Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет педагогическую общественность на тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников и их участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также ставит перед ДОУ задачу необходимости обеспечения психологической и педагогической поддержки семьи и улучшения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования дошкольников.
Данные цели отражены и в основных положениях Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р), то есть процесс развития и формирования дошкольников воспринимается как основной национальный приоритет, требующий объединения усилий разнообразных институтов гражданского общества. В Стратегии отражена и необходимость поддержки воспитания ребенка в семье, основанная на создании условий для увеличения возможностей семьи в воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. В связи с этим педагогам нужно оказывать родителям квалифицированную помощь.
Современные исследования таких ученых, как О.И. Давыдова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева, Л.В. Коломийченко, А.А. Майер и др., доказывают необходимость данной психологической и педагогической поддержки родителей (законных представителей).
Известные педагогические деятели, такие как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, в своих педагогических трудах неоднократно отмечали, что именно семья наиболее сильно влияет на становление личности ребенка, ведь в процессе социализации ребенок тесно взаимодействует с ближайшим окружением (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами).
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО выступает основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Следовательно, дошкольные образовательные учреждения превращаются в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей (законных представителей) в его деятельности.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной образовательной организации. Исходя из нормативно-правовых документов, новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:
- взаимная связь двух явлений;
- взаимная поддержка.
Основная цель – сделать родителей (законных представителей) активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
ФГОС ДО предусматривает работу с родителями (законными представителями) в различных формах и направлениях. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность может организовываться по нескольким направлениям:
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
- вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО;
- совместная работа по обмену опытом.
На сегодняшний день существует множество форм педагогического взаимодействия ДОУ и семьи.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями.
Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют:
- Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
- Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями:
- информационно-аналитические (анкетирование, опрос, «почтовый ящик»);
- наглядно-информационные (родительские клубы, мини-библиотека, информационные стенды);
- познавательные (родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии);
- досуговые (праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в выставках).
Одной из форм взаимодействия с родителями (законными представителями), отвечающей всем вышеперечисленным направлениям, является клубная деятельность, которая создает равные условия для детей и взрослых, где взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) основано на принципах взаимопонимания, открытости и доверия, а вся работа осуществляется в команде (дети – педагог – родитель).
Клубная деятельность предполагает взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей. Это интересная, плодотворная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семьи и способствует налаживанию детско-родительских отношений.
Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития дошкольников. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознаёт значимость целенаправленной педагогической работы, овладевает ее содержанием и методикой, и может применить её дома, на практике.
Таким образом, важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное – не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.