Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Система 5К как залог успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенц...

Система 5К как залог успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

креативность
критическое мышление
система преподавания
коммуникативная компетенция
коллаборация
качество
английский язык

Аннотация статьи

В статье рассматриваются пять взаимосвязанных компонентов, которые лежат в основе авторской системы преподавания английского языка, направленной на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

 

Текст статьи

Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.

Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.

Он ввёл тебя в первый раз
Торжественно и почтительно,
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
(К. Ибряев)

Учитель ведёт своих учеников за руку сквозь годы детства, отрочества, юности. Он совершает каждодневную, подчас незаметную работу – передает из рук в руки знания, вкладывает в их руки и сердца частицу своих сердец. Учитель направляем их невидимой рукой, помогая найти свой путь в жизни.

Рука – это едва ли не самый «говорящий» орган нашего тела, средство выражения чувств, знак действия.

В древне-финикийском языке символ руки использовался для обозначения буквы «К», которая впоследствии стала прототипом современной буквы «К» в английском языке.

На протяжении своей педагогической деятельности я вырабатывала собственную систему преподавания английского языка, в основе которой 5 взаимосвязанных компонентов успешной работы, так называемые 5К («пять пальцев одной руки»):

Коммуникация;

Коллаборация (сотрудничество);

Критическое мышление;

Креативность (творческий подход);

Качество.

Компонент Коммуникация находит своё отражение практически на каждом уроке английского языка в форме коммуникативных игр (picture gap, jig-saw reading, “talk show”, “interview”), коммуникативных симуляций (ролевые игры, диспуты, круглые столы, метод «коллективной дискуссии») и свободного общения.

Однако на уроках в силу ряда объективных причин коммуникативные ситуации создаются искусственно. С развитием информационных технологий возможности организации реальных условий иноязычного общения на уроках увеличиваются. Одной из них является осуществление международного телекоммуникационного проекта (компонент «Коллаборация/сотрудничество»). По данному направлению работают некоторые отечественные педагоги, в частности, Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Руденко Т.В. Хуторской А.В. Они отмечают, что стремление к интеграции в области образования, как одна из наиболее ярко проявляемых тенденций, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство.

Е.С. Полат определяет учебный телекоммуникационный проект как «совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности» [3, c. 150].

Выступая на конкурсе «Педагогические надежды» в 2012 году с моей инициативой, я задумывала реализацию такого проекта. Лишь в сентябре 2016 года мне удалось осуществить свой замысел. Телекоммуникационный проект предусматривал общение на английском языке посредством обмена письмами и видеороликами о школе между моими учениками 7 класса и учениками одной из школ г. Хельсинки, Финляндия.

Технология развития критического мышления – следующий результативный компонент системы 5К. Она впервые была предложена Международной ассоциацией «Чтение и письмо для развития критического мышления» университета Северной Айовы. Ее авторы Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Стил. В России – Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Под «критическим мышлением» понимают процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработку решения о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - опровергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать с полученной информацией. Соответственно, критическое мышление – это «один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю…». В педагогике «критическое мышление – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт» [1, c. 106].

На своих уроках я активно использую прием составления “MindMap” или «ментальных карт». Ментальная карта по теме Лондон для урока в 5 классе приведена ниже (рис. 1).

Рис. 1. Ментальная карта по теме «Городская жизнь. Лондон»

Учитель задает учащимся наводящие вопросы, и открывает заготовку карты, предвосхищая ответы учащихся. What kind of city is London? What river is London on? How many bridges are there in London? Where can you go in London? What can you do in the evening? What means of transport can you travel by?

Учащиеся отвечают на вопросы и получают ментальную карту, которая служит опорной схемой для составления монологического высказывания.

Приведу еще один пример использования ментальной карты на уроке. Ментальная карта «Личностные качества успешного человека» (см. рис. 2), созданная с помощью компьютерной программы Mindmeister, активизирует лексический материал по теме. Учащиеся в технике мозгового штурма отвечают на вопрос «What makes a successful personality?», а после демонстрации ментальной карты совместно с учителем разбирают лексический материал.

Рис. 2. Ментальная карта по теме «Личностные качества успешного человека»

Ментальная карта может быть не только сделана учителем, выполнена совместно с учениками на уроке, готовые ментальные карты можно найти на сайтах, представленных на слайде biggerplate.com, mindmeister.com, iMindmap.com.

В основе условно названного мною компонента «креативность» (творческий подход) лежит проектная методика, которая основательно исследуется в настоящее время, как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е. Сахаровой, Е.С. Полат, О.М. Моисеевой и другими. Основная цель проектно-ориентированного обучения – научить учащихся учиться, т.е., самостоятельно добывать знания. Главное отличие проектного метода состоит в том, что школьники работают над тем материалом, который затрагивает проблемы их жизни, вызывает у них неподдельный интерес [2, c. 190]. Мини-проекты, организуемые в рамках урока в начальной и средней школе, могут быть разнообразны по тематике и форме выполнения.

Моим учительским проектом стала разработка консультативного блога "Your Tutor Online" по адресу alsorokina.blogspot.ru. На страницах блога находятся полезные материалы, ссылки на ресурсы по предмету, мои собственные разработки в помощь ученику. Обращаясь к консультативному блогу, учащиеся в режиме онлайн могут получить ответ на интересующий их вопрос в области английского языка, узнать новое по предмету, сориентироваться в ссылках на полезные ресурсы по языку.

Заключительным компонентом в системе моей работы является «Качество». Это не только желание и старание качественно готовиться и проводить уроки, но и результативность, оценка сформированности иноязычной коммуникативной компетенции моих учеников.

Начиная с 2013 года, я участвую в различных профессиональных конкурсах, повышая и оттачивая свое педагогическое мастерство. Всеми успешными наработками, которые у меня уже есть, я охотно делюсь с коллегами, ежегодно даю открытые уроки для коллег и родителей, размещаю разработки на профессиональных сайтах, таких как metodisty.ru, infourok.ru, it-n.ru, а также у себя в блоге.

В заключение, хочу отметить, что в нашей работе достаточное количество вещей, на которые мы должны обращать свое внимание в первую очередь: качественная подготовка к урокам, эффективное использование ИКТ, следование ФГО стандарту. Это все очень и очень важно. Однако дети в школе запоминают нас – учителей. И, мы, в свою очередь не должны забывать о таком важном компоненте обучения, как внимательность, не безразличие, забота.

В моей системе работы этому компоненту тоже нашлось место – 6K –[kea] CARE, что с английского переводится как забота, внимание.

Это самый эффективный, самый мощный, самый вдохновляющий инструмент нашей работы. Мы уделяем внимание, мотивируем, вдохновляем.

Порой самые обыкновенные моменты урока английского языка остаются в сердцах наших учеников: когда мы обыденно интересуемся, как у них дела, и чем они занимаются в свободное от школы время, когда мы демонстрируем невероятные способности, запоминая имена сотни учеников за первые два-три урока, когда мы приходим на их концерты и соревнования, когда мы сопровождаем их на экскурсии и в музеи. Они запоминают нашу искренность, человечность, умение смеяться над собой, и умение смеяться вместе с ними.

А нам, в свою очередь, остается мотивировать, вдохновлять, вовлекать наших учеников в образовательный процесс через коммуникацию, сотрудничество (коллаборацию), развивать критическое мышление и креативность, стремится к качеству, и не забывать о самом важном – заботе и любви к своим ученикам.

Список литературы

  1. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков / авт.-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 163 с.
  2. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 1991. – 223 с.
  3. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

Поделиться

982

Сорокина А. Н. Система 5К как залог успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 91-94. URL: https://apni.ru/article/7423-sistema-5k-kak-zalog-uspeshnogo-formirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января