Актуальность. «Безопасность детей – наше будущее».
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам и последствиям: гибели и ранениям детей и тяжести полученных ими травм – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России за 2022 год, число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
Приводят к этому элементарное незнание основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими.
Поэтому одной из актуальных тем сегодняшнего времени является воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими Правил Дорожного Движения. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Важным этапом в становлении личностного опыта и развития ребенка является именно дошкольный возраст. У ребенка в этот возрастной период начинает складываться опыт безопасного поведения. В последние годы стало очевидным, что безопасное поведение дошкольников – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах и дорогах города.
Игровой процесс имеет личностные значения, в то время как сам процесс обучения обезличен. Во время игры можно примерить на себя различные социальные роли и получить опыт, знания в безопасных психологических условиях. Это гораздо интереснее, чем просто отвечать на задаваемые вопросы.
Основная особенность дидактического пособия определена его названием: это игры обучающие. Они создаются педагогами в целях обучения и воспитания детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровые действия, игровую задачу и правила.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата.
Цель игровой деятельности по ПДД заключается в применении теоретических знаний в практическом взаимодействии детей с дорожной средой. Ежедневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются на дороге, часто имеют больший эффект, чем теоретические знания, полученные в процессе обучения. Для избежания отрицательного влияния окружающей среды, дидактические игры моделируют реальные ситуации и действия, являясь сильным средством обучения. Ребенку предоставляется возможность критически переосмыслить неверные примеры взрослых путем использования игровых форм обучения. Игра должна вдохновить ребенка на самостоятельное принятие решений в реальных ситуациях. Тот, кто выбирает путь, следуя действиям взрослых, оказывается проигравшим в игре.
Таким образом, активное участие, в игре с дидактическим пособием зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые стоят в обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.