Обновление системы образования, ориентированной на полноценное развитие личности каждого ребенка, постоянно повышает требования к образовательному процессу, к профессиональным умениям педагога. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства, и основными задачами педагогической деятельности становятся: воспитание личности, способной внедряться в социум, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, достигать результата и нести за него ответственность.
Для реализации поставленных задач необходимо применение в педагогической деятельности технологий, позволяющих выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы постепенно «уйти» от учебной модели образования в работе с детьми.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные образовательные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические (образовательные) технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
В связи с этим необходимо создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новых технологий. Термин «технология» – от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Воспитатель ДОУ должен заниматься развитием ребёнка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на соответствующих возрасту формах работы с детьми.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. А современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребёнка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного развития личности ребёнка.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Специфика технологии состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс гарантировал достижение поставленных целей.
На примере применения здоровьесберегающих технологий попробуем доказать эффективность её применения.
Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья.
В нашем ДОУ разработан комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни.
Федеральные государственные требования определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.
Под здоровьесберегающими технологиями понимается совокупность педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
В нашем детском саду педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая;
- технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж;
- коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.
Задачи каждой из этих групп связаны с общими задачами здоровьесьерегающего образования в детском саду.
Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в ДОУ отводится обучению дошкольников правильному дыханию.
В нашем учреждении специалистами и педагогами внедрены в систему физкультурно-оздоровительной работы методики, позволяющие обучать детей правильному носовому дыханию.
Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений, также обеспечивают интеграцию в развитии дошкольников. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т. к. ребёнок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Разработанные педагогами учреждения комплексы дыхательной гимнастики включаются во все виды деятельности детей в режиме дня.
Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Использование различного нетрадиционного оборудования позволяет прививать интерес к выполнению данных упражнений. Для достижения положительного результата упражнения включаются во все режимные моменты. Использование дорожек здоровья, массажных ковриков, собирательных тренажеров и многого другого повышают эффективность таких упражнений.
В связи с ростом гиподинамии среди детей актуальным стал вопрос включения в оздоровительную работу методики игрового стретчинга.
Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми, сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу.
Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что общение с музыкой детям также очень необходимо.
Музыкотерапия – одно из самых перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности, даёт возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребёнка, снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса.
В нашем детском саду мы слушаем музыку в течение всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушивается дозировано в зависимости времени суток, вида деятельности и настроения.
Утром включаем солнечную, мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.
Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон – спокойную мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы, шум моря, пение птиц.
Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.
Пробуждению помогает тихая нежная легкая радостная музыка: детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характер музыки) и пассивную (прослушивание успокаивающей мелодии или как фон музыкальный) деятельность.
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную боль, восстанавливает спокойное дыхание, способствует оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения. Например, уменьшить чувство тревоги и неуверенности помогают мажорные мелодии. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика. Снять нервное возбуждение гиперактивным детям помогает слушание спокойной тихой музыки. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Для уменьшения агрессивности и непослушания слушаем классическую музыку.
Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. А использование педагогами современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет успешно реализовывать ФГОС ДО.