законом [5].

В Конституции РФ присутствуют также положения, регулирующие применение дисциплинарной ответственности. Например, статья 46, пункт 2 Конституции РФ утверждает, что решения, действия (или бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Кроме того, действуют определенные федеральные законы, которые представляют собой основные нормативно-правовые акты. Учитывая, что сотрудники прокуратуры признаются государственными служащими, им распространяется сфера действия Федерального закона "О системе государственной службы РФ". Данный закон также относится к категории основных нормативно-правовых актов. Согласно статье 12, основания и порядок прекращения действия трудового контракта устанавливаются в соответствии с федеральным законом, регулирующим государственную службу. Федеральный закон "О прокуратуре РФ" является нормативным актом, который регулирует виды государственной службы для работников прокуратуры. Этот закон устанавливает определение и различные формы дисциплинарной ответственности, а также предписывает ограничения, которые Генеральный прокурор не может применять при применении дисциплинарных мер. Более того, ФЗ "О прокуратуре РФ" содержит процедуры, регламентирующие осуществление дисциплинарного расследования.

Согласно пункту 2 статьи 40 данного закона, все отношения, связанные с этим вопросом, регулируются трудовым законодательством, включая Трудовой кодекс Российской Федерации. В Трудовом кодексе определено понятие дисциплинарного правонарушения, различные его формы, порядок применения и отмены дисциплинарных мер. Кроме того, закон предоставляет возможность сотруднику обжаловать указ с работодателя о наложении дисциплинарного взыскания.

В Постановлении пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 (пункт 35) отмечается, что отсутствие исполнения работником его трудовых обязанностей без достаточного основания считается нарушением требований законодательства, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций и прочих нормативных актов.

Дополнительно следует отметить подписание приказа Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 года под номером 114, который вводит в действие Кодекс этики прокуроров Российской Федерации и Концепцию воспитательной работы в прокуратуре. Этот документ содержит руководства для руководителей и органов прокуратуры. Согласно приказу, нарушение прокурором норм Кодекса этики прокурора РФ рассматривается при решении о наложении дисциплинарной ответственности, и в случае совершения поступка, подчерчивающего позор прокурорскому работнику, применяется дисциплинарное взыскание (пункт 2).

Нарушение прокурором норм Кодекса этики является основанием привлечения его к дисциплинарной ответственности. Руководитель несет персональную ответственность за поддержание порядка, однако для выполнения этого задания необходимо коллективное участие. Создание сплоченной и профессиональной атмосферы в коллективе возможно только при внимании руководителя к подчиненным, повышении их ответственности за выполнение задач, стимулировании инициативы, поощрении заслуг, и налагании дисциплинарного взыскания при проступке. В связи с особым статусом органов военной прокуратуры РФ, дисциплинарная ответственность регулируется отдельным набором нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» и Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [7]. Ввиду специфичности дисциплинарных процедур, выходящих за рамки моей компетенции, я не могу подробно описать данный институт в органах военной прокуратуры РФ.

Анализ правовых актов, связанных с вопросами служебной дисциплины в прокуратуре, позволяет сделать вывод о том, что дисциплинарная ответственность прокурорских работников является частной формой специальной дисциплинарной ответственности, оговоренной во второй части статьи 192 Трудового кодекса РФ. Это отражается в наличии дополнительных оснований для привлечения прокуроров к дисциплинарной ответственности, применении дополнительных видов дисциплинарных взысканий и наличии особых правил их применения.

Текст статьи
  1. Верстунина Л.В. Особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры // Актуальные проблемы Российского права. № 2 2008 С.126-133.
  2. Всеобщая декларация прав человека: Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. // Российская газета. № 67 5 апреля 1995.
  3. Государственная служба : учеб. пособие. / В. В. Волкова, А. А. Сапфирова. М: ЮНИТИ-ДАНА. 2013 С.105.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (текст с изм. и доп. на 21 июля 2014г.) // Собрание законодательства РФ. 4 августа 2014 № 31 С. 4389.
  5. Маврин С.П. Сборник правовых актов Международной организации труда, действующих в Российской Федерации. СПб: Юридический центр. 2004. С. 367.
  6. Правовое регулирование труда прокурорских работников в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Л.В. Верстунина, К.Н. Гусов, Ю.Н. Полетаев. М: Проспект. 2014. С. 162-169.
  7. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановлении пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г. № 2 (ред. от 24 ноября 2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004 № 3.
  8. Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
Список литературы