С начала 2023 года в системе профессионального образования (СПО) реализовывается инновационный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Эти изменения заряжены на улучшение качества образования и гарантирование, что выпускники будут соответствовать высоким требованиям современного рынка труда. Реализация программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО предусматривает применение активных и интерактивных форм проведения учебных занятий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Интерактивный (англ. Interactive ‒ взаимодействующий) ‒ означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога, беседы с кем-либо. Интерактивное обучение ориентировано на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. В основе интерактивного обучения лежит системно-деятельностный подход, который объединяет в себе системный подход, который разрабатывался в трудах Б.Г. Ананьва, Б.Ф. Ломова и др.; деятельностный подход, разработан Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым и др. С точки зрения системного подхода субъект выступает как носитель определённой системности, раскрывающейся во взаимодействии с миром. Именно субъект становится системообразующим фактором на каждом этапе своего развития.
В начале 30-х годов 20 века С.Л. Рубинштейн, основоположник философско-психологической теории деятельности сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности: психика человека формируется и проявляется в его практической деятельности. Общий принцип теории А. Н. Леонтьева, ученика и последователя идей Л.С. Выготского можно сформулировать так: внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности. Из этого положения вытекает важнейшее следствие: управляя организацией практической деятельности обучающихся, мы управляем организацией внутренней психической деятельности. Это положение теории великого психолога является архиважным для осмысления и реализации системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СПО в педагогическом колледже.
Системно-деятельностный подход, как и любой другой, требует понимания и применения категории средств, методов и их структурирования в ходе придания формы процессу обучения. Основным средством в данном подходе является вариативная деятельность: познавательная, исследовательская, продуктивная, игровая, проектная и творческая как отдельная, так и представляющая интеграцию вышеперечисленных видов деятельности.
Методы и приемы вовлечения в деятельность могут быть разными.
Искусство задавать вопросы. Основной вопрос в ходе ученого занятия: почему? Главная цель, которую преследует педагог, формулируя вопрос: активизация мыслительной деятельности, побуждение к доказательным суждениям и умозаключениям.
Анализ эпиграфов. Эпиграф – это изречение (или цитата), предпосланное произведению и сосредотачивающее мысль на его идее. Удачно подобранный эпиграф к теме занятия обеспечит осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности.
Выбор определения. Студентам демонстрируется на слайде несколько определений ключевым понятиям темы, отражающих подходы различных авторов. Далее предлагается выбрать одно определение с доказательным суждением.
Брейнсторминг (мозговой штурм, мозговая атака). Это активный метод решения проблемы, в ходе которого предлагается максимум идей за короткий отрезок времени. В ходе мозгового штурма не должно быть никакой критики, только в этом случае возможным будет раскрепощение, полет фантазии, порождающие самые необычные идеи и их комбинации. Этот способ позволяет оптимизировать креативное мышление и вывести максимально эффективную идею с последующим её воплощением. Если говорить о применении брейнсторминга в обучении, то педагогу важно организовать работу в группах (командах) по 6-8 человек, обеспечить запись высказываний всех участников в ходе обсуждения проблемы.
Дискуссия ‒ это обсуждение спорного вопроса, проблемы. Дискуссия как метод широко применяется в учебном процессе в связи с реализацией системно-деятельностного подхода. Дискуссия призвана стимулировать обучающихся, развивать их мышление. Дискуссия возможна в ходе организации различных форм: круглого стола, форума, симпозиума, дебатов и т.д.
Симпозиум эффективен на стадии завершения изучения раздела, когда участники выступают с сообщениями, отражающими свою точку зрения, затем отвечают на вопросы аудитории. Задать вопрос по теме выступления, грамотно его сформулировать ‒ это требует вдумчивого анализа прослушанного материала.
Дебаты уместно проводить по предложенному тематическому тезису, когда участникам предлагается аргументировать, доказывать, приводить примеры, пояснять, информировать по обсуждаемому моменту. При этом не допускается эмоциональных проявлений и личностных оценок. Проведение дискуссий, дебатов на уроках в ходе изучения учебных дисциплин профессионального цикла и профессиональных модулей призваны сформировать у обучающихся общие компетенции, заложенные в Федеральных государственных образовательных стандартах, поскольку развивается умение анализировать и оценивать информацию, работать в коллективе и команде, умение оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, заниматься самообразованием, проявлять интерес к своей будущей профессии.
Важной структурной составляющей учебного урока в рамках системно-деятельностного подхода является этап рефлексии учебной деятельности, варианты её могут быть различны.
Дидактический синквейн как своеобразное краткое резюме полезно для выработки способности к анализу и обобщению изученного материала. Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от обучающегося умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Составление кластера. Кластер – приём систематизации материала в виде схемы или рисунка. Студентам предлагается выделить смысловые единицы или ключевые положения темы, занести их в кластер, затем возможен их комментарий. Приём кластера используется как на этапе ввода в проблему для обеспечения мотивации, так и на этапе рефлексии для систематизации информации, её осмысленной дифференциации при подведении итогов.
Таблица «Плюс-минус - интересно». Данную таблицу предложил Эдвард де Боно, специалист в области развития творческого мышления. Студентам предлагается таблица, состоящая из трёх граф. В графе «Плюс +» студенты записывают то, что понравилось, было ценным, вызвало положительные эмоции. В графе «Минус - » отмечается то, что не понравилось на учебном занятии, было скучным, непонятным, ненужным. В графу «Интересно» обучающиеся вносят любопытные факты, вопросы к учителю, то, что хотели бы ещё узнать.
Закончи фразу. Студентам предлагается рефлексивный экран: Сегодня я узнала… Было интересно… Было трудно… Я выполняла задания… Я поняла, что… Теперь я могу… Я приобрела… Я научился… У меня получилось … Я смогла… Я попробую… Меня удивило… У меня возникло желание…
Применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, обеспечивает пробуждение у обучающихся интереса, мотивирует на самостоятельный поиск дополнительной информации по изучаемой теме, способствует эффективному усвоению учебного материала, установлению субъект-субъектных взаимоотношений в обучении, что в конечном итоге обеспечивает выход на уровень осознанной компетентности студента.