Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Русское народно-певческое искусство: возникновение и развитие

Русское народно-певческое искусство: возникновение и развитие

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

народно-певческое искусство
русская народная песня
развитие народно-певческой культуры
фольклор
труды этнографов и фольклористов

Аннотация статьи

В статье рассматриваются истоки возникновения народно-певческого искусства. Приводятся сведения о наиболее выдающихся личностях, способствующих его развитию.

Текст статьи

Народно-певческое искусство по праву считается основным видом музыкального творчества русского народа. Исследование традиционного музыкального наследия будет неполным, усеченным без обращения к народной песне. Лаконичная формула: «Песня – душа народа», прямо и непосредственно выражает значение песенного творчества.

Многими мыслителями было отмечено, что народная песня выразительно раскрывает особенности национального характера и является самой демократичной, доступной всем формой приобщения к музыкальному творчеству. Художественный руководитель Академической капеллы им. М. И. Глинки, народный артист СССР В. Чернушенко пишет: «Будет звучать и жить наша песня, будет жив народ, её родивший, будет жива и сама Россия!» [6, c.3].

Песня, тесно связанная с жизнью и бытом народа, шлифуется в процессе исполнения во всех слоях населения и, постепенно завоёвывая самостоятельную художественную значимость, обретает статус народного искусства.

История русской народной песни сохранила довольно скудные данные о песенном обиходе наших предков. Истоки народно-песенного искусства уходят в глубокую древность и связаны с творчеством восточнославянских народов, населявших территорию Древней Руси еще до IX века. В этот период преобладали ритуальные предания, связанные с языческими религиозными верованиями и обрядовыми действиями. Славянские языческие ритуалы включали в себя заклинания, пение и игру на музыкальных инструментах. Следы древних языческих верований сохранились в народных песнях календарного и семейно-обрядового содержания. Боевые песни славянских дружин легли в основу героического эпоса, впоследствии развившегося в былинах.

Киевская Русь внесла свои новые интонационные завоевания. В народном искусстве это – былинный, напевно-декламационный в своей основе тип интонирования, в церковном – попевочно-кантиленный мелос – знаменное пение. И былина, и знаменный распев, были тесно связаны с ладовыми принципами древней песенной культуры славян и во многом опирались на них в своем развитии [4, c.17].

В исторических свидетельствах о Московской Руси сохранились описания народных праздников, обрядов, игр, плясок, воссоздающих картину широкого бытования песенного фольклора в русском обществе XVI-XVII вв.

Народная песня, в своей основе, имеет коллективные корни, её развитие связано с коллективным творчеством, многоголосием, полифоническим ведением голосов, ладовыми созвучиями, сочетаниями тембров народных исполнителей, шлифованием певческого процесса в определённую манеру и тип звукоизвлечения. Сольное исполнение развивалось, скорее, по жанровым законам. Колыбельные, пестушки, плачи, причёты, духовные стихи, исторические и лирические протяжные песни, позднее и частушки – жанры, где исполнитель мог наиболее ярко обнаружить индивидуальное начало, показать собственное мастерство, проявить личностные качества. Мастерицы сольного пения были в каждом селе – плакальщицы, запевалы, сказительницы, частушечницы, танководницы.

Народные мастера, не зная профессиональной терминологии, владеют механикой певческого процесса, интуитивно верно чувствуют грани «дозволенного» в исполнительских приёмах, певческих вариантах, импровизации. Пение и певческое дыхание для них – это естественный процесс, на мой взгляд, всегда осознанный и абсолютно понятный народному певцу. Многие произведения традиционной народной культуры служат образцом вокального искусства, высшей точкой певческого мастерства.

Первые документальные записи русских народных песен были сделаны в 1619 году, что позволяет считать, что песня до этой даты жила только в устной традиции.

Первым крупным специальным песенным изданием стало «Собрание разных песен» М. Д. Чулкова – известного писателя, этнографа, драматурга, публициста. Песни традиционные с песнями литературными в этом издании не смешаны, а выделены в особые отделы: Чулков установил чёткую границу между песнями простонародными и художественными. В 1770-1774 гг. писателем и этнографом эпохи русского Просвещения были изданы четыре части «Собрания разных песен», в числе которых порядка 300 являлись народными [5, с.152].

В начале XIX столетия П. В. Киреевский, сделавший запись народных поэтических произведений основным делом своей жизни, организовал сбор из уст в уста народа: былин, стихов, лирических песен и других произведений фольклора. Огромное количество текстов, оказавшихся в его руках, явилось плодом огромной работы не только самого Киреевского, но и результатом трудов Пушкина, Гоголя, Даля, Кольцова и многих других собирателей, которые несли Киреевскому свои записи, сделанные большей частью в губерниях средней России, в Поволжье, в Подмосковье. Немногочисленные записи были сделаны в Архангельской, Вологодской, Пермской губерниях. Основными идеями, руководившими Киреевским и его соратниками в работе над собиранием народных песен, были гордость русской историей, вера в высокий духовный облик русского человека, стремление доказать красоту и самобытность национальной русской культуры путём показа родного фольклора. «Народными» для Киреевского были песни старинные, сохранявшие отголоски русской истории и быта, традиционные образы, лексику. Сохранилась и своеобразная программа по собиранию песен, которая была составлена Киреевским еще в 1838 году и называлась среди его друзей «песенной прокламацией». Основное требование к собирателю, по мысли Киреевского, – это точность записи и полнота отражения репертуара. «Песни, которые поются в народе, должны быть записываемы слово в слово, все без изъятия и разбора, не обращая внимания на их содержание, краткость, нескладность и даже кажущееся бессмыслие: иногда поющий смешивает части нескольких песен в одну, и настоящая песня открывается только при сличении многих списков, собранных в различных местах» [3, с.45].

