Главная
Конференции
Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования
Использование современных педагогических технологий в ДОУ – гарантия новых дости...

Использование современных педагогических технологий в ДОУ – гарантия новых достижений дошкольника и залог успешной реализации ФГОС ДО

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

инновационные технологии
педагогический процесс
здоровьесберегающие технологии
педагогическая ценность

Аннотация статьи

В статье дано теоретическое обоснование инновационных педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста. Кроме этого, раскрыто понятие «педагогическая технология», приведена классификация и краткая характеристика педагогических технологий. Авторами особо раскрываются здоровьесберегающие технологии, роль педагога в инновационном процессе.

Текст статьи

Обновление системы образования, ориентированной на полноценное развитие личности каждого ребенка, постоянно повышает требования к образовательному процессу, к профессиональным умениям педагога. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства, и основными задачами педагогической деятельности становятся: воспитание личности, способной внедряться в социум, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, достигать результата и нести за него ответственность.

Для реализации поставленных задач необходимо применение в педагогической деятельности технологий, позволяющих выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы постепенно «уйти» от учебной модели образования в работе с детьми.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные образовательные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические (образовательные) технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

В связи с этим необходимо создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новых технологий. Термин «технология» – от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Воспитатель ДОУ должен заниматься развитием ребёнка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. А современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребёнка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного развития личности ребёнка.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология;
  • технология «ТРИЗ» и др.

Специфика технологии состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс гарантировал достижение поставленных целей.

На примере применения здоровьесберегающих технологий попробуем доказать эффективность её применения.

Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья.

В нашем ДОУ разработан комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни.

Федеральные государственные требования определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.

Под здоровьесберегающими технологиями понимается совокупность педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.

В нашем детском саду педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая;
  • технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж;
  • коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.

Задачи каждой из этих групп связаны с общими задачами здоровьесьерегающего образования в детском саду.

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в ДОУ отводится обучению дошкольников правильному дыханию.

В нашем учреждении специалистами и педагогами внедрены в систему физкультурно-оздоровительной работы методики, позволяющие обучать детей правильному носовому дыханию.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений, также обеспечивают интеграцию в развитии дошкольников. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т. к. ребёнок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Разработанные педагогами учреждения комплексы дыхательной гимнастики включаются во все виды деятельности детей в режиме дня.

Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Использование различного нетрадиционного оборудования позволяет прививать интерес к выполнению данных упражнений. Для достижения положительного результата упражнения включаются во все режимные моменты. Использование дорожек здоровья, массажных ковриков, собирательных тренажеров и многого другого повышают эффективность таких упражнений.

В связи с ростом гиподинамии среди детей актуальным стал вопрос включения в оздоровительную работу методики игрового стретчинга.

Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми, сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу.

Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что общение с музыкой детям также очень необходимо.

Музыкотерапия – одно из самых перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности, даёт возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребёнка, снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса.

В нашем детском саду мы слушаем музыку в течение всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушивается дозировано в зависимости времени суток, вида деятельности и настроения.

Утром включаем солнечную, мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон – спокойную мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы, шум моря, пение птиц.

Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.

Пробуждению помогает тихая нежная легкая радостная музыка: детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характер музыки) и пассивную (прослушивание успокаивающей мелодии или как фон музыкальный) деятельность.

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную боль, восстанавливает спокойное дыхание, способствует оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения. Например, уменьшить чувство тревоги и неуверенности помогают мажорные мелодии. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика. Снять нервное возбуждение гиперактивным детям помогает слушание спокойной тихой музыки. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Для уменьшения агрессивности и непослушания слушаем классическую музыку.

Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. А использование педагогами современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет успешно реализовывать ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 112 с.
  2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2016. – № 1 – С. 8-11.
  3. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное пособие для студ. учреждений высшего проф. образования / Н. В. Матяш. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 160 c.
  4. Свинцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. Спб., 2008. – 100 с.

Поделиться

2949

Шеховцова Т. С., Скокова О. В., Лихушина Т. Н., Воротынцева С. Г. Использование современных педагогических технологий в ДОУ – гарантия новых достижений дошкольника и залог успешной реализации ФГОС ДО // Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 96-100. URL: https://apni.ru/article/7432-ispolzovanie-sovremennikh-pedagogicheskikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января