Главная
Конференции
Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования
Волонтерство как фактор эффективной социализации детей дошкольного возраста: опы...

Волонтерство как фактор эффективной социализации детей дошкольного возраста: опыт и перспективы

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

волонтерство
дошкольный возраст
социализация
социальные навыки
добровольная помощь
общественная адаптация
социокультурная среда
духовно-нравственное воспитание
доброта
ответственность

Аннотация статьи

В статье обсуждается роль волонтерства в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста и их влияние на общественную адаптацию маленьких помощников. Автор исследует разнообразные формы волонтерства и их воздействие на формирование доброты, ответственности и чувства сострадания у дошкольников.

Текст статьи

В круговороте серых будней
Найди минутку для добра.
Пожертвуй старику, больному,
Ведь жизнь их очень непроста.
Ты не жалей себя, не думай,
Что не богат, не бизнесмен.
Пойми, что помогают люди
Порою бедные совсем.
Ты от души, от сердца делай.
Насыпь в кормушку птицам хлеб.
И знаешь, кто-то в книге судеб
Перечеркнет один твой грех.
А может быть, письмо захочешь
В детдом ребенку написать,
И знаешь, это будет лучше,
Чем просто взять
– не замечать.
Не нужно больше отговорок.
Признайся самому себе,
Что век на свете наш недолог.
Добрей быть нужно на Земле.
Проснешься утром и заметишь
Как жизнь прекрасна и мила,
В круговороте серых будней
Найди минутку для добра.
(А. Трифонова)

В современном мире волонтерство – это добровольный труд, осуществляемый людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей и решение проблем общества.

Что за волонтеры такие? В переводе с французского языка волонтер – это добровольный помощник, то есть человек, который делает добрые и важные дела без оплаты, не ради получения прибыли или карьерного роста. Основная награда волонтера – моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание, что поступил хорошо, помог кому-то.

Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно в новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.

Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

Чем занимаются волонтеры? Совершать добрые и нужные поступки можно по-разному. Так и волонтерство бывает разным:

  • Спортивное или событийное. Волонтеры помогают в организации спортивных мероприятий (например, Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу), а также важных праздников и событий.
  • Военно-патриотическое. Волонтеры сопровождают шествия «Бессмертного полка» 9 мая, благоустраивают Аллеи Славы, помогают ветеранам войны.
  • Культурное (культурно-просветительское). Работа волонтеров связана с сохранением памятников, обустройством туристических и краеведческих маршрутов.

Разновидность культурного волонтерства – арт-волонтерство, когда творческие люди делятся навыками и талантом с инвалидами, детьми, стариками например, организуют обучение или проводят концерты.

Знакомство с волонтерством мы начали с произведения «Цветик – семицветик». Именно последнее желание девочки Жени стало темой обсуждения бескорыстной помощи.

Сначала проводились беседы на тему «Кто такие волонтеры?». В процессе бесед ребята отвечали на такие вопросы: что значит «добрые пожелания?», «добрые слова?», «добрые поступки?», «добрые дела?», «добрые люди?», «кто может нуждаться в помощи?», «чему старшие дети могут научить малышей?».

Начали ребята с экологического проекта «Помоги птицам зимой». Изучали видеоматериалы, читали художественную литературу о жизни зимующих птиц, познакомились с разными способами изготовления кормушек. В холодный период ребята чистили кормушки на участке и раскладывали корм для зимующих птиц. Участвовали во Всероссийском уроке «Эколята – молодые защитники природы».

Привлекали и родителей. Акция «Помоги животным на улице» получила отклик в семьях наших воспитанников.

В рамках следующего проекта «Мы тоже были малышами» совершили экскурсии в младшие группы и подарили игрушки, книжки малышам. Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание, милосердие к окружающим.

Волонтерское движение дети приняли с большим интересом.

Считаем, что дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная цель движения.

Организация волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей. А самое главное, наши воспитанники станут более милосердными, умеющими сопереживать, сочувствовать и оказывать помощь ближнему.

Учить человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем наши выпускники, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми.

Поделиться

903

Рощина Т. Н., Харитонова М. И., Рыбалкина С. И. Волонтерство как фактор эффективной социализации детей дошкольного возраста: опыт и перспективы // Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 88-90. URL: https://apni.ru/article/7436-volonterstvo-kak-faktor-effektivnoj-sotsial

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января