Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников в условиях реализации Ф...

Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОО

Автор(-ы):

Канищева Наталья Владимировна

Синегубова Юлия Викторовна

Попова Ольга Алексеевна

Павлова Ольга Игоревна

11 ноября 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

взаимодействие
сотрудничество
семья
дошкольное образовательное учреждение
развитие ребенка

Аннотация статьи

Данная статья раскрывает сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением, а также формы взаимодействия ДОУ с родителями.

Текст статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет педагогическую общественность на тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников и их участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также ставит перед ДОУ задачу необходимости обеспечения психологической и педагогической поддержки семьи и улучшения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования дошкольников.

Данные цели отражены и в основных положениях Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р), то есть процесс развития и формирования дошкольников воспринимается как основной национальный приоритет, требующий объединения усилий разнообразных институтов гражданского общества. В Стратегии отражена и необходимость поддержки воспитания ребенка в семье, основанная на создании условий для увеличения возможностей семьи в воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. В связи с этим педагогам нужно оказывать родителям квалифицированную помощь.

Современные исследования таких ученых, как О.И. Давыдова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева, Л.В. Коломийченко, А.А. Майер и др., доказывают необходимость данной психологической и педагогической поддержки родителей (законных представителей).

Известные педагогические деятели, такие как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, в своих педагогических трудах неоднократно отмечали, что именно семья наиболее сильно влияет на становление личности ребенка, ведь в процессе социализации ребенок тесно взаимодействует с ближайшим окружением (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами).

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО выступает основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Следовательно, дошкольные образовательные учреждения превращаются в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей (законных представителей) в его деятельности.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной образовательной организации. Исходя из нормативно-правовых документов, новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:

  • взаимная связь двух явлений;
  • взаимная поддержка.

Основная цель – сделать родителей (законных представителей) активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

ФГОС ДО предусматривает работу с родителями (законными представителями) в различных формах и направлениях. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность может организовываться по нескольким направлениям:

  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
  • вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО;
  • совместная работа по обмену опытом.

На сегодняшний день существует множество форм педагогического взаимодействия ДОУ и семьи.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют:

  1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
  3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
  4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями:

  • информационно-аналитические (анкетирование, опрос, «почтовый ящик»);
  • наглядно-информационные (родительские клубы, мини-библиотека, информационные стенды);
  • познавательные (родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии);
  • досуговые (праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в выставках).

Одной из форм взаимодействия с родителями (законными представителями), отвечающей всем вышеперечисленным направлениям, является клубная деятельность, которая создает равные условия для детей и взрослых, где взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) основано на принципах взаимопонимания, открытости и доверия, а вся работа осуществляется в команде (дети – педагог – родитель).

Клубная деятельность предполагает взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей. Это интересная, плодотворная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семьи и способствует налаживанию детско-родительских отношений.

Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития дошкольников. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознаёт значимость целенаправленной педагогической работы, овладевает ее содержанием и методикой, и может применить её дома, на практике.

Таким образом, важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное – не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

Список литературы

  1. Сертакова Н.Н. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Волгоград; Учитель. 2015.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002.
  4. Лобанок Т.С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – Мозырь, 2004.
  5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. Изд. «Аркти», М. 2005.

Поделиться

647

Канищева Н. В., Синегубова Ю. В., Попова О. А., Павлова О. И. Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОО // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 65-67. URL: https://apni.ru/article/7406-sovremennie-formi-sotrudnichestva-s-semyami

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля