Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОО

Данная статья раскрывает сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением, а также формы взаимодействия ДОУ с родителями.

Аннотация статьи
семья
дошкольное образовательное учреждение
взаимодействие
развитие ребенка
сотрудничество
Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет педагогическую общественность на тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников и их участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения, а также ставит перед ДОУ задачу необходимости обеспечения психологической и педагогической поддержки семьи и улучшения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования дошкольников.

Данные цели отражены и в основных положениях Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р), то есть процесс развития и формирования дошкольников воспринимается как основной национальный приоритет, требующий объединения усилий разнообразных институтов гражданского общества. В Стратегии отражена и необходимость поддержки воспитания ребенка в семье, основанная на создании условий для увеличения возможностей семьи в воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. В связи с этим педагогам нужно оказывать родителям квалифицированную помощь.

Современные исследования таких ученых, как О.И. Давыдова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева, Л.В. Коломийченко, А.А. Майер и др., доказывают необходимость данной психологической и педагогической поддержки родителей (законных представителей).

Известные педагогические деятели, такие как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, в своих педагогических трудах неоднократно отмечали, что именно семья наиболее сильно влияет на становление личности ребенка, ведь в процессе социализации ребенок тесно взаимодействует с ближайшим окружением (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами).

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО выступает основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Следовательно, дошкольные образовательные учреждения превращаются в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей (законных представителей) в его деятельности.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной образовательной организации. Исходя из нормативно-правовых документов, новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:

  • взаимная связь двух явлений;
  • взаимная поддержка.

Основная цель – сделать родителей (законных представителей) активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

ФГОС ДО предусматривает работу с родителями (законными представителями) в различных формах и направлениях. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность может организовываться по нескольким направлениям:

  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
  • вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО;
  • совместная работа по обмену опытом.

На сегодняшний день существует множество форм педагогического взаимодействия ДОУ и семьи.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют:

  1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
  3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
  4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями:

  • информационно-аналитические (анкетирование, опрос, «почтовый ящик»);
  • наглядно-информационные (родительские клубы, мини-библиотека, информационные стенды);
  • познавательные (родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии);
  • досуговые (праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в выставках).

Одной из форм взаимодействия с родителями (законными представителями), отвечающей всем вышеперечисленным направлениям, является клубная деятельность, которая создает равные условия для детей и взрослых, где взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) основано на принципах взаимопонимания, открытости и доверия, а вся работа осуществляется в команде (дети – педагог – родитель).

Клубная деятельность предполагает взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей. Это интересная, плодотворная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семьи и способствует налаживанию детско-родительских отношений.

Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития дошкольников. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознаёт значимость целенаправленной педагогической работы, овладевает ее содержанием и методикой, и может применить её дома, на практике.

Таким образом, важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное – не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

Текст статьи
  1. Сертакова Н.Н. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Волгоград; Учитель. 2015.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002.
  4. Лобанок Т.С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – Мозырь, 2004.
  5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. Изд. «Аркти», М. 2005.
Список литературы