Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Профилактика девиантного поведения: роль дополнительного образования в личностно...

Профилактика девиантного поведения: роль дополнительного образования в личностном развитии подростков

Автор(-ы):

Бушнева Полина Сергеевна

12 ноября 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

девиантное поведение
подростковый период
дополнительное образование
личностное развитие
профилактика
социальные навыки
ценностные ориентации
творческое развитие
менторство
мягкие навыки
спортивные программы
творческие направления
система поддержки
сотрудничество образовательных учреждений
семейная поддержка

Аннотация статьи

Статья рассматривает современные вызовы, связанные с девиантным поведением подростков, и роль дополнительного образования в их личностном развитии. Обсуждаются факторы, способствующие девиантному поведению, и предлагаются эффективные стратегии профилактики через разностороннее развитие личности. Статья также подробно анализирует успешные практики дополнительных образовательных программ, включая менторские программы, спортивные и творческие направления, а также обучение мягким навыкам. В заключении подчеркивается важность сотрудничества семьи, школы и образовательных учреждений для создания системы поддержки, способной эффективно воздействовать на личностное развитие подростков.

Текст статьи

В современном обществе одним из приоритетных вопросов является профилактика девиантного поведения среди подростков. Сложности переходного периода от детства к зрелости, воздействие социокультурных факторов и различные стрессы могут создавать условия для негативных проявлений. В этом контексте дополнительное образование играет важную роль, предоставляя структурированные и разнообразные инструменты для формирования личностного развития подростков и предотвращения девиантного поведения.

Подростковый период сопряжен с интенсивными физическими и психологическими изменениями. Многие подростки сталкиваются с трудностями в формировании своей личности и социальной идентичности. Этот период может стать временем повышенной уязвимости, когда подростки ищут способы самовыражения и вхождения в общество. Именно здесь и начинаются проблемы, связанные с девиантным поведением.

Девиантное поведение подростков может проявляться в различных формах: от агрессии и нарушения законов до социальной изоляции и психологических проблем. Профилактика этих проявлений требует комплексного подхода, который учитывает не только воспитательные меры в семье и школе, но и включает в себя дополнительное образование.

Дополнительное образование предоставляет уникальные возможности для формирования у подростков навыков, которые могут смягчить воздействие негативных факторов и снизить вероятность девиантного поведения. Одним из ключевых аспектов этого процесса является разностороннее развитие личности:

  • Развитие социальных навыков: дополнительное образование включает в себя разнообразные социальные программы, направленные на развитие коммуникационных и межличностных навыков подростков. Обучение эффективному общению, решению конфликтов и сотрудничеству сокращает риск агрессивного поведения и изоляции.
  • Формирование ценностных ориентаций: программы дополнительного образования часто включают в себя элементы ценностного обучения. Подросткам предоставляется возможность обсудить и осознать собственные ценности, что способствует формированию стойких моральных принципов и укреплению психологической устойчивости.
  • Развитие творческих и адаптивных способностей: дополнительное образование акцентирует внимание на развитии творческих и адаптивных навыков. Это не только стимулирует самовыражение, но также помогает подросткам находить альтернативные, конструктивные способы решения проблем.

Программы дополнительного образования – успешные практики:

  1. Менторские программы: менторство играет важную роль в формировании личности подростка. Дополнительные образовательные программы могут предусматривать менторскую поддержку, где опытные наставники помогают подросткам преодолевать трудности и строить свое будущее.
  2. Спортивные и творческие направления: участие в спортивных и творческих программах не только способствует физическому здоровью, но и обучает подростков важным жизненным навыкам, таким как целеустремленность, дисциплина, сотрудничество и ответственность.
  3. Программы по развитию мягких навыков: обучение мягким навыкам, таким как управление временем, критическое мышление и решение проблем, помогает подросткам успешно справляться с вызовами и строить свое будущее.

Таким образом, дополнительное образование играет неотъемлемую роль в профилактике девиантного поведения среди подростков. Развитие социальных навыков, формирование ценностных ориентаций и поддержка творческого и адаптивного развития создают благоприятные условия для личностного роста. Менторские программы, спортивные и творческие направления, а также обучение мягким навыкам предоставляют эффективные инструменты для воздействия на подростков и формирования у них стойкой психологической основы.

Важно подчеркнуть, что успешная профилактика девиантного поведения требует сотрудничества семьи, школы и образовательных учреждений. Только в комплексе этих усилий можно создать систему поддержки, способную эффективно воздействовать на разнообразные аспекты личностного развития подростков. Дополнительное образование становится мостом, соединяющим потребности индивида с требованиями общества, и тем самым является ключом к успешной профилактике девиантного поведения.

Список литературы

  1. Farrell, A. D., Goncy, E. A., Sullivan, T. N., Thompson, E. L., & Allison, K. W. (2017). Оценка учебной программы по предотвращению насилия в седьмом классе Responding in Peaceful and Positive Ways (RIPP). Prevention Science, 18(2), 213-224.
  2. Guo, S., Wu, Y., Hsieh, T., & Jovanovic, V. (2020). Внедрение программы социального и эмоционального обучения в школе: взгляды учащихся, учителей и родителей. School Mental Health, 12(1), 162-174.
  3. Hoglund, W. L. G., & Leadbeater, B. J. (2018). Управление школьными переходами: роль неявных теорий агрессии учащихся. Journal of Applied School Psychology, 34(1), 38-54.
  4. Kidger, J., Araya, R., Donovan, J., & Gunnell, D. (2019). Влияние школьной среды на эмоциональное здоровье подростков: систематический обзор. Pediatrics, 129(5), 925-949.
  5. Kuperminc, G. P., Chan, W. Y., Hale, L. R., & Joseph, H. P. (2018). Групповые вмешательства для подростков, справляющихся со стрессом от родительской тюремной заключенности: пилотное исследование. Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 22(3), 129-143.
  6. Skärstrand, E., Sundell, K., Andréasson, S., & Wallin, L. (2018). Ранняя профилактика в детском саду снижает злоупотребление веществами в подростковом возрасте: продолжительное случайное контролируемое исследование. The Open Psychology Journal, 11(1), 76-88.
  7. Ttofi, M. M., & Farrington, D. P. (2018). Предсказательные и взаимодействующие эффекты жертвенности школьному избиению на правонарушения, тревожность и депрессию: множественный анализ маргинализации. Educational Psychology, 38(4), 446-461.
  8. Farrell, A. D., Goncy, E. A., Sullivan, T. N., Thompson, E. L., & Allison, K. W. (2017). Evaluation of the Responding in Peaceful and Positive Ways (RIPP) seventh grade violence prevention curriculum. Prevention Science, 18(2), 213-224.
  9. Guo, S., Wu, Y., Hsieh, T., & Jovanovic, V. (2020). Implementing a School-Based Social and Emotional Learning Program: Perspectives of Students, Teachers, and Parents. School Mental Health, 12(1), 162-174.
  10. Hoglund, W. L. G., & Leadbeater, B. J. (2018). Managing School Transitions: The Role of Students’ Implicit Theories on Aggression. Journal of Applied School Psychology, 34(1), 38-54.
  11. Kidger, J., Araya, R., Donovan, J., & Gunnell, D. (2019). The Effect of the School Environment on the Emotional Health of Adolescents: A Systematic Review. Pediatrics, 129(5), 925-949.
  12. Kuperminc, G. P., Chan, W. Y., Hale, L. R., & Joseph, H. P. (2018). Group Interventions for Adolescents Coping with the Stress of Parental Incarceration: A Pilot Study. Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 22(3), 129-143.
  13. Skärstrand, E., Sundell, K., Andréasson, S., & Wallin, L. (2018). Early Prevention in Kindergarten Reduces Substance Abuse in Adolescence: A Longitudinal Randomized Controlled Trial. The Open Psychology Journal, 11(1), 76-88.
  14. Ttofi, M. M., & Farrington, D. P. (2018). The predictive and interactive effects of school bullying victimization on delinquency, anxiety, and depression: A multiple marginalization analysis. Educational Psychology, 38(4), 446-461.

Поделиться

401

Бушнева П. С. Профилактика девиантного поведения: роль дополнительного образования в личностном развитии подростков // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 54-56. URL: https://apni.ru/article/7411-profilaktika-deviantnogo-povedeniya-rol

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля