Автор(-ы):
Ряднова Светлана Викторовна
Зубова Наталья Николаевна
Шестакова Анастасия Александровна
Ильченко Елена Александровна
14 ноября 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Cтатья представляет собой опыт работы детского сада по разработке и реализации новой формы работы – совместных интерактивных досугов в группе детей раннего возраста, обеспечивающих поддержку эмоционально-положительного состояния детей как условие успешной адаптации детей к детскому саду за счет включения родителей в досуговое мероприятие, а также раскрывает использование элементов развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала, способствующих развитию детей за счёт обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.
Текст статьи
Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поэтому разнообразная сенсорная среда, с которой ребенок активно действует, является важнейшей предпосылкой становления его внутреннего плана действия и умственного развития.
Реализация всех задач развития детей раннего возраста возможна при организации благоприятной адаптации детей к условиям детского сада. Особенностью образовательного процесса в период адаптации является постепенное переключение внимания детей с фигуры привязанности «дом» на «детский сад». Это проявляется в том, что семьи и ребенок частично отстраняются друг от друга; родители детей группы раннего возраста не приглашаются в группу, на детские праздники, не включаются в досуговые мероприятия в течение осеннего и зимнего периодов, а в некоторых учреждениях и в течение всего года. Опыт работы детского сада № 19 показал актуальность и эффективность организации регулярных интерактивных досугов с детьми и раннего включения родителей в образовательный процесс для успешной адаптации воспитанников, начиная с первых дней посещения. Важно, что из-за систематического активного участия членов семьи в праздниках, ребенок воспринимает родителей не «вне» сада, а «в» нём, понимает, что значимые взрослые находятся рядом в совместной деятельности, в моменты радости и игр, поэтому в детском саду спокойно и комфортно. Инновационность использования в работе музыкального руководителя совместных с родителями досуговых мероприятий выражается в их интерактивности, отсутствии концертной формы «зритель-выступающий» и подразумевает включение всех участников в его проведение: дети и родители являются исполнителями ролей, музыкантами; воспитатели – организаторами, персонажами, реквизиторами. Отсутствие концертной формы позволяет ребенку раскрепоститься, проявить индивидуальное творческое начало, а музыкальному руководителю – избежать заучивания материала на занятиях. Детский досуг – это особый вид деятельности детей, который либо осуществляется самими детьми, либо целенаправленно организуется взрослыми для отдыха, игры, общения, творчества и личностного развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. В процессе подготовки и проведения совместных мероприятий в виде интерактивных досугов развивающая среда музыкального зала была разделена на две части. Первая – это пространство активной сенсорики, направленное на обогащение тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обонятельных ощущений через манипуляции с разнообразными природными материалами, знакомыми детям и доступными для работы: сеном, шишками, ветками, камнями (галькой), листьями, каштанами, яблоками. Также в практических ситуациях музицирования производится освоение некоторых инструментов (шумовых, треугольника) и действий с ними, правил использования.
Вторая часть музыкального зала – это сцена (музыкально-игровая часть), включающая элементы театрализованного представления, музыкально-ритмические действия, игровую деятельность, коллективное музицирование участников праздника, направленные на развитие игрового опыта каждого ребенка и поддержку доброжелательных взаимоотношений между детьми. Подготовительный этап к организации совместных интерактивных досугов включал знакомство детей на занятиях с развивающей предметно-пространственной средой музыкального зала: рассматривание помещения зала (рояль, мебель, окна, балкон и др.); рассматривание, слушание и манипуляции с некоторыми музыкальными инструментами; знакомство с театральными персонажами сказки: рассматривание, тактильное взаимодействие с куклами, декорациями. Важной частью предварительной работы явилось проведение в течение сентября-октября двух ознакомительно-развлекательных мероприятий во второй половине дня, которые помогали детям и родителям адаптироваться к пространству музыкального зала, стимулировали взаимодействие родителей и детей, а также обеспечивали уход детей домой после мероприятия вместе с родителями, что повышало позитивную сторону общения, и, как следствие, снижение тревожности, сплочение детско-взрослого и родительско-педагогического коллектива. Взаимодействие музыкального руководителя с детьми раннего возраста заключалось в знакомстве воспитанников с сюжетом сказки; обучении элементам игры на музыкальных инструментах; разыгрывании отдельных образов персонажей, наполнение их действиями, звуками, жестами, мимикой, словами. В процессе реализации досуговых мероприятий применяются разнообразные формы музыкального развития детей раннего возраста, начиная с первых дней пребывания ребенка в детском саду (музыкально-хореографические формы, театрализация), а также использование действий и манипуляций с предметами с целью сенсомоторного развития воспитанников (осязание, зрение, обоняние, слух, вкус) как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами группы включало разъяснение важности проведения первого совместного интерактивного спектакля во второй половине дня в связи с настроем детей уйти домой вместе с родителями; совместную корректировку сценария и репетиции; подготовка (украшение, размещение реквизита) музыкального зала к досуговому мероприятию; сбор природного материала и изготовление части реквизита. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями состояло из разъяснительной работы о ходе и особенностях интерактивного спектакля (акцент на том, где они должны находиться, в какой момент), на важности включения в действия ребенка, оказания ему помощи и поддержки при необходимости; проведении репетиции сценического действия; сборе и подготовке природных материалов для использования в спектакле, частичное изготовление декораций к сказке. Реализация интерактивных досугов позволяет комплексно решать образовательные задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» – способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей, развивать игровой опыт, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности, поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы; развивать самостоятельность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение; в образовательной области «Познавательное развитие» – поддерживать интерес и активные действия детей с предметами; формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развивать разные виды детского восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное; формировать обследовательские действия в первоначальном виде; содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов-названий свойств предметов; в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – музыкальное развитие (активизировать освоение инструментов (их возможностей и правил использования), развивать зрительно-моторную координацию, музыкально-ритмические действия, музицирование, элементы театрализации; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.
Таким образом, совместные интерактивные досуги являются образовательным продуктом с применением игровых технологий; практикой, направленной на успешную адаптацию детей к детскому саду, обеспечивающей поддержку эмоционально-положительного состояния детей как условие развития детей раннего возраста за счет включения родителей во взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Список литературы
Поделиться
Ряднова С. В., Зубова Н. Н., Шестакова А. А., Ильченко Е. А. Современные интерактивные досуги как практики развития детей раннего возраста в ДОУ // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 82-85. URL: https://apni.ru/article/7434-sovremennie-interaktivnie-dosugi-kak-praktiki