Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поэтому разнообразная сенсорная среда, с которой ребенок активно действует, является важнейшей предпосылкой становления его внутреннего плана действия и умственного развития.
Реализация всех задач развития детей раннего возраста возможна при организации благоприятной адаптации детей к условиям детского сада. Особенностью образовательного процесса в период адаптации является постепенное переключение внимания детей с фигуры привязанности «дом» на «детский сад». Это проявляется в том, что семьи и ребенок частично отстраняются друг от друга; родители детей группы раннего возраста не приглашаются в группу, на детские праздники, не включаются в досуговые мероприятия в течение осеннего и зимнего периодов, а в некоторых учреждениях и в течение всего года. Опыт работы детского сада № 19 показал актуальность и эффективность организации регулярных интерактивных досугов с детьми и раннего включения родителей в образовательный процесс для успешной адаптации воспитанников, начиная с первых дней посещения. Важно, что из-за систематического активного участия членов семьи в праздниках, ребенок воспринимает родителей не «вне» сада, а «в» нём, понимает, что значимые взрослые находятся рядом в совместной деятельности, в моменты радости и игр, поэтому в детском саду спокойно и комфортно. Инновационность использования в работе музыкального руководителя совместных с родителями досуговых мероприятий выражается в их интерактивности, отсутствии концертной формы «зритель-выступающий» и подразумевает включение всех участников в его проведение: дети и родители являются исполнителями ролей, музыкантами; воспитатели – организаторами, персонажами, реквизиторами. Отсутствие концертной формы позволяет ребенку раскрепоститься, проявить индивидуальное творческое начало, а музыкальному руководителю – избежать заучивания материала на занятиях. Детский досуг – это особый вид деятельности детей, который либо осуществляется самими детьми, либо целенаправленно организуется взрослыми для отдыха, игры, общения, творчества и личностного развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. В процессе подготовки и проведения совместных мероприятий в виде интерактивных досугов развивающая среда музыкального зала была разделена на две части. Первая – это пространство активной сенсорики, направленное на обогащение тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обонятельных ощущений через манипуляции с разнообразными природными материалами, знакомыми детям и доступными для работы: сеном, шишками, ветками, камнями (галькой), листьями, каштанами, яблоками. Также в практических ситуациях музицирования производится освоение некоторых инструментов (шумовых, треугольника) и действий с ними, правил использования.
Вторая часть музыкального зала – это сцена (музыкально-игровая часть), включающая элементы театрализованного представления, музыкально-ритмические действия, игровую деятельность, коллективное музицирование участников праздника, направленные на развитие игрового опыта каждого ребенка и поддержку доброжелательных взаимоотношений между детьми. Подготовительный этап к организации совместных интерактивных досугов включал знакомство детей на занятиях с развивающей предметно-пространственной средой музыкального зала: рассматривание помещения зала (рояль, мебель, окна, балкон и др.); рассматривание, слушание и манипуляции с некоторыми музыкальными инструментами; знакомство с театральными персонажами сказки: рассматривание, тактильное взаимодействие с куклами, декорациями. Важной частью предварительной работы явилось проведение в течение сентября-октября двух ознакомительно-развлекательных мероприятий во второй половине дня, которые помогали детям и родителям адаптироваться к пространству музыкального зала, стимулировали взаимодействие родителей и детей, а также обеспечивали уход детей домой после мероприятия вместе с родителями, что повышало позитивную сторону общения, и, как следствие, снижение тревожности, сплочение детско-взрослого и родительско-педагогического коллектива. Взаимодействие музыкального руководителя с детьми раннего возраста заключалось в знакомстве воспитанников с сюжетом сказки; обучении элементам игры на музыкальных инструментах; разыгрывании отдельных образов персонажей, наполнение их действиями, звуками, жестами, мимикой, словами. В процессе реализации досуговых мероприятий применяются разнообразные формы музыкального развития детей раннего возраста, начиная с первых дней пребывания ребенка в детском саду (музыкально-хореографические формы, театрализация), а также использование действий и манипуляций с предметами с целью сенсомоторного развития воспитанников (осязание, зрение, обоняние, слух, вкус) как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами группы включало разъяснение важности проведения первого совместного интерактивного спектакля во второй половине дня в связи с настроем детей уйти домой вместе с родителями; совместную корректировку сценария и репетиции; подготовка (украшение, размещение реквизита) музыкального зала к досуговому мероприятию; сбор природного материала и изготовление части реквизита. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями состояло из разъяснительной работы о ходе и особенностях интерактивного спектакля (акцент на том, где они должны находиться, в какой момент), на важности включения в действия ребенка, оказания ему помощи и поддержки при необходимости; проведении репетиции сценического действия; сборе и подготовке природных материалов для использования в спектакле, частичное изготовление декораций к сказке. Реализация интерактивных досугов позволяет комплексно решать образовательные задачи в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» – способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей, развивать игровой опыт, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности, поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы; развивать самостоятельность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение; в образовательной области «Познавательное развитие» – поддерживать интерес и активные действия детей с предметами; формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развивать разные виды детского восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное; формировать обследовательские действия в первоначальном виде; содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов-названий свойств предметов; в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – музыкальное развитие (активизировать освоение инструментов (их возможностей и правил использования), развивать зрительно-моторную координацию, музыкально-ритмические действия, музицирование, элементы театрализации; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.
Таким образом, совместные интерактивные досуги являются образовательным продуктом с применением игровых технологий; практикой, направленной на успешную адаптацию детей к детскому саду, обеспечивающей поддержку эмоционально-положительного состояния детей как условие развития детей раннего возраста за счет включения родителей во взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.