«Песенная прокламация» Киреевского явилась руководством к действию для всех современных ему и будущих собирателей родного фольклора. Его работа по подготовке к печати собранных им песенных материалов являлась в научном отношении очень весомой, но песенное собрание его частично увидело свет только через несколько десятилетий после его смерти.

В начале второй половины девятнадцатого столетия, образовавшееся Русское географическое общество, начинает работу по собиранию сведений о народной жизни России: сказок, пословиц, песен. Некоторые из записанных песенных текстов печатаются в периодических изданиях, другие помещаются в сборники. Это песни, идущие от глубокой старины, имели очень большую ценность.

Ф. М. Достоевский, любящий и знающий народно-песенное искусство, считал, что всем записывающим и собирающим народные песни надо помнить об особенностях народной песни, беря за признак народности не только сам факт бытования, но, прежде всего её эстетику, памятуя о том, что новое время не портит песню, что цивилизация только привносит новый элемент в народную нашу жизнь, нисколько не повредив ей, нисколько не уклонив её с её нормальной дороги и, напротив, расширив наш кругозор, уяснив нам же самим наши цели и давая нам новое оружие для будущих подвигов [1, с.3].

Во второй половине XIX века наряду с крестьянскими песнями в народном обиходе появляется быстро растущий городской фольклор. Появление этих песен было вызвано ростом и развитием питающей их социальной среды. Вместе с тем в крестьянский фольклор начинают проникать романсы и песни поэтов 1820-1830 годов и песни рабочего фольклора. Народная песенная лирика становится очень пёстрой и разнородной по социальному происхождению, бытовому назначению, идейно-художественным качествам. Но, несмотря на возникновение в городе нового песенного материала, местом бытования традиционной песни остаётся её исконная родина – деревня. Для развития национальной художественной культуры в постреформенной России крестьянская тема остаётся очень важной: для фольклористов и этнографов традиционная песня становится первостепенным материалом исследования.

Выдающимися этнографами собирателями того времени П. Н. Рыбниковым и П. И. Якушкиным были собраны и опубликованы богатейшие фольклорные материалы, среди которых было немало лирических и обрядовых песен. В те же годы большую этнографическую работу проводил П. В. Шейн, посвятивший собиранию фольклора всю свою жизнь. В 1870 году вышел его большой том «Русские народные песни», а позднее – два выпуска фундаментальной работы «Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах». Следя за всеми публикациями и отбирая в них лучшее, академик А. И. Соболевский издаёт своё семитомное собрание «Великорусских песен», небывалое по объёму и значению, включившее в себя около пяти тысяч песенных текстов. За период с конца XVIII до начала XX века выходит ряд сборников песен и напевов, над которыми трудились исследователи музыкального народно-песенного материала: Трутовский, Прач, Львов, Кашин, Пальчиков, Мельгунов, Лопатин, Прокунин.

С 1884 года поисками традиционной народной песни начинает заниматься созданная при Географическом обществе специальная Песенная комиссия под председательством Т. И. Филиппова, видевшим в традиционных песнях силу, способную противостоять новым веяниям в народной поэзии. Комиссией было собрано около 750 традиционных песен, представляющих большую ценность для русской фольклористики. Материалы каждой экспедиции Песенной комиссии печатались под одним и тем же названием – «Песни русского народа» с указанием районов записи и именами собирателей [2, с.23].

В заключение можно сказать следующее: начиная с XVIII века процесс собирания и изучения народных песен становится важным, необходимым условием всего дальнейшего развития народно-певческой культуры.

Огромное количество традиционных песенных текстов, собранных и опубликованных в XIX веке, оказалось подлинным сокровищем русского национального достояния, переданного фольклористами того времени.

Русское певческое искусство, с его безымянными талантливыми творцами, уходит своими корнями в народное творчество и является основополагающим вкладом, во многом определяющим пути становления и развития профессионального народно-певческого искусства.

 

Список литературы

  1. Адаменко С. В. Художественный образ в народном вокальном исполнительстве: опыт постановки проблемы // Социально-гуманитарный вестник. – 2010. – С. 3-6.
  2. Гупало Т. И., Гупало М. А. История русской народной песни // Практико-ориентированная направленность народно-певческого образования. – 2017. – С. 21-24.
  3. Земцовский И. И. Искатели песен: Рассказы о собирателях народных песен в дореволюционной и Советской России. – Музыка, 1967.
  4. Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки. – 1977.
  5. Токарев С. А. История русской этнографии / Составитель и отв. редактор О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 656 с.
  6. Чернушенко В. А. Листья жизни / Владислав Чернушенко. – СПб.: Композитор Санкт-Петербург; Союз композиторов Санкт-Петербурга, 2021. – 568 с.

Поделиться

2326

Федоренко В. М. Русское народно-певческое искусство: возникновение и развитие // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.II.С. 23-26. URL: https://apni.ru/article/7424-russkoe-narodno-pevcheskoe-iskusstvo-voznik

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря