Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Проблемы изучения логарифмической функции в школьном курсе математики

Проблемы изучения логарифмической функции в школьном курсе математики

Автор(-ы):

Пичугина Есения Владимировна

14 ноября 2023

Научный руководитель

Игнатушина Инесса Васильевна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

математика
образование
школьная программа
логарифмическая функция
наука

Аннотация статьи

В современном мире, где математика играет ключевую роль в развитии науки и технологий, понимание и владение математическими концепциями становится неотъемлемой частью образования. Одной из фундаментальных тем, которая часто вызывает сложности у школьников, является логарифмическая функция. Эта статья посвящена анализу проблем, возникающих при изучении логарифмов в школьном курсе математики, и их влиянию на образовательный процесс.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность исследования, посвящённого проблемам изучения логарифмической функции в школьном курсе математики, обусловлена несколькими ключевыми факторами.

Математика занимает центральное место в современном образовании, играя важную роль в развитии логического мышления и аналитических способностей учащихся. Логарифмическая функция, как фундаментальный элемент математики, является неотъемлемой частью этого процесса. Логарифмы традиционно считаются одной из наиболее сложных тем в школьном курсе математики из-за их абстрактного характера и сложности визуализации, что вызывает трудности в понимании и применении этой концепции учащимися.

Кроме того, логарифмическая функция обладает широким спектром практического применения в разнообразных сферах, начиная от науки и технологий и заканчивая экономикой и музыкой. Непонимание этой концепции может ограничить возможности учащихся в освоении более сложных тем и практических приложений. Это подчеркивает необходимость изучения и разработки эффективных методов обучения, которые могли бы помочь учащимся лучше понять и запомнить сложные математические концепции, такие как логарифмы. Также важно исследовать, как современные технологии и интерактивные образовательные инструменты могут быть интегрированы в обучение для повышения его эффективности.

В совокупности эти факторы делают исследование по данной теме актуальным и значимым как с теоретической, так и с практической точки зрения. Оно направлено на решение конкретных образовательных проблем и способствует повышению качества математического образования, что является ключевым аспектом в подготовке квалифицированных специалистов и развитии интеллектуального потенциала общества.

Цель исследования

Основной целью данного исследования является всесторонний анализ проблем и трудностей, с которыми сталкиваются школьники при изучении логарифмической функции в курсе математики. Исследование направлено на выявление ключевых аспектов, которые делают концепцию логарифмов сложной для понимания, и исследует различные факторы, влияющие на этот процесс обучения. В частности, исследование стремится идентифицировать конкретные препятствия и затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся, включая концептуальные, визуальные и прикладные аспекты логарифмической функции.

Также исследование призвано изучить методы преподавания, используемые для объяснения логарифмической функции, и оценить их эффективность в различных образовательных контекстах, проанализировать влияние учебных материалов, учебных программ и подходов к обучению на понимание логарифмической функции учащимися, предложить инновационные образовательные стратегии и ресурсы, которые могут способствовать более глубокому и эффективному усвоению материала, включая использование цифровых технологий и интерактивных методов обучения.

Материал и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных совершенствованию государственной молодёжной политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе, занимались такие ученые как как А.К Багаутдинова, И.В. Яковенко, О.А. Лисаченко, О.Б. Вергазова и др.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Логарифмическая функция является одной из ключевых тем в курсе школьной математики, охватывая важные аспекты как алгебры, так и анализа. Эта функция имеет значительное применение в различных областях, таких как физика, где она помогает понять экспоненциальные процессы, в экономике для расчетов сложных процентов и амортизации, а также в информатике, где логарифмические алгоритмы используются для оптимизации вычислений.

Однако, несмотря на её важность и широкое применение, понимание логарифмической функции остается сложной задачей для многих школьников. Это связано с рядом факторов. Абстрактный характер самой концепции логарифмов может быть непонятен учащимся, которые привыкли к более наглядным и конкретным математическим объектам. Логарифмы, как обратная функция к экспоненциальной, требуют глубокого понимания свойств экспоненциальных функций, что само по себе может быть сложной задачей.

Также, учащиеся часто сталкиваются с трудностями в визуализации применений логарифмов. В отличие от других математических функций, эффекты логарифмической функции не всегда интуитивно понятны и не могут быть легко представлены визуально. Это создает препятствие для понимания их практической значимости.

Наконец, недостаточная интеграция логарифмической функции с практическими задачами в школьном курсе математики также влияет на ее понимание. Хотя многие учебники включают теоретические аспекты логарифмов, они не всегда предоставляют достаточно практических примеров, которые могли бы помочь учащимся увидеть реальное применение этих концепций в повседневной жизни и других научных дисциплинах.

В целом, для улучшения понимания логарифмической функции в школьном курсе математики важно уделить внимание как углублению теоретических знаний учащихся, так и разработке практических заданий, которые могут помочь им лучше освоить эту сложную тему. Это может включать использование цифровых образовательных инструментов, интерактивных уроков, а также реальных примеров из различных научных и практических областей, где логарифмические функции находят применение [1, c. 284].

Для повышения эффективности усвоения логарифмической функции в школьном курсе математики целесообразно сочетать традиционные и инновационные методы обучения, учитывая потребности и специфику современных учащихся.

Традиционные методы обучения обычно включают объяснение теории на доске, решение стандартных задач из учебников и выполнение письменных упражнений. Эти методы могут быть эффективны для закрепления основных понятий и формул логарифмической функции. Однако они часто не учитывают индивидуальные особенности учащихся и не способствуют развитию глубокого понимания темы. Для повышения эффективности традиционных методов важно включать в уроки дискуссии, где ученики могут задавать вопросы, обсуждать сложные моменты и делиться своими идеями о применении логарифмов в реальной жизни.

Инновационные подходы, включающие использование информационных технологий и интерактивных учебных материалов, могут значительно улучшить понимание логарифмической функции. Один из таких подходов – это использование образовательных программ и приложений, которые позволяют визуализировать логарифмические функции и их свойства. Такие инструменты могут предоставить учащимся наглядные примеры, показывая, как меняется функция при изменении переменных, что способствует лучшему пониманию и запоминанию [2, c. 104].

Кроме того, применение интерактивных методов, таких как групповые проекты, решение реальных задач и использование образовательных игр, может сделать процесс обучения более увлекательным и мотивирующим. Например, разработка проекта, связанного с применением логарифмов в науке или технике, поможет учащимся увидеть практическую ценность изучаемого материала.

Также важным аспектом является использование онлайн-ресурсов, таких как образовательные видео, интерактивные задачи и онлайн-курсы, которые могут дополнить традиционное обучение и предоставить учащимся дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения темы. Это особенно актуально для подготовки к экзаменам и закрепления материала вне школы.

Стоит особое внимание уделить развитию критического мышления и проблемно-ориентированному подходу. Это включает в себя создание заданий, которые требуют от учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы и применять логарифмические функции в различных контекстах. Например, ученики могут исследовать, как логарифмы используются в научных расчетах или в финансовом моделировании, и затем представить свои выводы в классе.

Важным элементом современного обучения является интеграция межпредметных связей. Показывая учащимся, как логарифмы связаны с другими предметами и реальными жизненными ситуациями, учителя могут помочь им увидеть ценность и практичность изучаемой математики. Например, в курсе биологии можно исследовать экспоненциальный рост популяций, используя логарифмические модели, что помогает учащимся увидеть практическое применение математических концепций в естественных науках.

Использование флип-классной комнаты – еще один инновационный подход, который может улучшить понимание логарифмической функции. В этом формате учащиеся знакомятся с новым материалом дома через видеоуроки и другие ресурсы, а затем применяют знания на практике в классе через решение задач и проведение дискуссий. Это позволяет учителям уделять больше времени индивидуальной работе с учащимися, адаптируя обучение под их конкретные нужды и уровень понимания [3, c. 7].

Обратная связь и оценка также играют ключевую роль в обучении. Регулярное тестирование и оценка понимания материала позволяют учителям отслеживать прогресс учащихся и своевременно корректировать учебный процесс. Особенно эффективными могут быть формативные оценки, которые предоставляют обратную связь в процессе обучения, а не только по его итогам.

Сочетание традиционных и инновационных методов обучения может значительно улучшить понимание логарифмической функции среди школьников. Важно стремиться к разнообразию подходов, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения учащихся, для создания мотивирующей и эффективной образовательной среды [4, c. 53].

Выводы

Логарифмы остаются одной из наиболее сложных тем для многих учащихся. Эта сложность обусловлена абстрактным характером концепции, трудностями с визуализацией и недостаточной интеграцией с практическими задачами. Логарифмическая функция требует глубокого понимания экспоненциальных процессов и их обратных связей, что не всегда легко дается школьникам. Несмотря на сложности, понимание логарифмической функции критически важно, учитывая ее широкое применение в различных научных и практических областях. Это делает ее изучение в школьном курсе математики не только академической необходимостью, но и практической потребностью.

Для преодоления трудностей, связанных с изучением логарифмов, эффективным является сочетание традиционных и инновационных методов обучения. Традиционные методы, такие как лекции, письменные упражнения и классические задачи, важны для закрепления основных понятий. В то же время, инновационные подходы, включая использование информационных технологий, интерактивных учебных материалов и практических проектов, могут сделать процесс обучения более интересным и понятным. Важно также развивать у учащихся критическое мышление и проблемно-ориентированный подход к изучению математики. Решение реальных задач и использование логарифмов в различных контекстах помогает учащимся лучше понять и оценить практическую значимость этой темы. Регулярная оценка и обратная связь также играют ключевую роль в обучении логарифмам. Они помогают учителям своевременно корректировать учебный процесс и адаптировать его под индивидуальные потребности учащихся.

Хотя изучение логарифмической функции в школьном курсе математики представляет собой вызов, существует ряд методов и подходов, которые могут сделать этот процесс более эффективным и интересным. Интегрирование различных стратегий обучения может значительно улучшить понимание и усвоение логарифмической функции, что не только поможет учащимся в их академическом развитии, но и подготовит их к практическому применению этих знаний в будущем.

Список литературы

  1. Алимов, А.Ш., Колягин, Ю.М. Алгебра и начала математического анализа: Учебник. – М.: Просвещение, 2012. – 464 с.
  2. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина: монография / В.А. Байдак. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 264 с.
  3. Ляхова Н.Е. Использование ограниченности функций в школьном курсе математики / Н.Е. Ляхова, А.И. Гришина, И.В. Яковенко // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. –2015. – № 1. – С. 3-10.
  4. Федорова Н.Е. Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. – Изд. 3-е, допол. и передел. / Н.Е. Федорова, М.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2017. – 172 с.

Поделиться

349

Пичугина Е. В. Проблемы изучения логарифмической функции в школьном курсе математики // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 78-81. URL: https://apni.ru/article/7427-problemi-izucheniya-logarifmicheskoj-funktsii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля