Главная
АИ #9 (12)
Статьи журнала АИ #9 (12)
Оценка кредитоспособности предприятия-заёмщика как инструмент управления кредитн...

Оценка кредитоспособности предприятия-заёмщика как инструмент управления кредитным риском

Автор(-ы):

Харчу Анастасия Викторасовна

Секция

Экономика, финансы

Ключевые слова

кредитоспособность предприятия-заёмщика
понятие и методы оценки кредитоспособности

Аннотация статьи

В настоящее время кредитование приходится не только доходной операцией банка, но и в большинстве своего рискованной, требующей в обязательные соблюдения мер по снижению кредитного риска. Один из важного инструмента, способствующим снизить таковой кредитный риск, является, оценка кредитоспособности клиента. Особое значение в сложившихся условиях развития рыночных отношений принимает оценка кредитоспособности, представляющаяся в виде особого, отдельного блока комплексного экономического анализа и требующая серьёзного внимания со стороны кредитора. Немаловажно определение кредитоспособности и для самого предприятия-заёмщика. Оценка такого рода необходима для установления возможностей предприятия-заёмщика на кредитном рынке, разработки тактических и стратегических решений по оснащению финансовыми ресурсами будущего развития предприятия.

Текст статьи

С развитием рыночных отношений, возникновением предприятий различных форм собственности значительного внимания требует проблема правильного правового упорядочения финансово-кредитных отношений субъектов предпринимательской деятельности.

С развитием товарного производства кредит становится все более существенным аспектом хозяйствования, который способствует упрочнению финансово - хозяйственному функционированию предприятия, так как кредит является неотъемлемым условием производственных фондов и фондов обращения в условиях воспроизводства, даёт возможность беспрерывно реализовывать процесс обращения и как следствие влияет на производство и реализацию продукции.

Наиболее распространенными в мировой практике банков инструментом, направленным на снижение кредитного риска, является оценка кредитоспособности заёмщика. Потому изучение подходов и методов оценки кредитоспособности предприятия-заёмщика является достаточно острым вопросом [2].

Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике считалась и до сих пор считается одним из основополагающих инструментов оценки при установлении разумности кредитных отношений. Внутренние качества, поле деятельности, величина инвестирования капитала недвижимое имущество, умение зарабатывать средства для погашения ссуды и иных обязательств, всё это связывается с возможностью возвращения долга [3].

Кредитоспособность предприятия-заёмщика складывается в результате его деятельности и представляет, как следует управлять источниками финансирования, как целесообразно сочетать использование собственных и заёмных средств, разумно строит взаимоотношения с партнерами, кредиторами, бюджетом. Именно поэтому кредитоспособность предприятия-заёмщика связывают с его конкурентоспособностью и его дальнейшим потенциалом.

Анализ кредитоспособности проводится как банками, так и предприятиями-заёмщиками, пытающиеся их получить. Проведение анализа банками разнообразных факторов, способствующих непогашению кредитов, или гарантирующих их своевременный возврат и является основанием анализа кредитоспособности предприятия-заёмщика.

В связи с зависимостью кредитоспособности предприятия-заёмщика от большинства факторов рыночных отношений необходимо осуществлять расчёт и оценку каждого из них. Большая часть исследуемых показателей кредитоспособности основывается на проведение исследования финансового состояния на основе финансовых отчётов за несколько предшествующих отчётных период.

Российские банки на основе зарубежного опыта банков стремятся разрабатывать собственные модели оценки кредитоспособности предприятия-заёмщика, пытаясь рассчитать все нюансы современного развития предпринимательской среды.

В экономической литературе приводится множество трактовок этого определения.

Рассмотрим различные подходы к определению кредитоспособности заёмщика со стороны как отечественных, так и зарубежных авторов (таблица).

Таблица

Автор определения

Подходы авторов к определению понятия «кредитоспособность»

Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С., Баканова М.И., Негашев Е.В.

Под кредитоспособность предприятия-заёмщика понимается финансовое положение, при котором предприятие получая кредит и может своевременно и полном объёме рассчитываться по всем обязательствам.

В основе понятия кредитоспособности лежит анализ финансовой отчётности. В связи, с чем понятие кредитоспособности заёмщика рассматривается как финансовая характеристика. Таким образом, они сравнивают понятие кредитоспособности предприятия-заёмщика с понятием платёжеспособность.

Ачкасов А.И.

Под кредитоспособность предприятия-заёмщика следует понимать возможность вовремя осуществлять все свои платежи при обеспечении обычного процесса производства за счёт присутствия собственных средств и в определённой форме мобилизовать в сжатые сроки объём денежных средств для выполнения своих обязательств.

Кирсюк Г.М., Ляховский В.С.

Вся сущность кредитоспособности представляется собой фактически сформировавшееся финансово-хозяйственный и правовой статус предприятия-заёмщика, в следствие чего банки принимают решения о целесообразности отношений.

Э. Рид

Под кредитоспособностью понимается система показателей, включающая такие инструменты как: ликвидность, оборачиваемость, привлечение средств, прибыльность.

В целом концепция показателей даёт предсказать исполнение платежей, ликвидность, а также определять состояние фирмы в общей сложности (недостатком является отсутствие характеристики долгосрочной платежеспособности)

Дж. Шим,

Дж. Сигел,

Б. Нидлз,

Г. Андерсон,

Д. Колдвел

Определение кредитоспособности – заёмщика включает расчёт следующих показателей: коэффициенты, характеризующие ликвидность, прибыльность, долгосрочную платежеспособность, основанные на рыночных критериях (достоинством системы является наличие коэффициента долгосрочной платежеспособности, так как он позволяет рассчитать надежность платежей, а недостатком считается сложность расчётов некоторых коэффициентов)

Чангли Д.Ф., Типенко Н.Г.

Кредитоспособность предприятия-заёмщика определяется как финансовое состояние предприятия с помощью одного показателя как рейтинг в баллах, то есть установление класса кредитоспособности по сокращённому кругу характеристик (недостатком является анализ данных прошлых периодов)

Эволюция понятия кредитоспособность происходит под влиянием той экономической среды, в которой работают субъекты, вступающие в кредитные отношения.

В настоящее время понятие кредитоспособность предприятия-заёмщика следует рассматривать с новой стороны, отличающейся от традиционного толкования. Новым аспектом оценки кредитоспособности будет представление её в качестве инструмента управления кредитным риском.

Так как кредитный риск является значимым в определении роли в объёме и доходности активных операций банка, мы считаем, что кредитный риск – это вероятность потери финансового актива вследствие невыполнения предприятием-заёмщиком своих обязательств.

По нашему мнению, нельзя вести речь только об одном каком-то точном определении кредитоспособности предприятия-заёмщика, так как оно должно содержать в себе разнообразные аспекты, в достаточном объёме влияющие на финансовую устойчивость предприятия-заёмщика.

Подводя итог, по нашему мнению, под кредитоспособностью предприятия-заёмщика необходимо представлять такое финансово-экономическое положение, которое гарантирует уверенность в высокоэффективном использовании заёмного капитала, способности и готовности предприятия-заёмщика в срок и в достаточном объёме погашать свои обязательства.

Целью оценки кредитоспособности является предупреждение или максимальное уменьшение кредитного риска, связанного с кредитованием клиента банка.

Поэтому, мы можем проследить взаимосвязь между кредитоспособностью и кредитным риском. Осуществлять кредитные операции с наименьшим кредитным риском можно лишь при высокой кредитоспособности предприятия-заёмщика.

Кредитоспособность даёт возможность оценить, насколько благополучно все эти процессы идут на предприятии. Характеристики кредитоспособности отображают наличие, размещение и использование денежных ресурсов фирмы. В конечном результате, кредитоспособность в значительной степени устанавливает конкурентоспособность предприятия-заёмщика, его потенциал в совместной деятельности, рассматривает, в каком объёме представлены финансовые интересы предприятия-заёмщика и партнёров по экономическим отношениям.

Чем более конкурентоспособный, широкий и стабильный рынок, тем более значимое роль приобретает понятие кредитоспособность предприятия – заёмщика. Потому многообразие определения кредитоспособности предприятия экономистами существенно различалось и будет различаться.

Определение оценки кредитоспособности является экономическим инструментом, позволяющим предотвратить или снизить кредитный риск банка при принятии решения о выдаче кредита.

Список литературы

  1. Кисеева С.И., Юхтанова Ю.А. Сборник: Формирование рынка аудиторских услуг в инновационной экономике: методология, практика, подготовка кадров Всероссийская научно-практическая конференция / Л.Ф. Шилова. – 2012 – С.181-184.
  2. Кузнецова А.И., Валяева В.Е. Вопросы студенческой науки 12-2 (40). – 2019 – С.429-435.
  3. Петрова М.А. Подходы к определению понятия «Кредитоспособность предприятия». Цель и задачи анализа кредитоспособности. Международный научный журнал «Символ науки» №10-1/2016 / Экономика и бизнес – 2016.
  4. Ризванова И.А., Куценко Д.В. Теоретические основы минимизации кредитных рисков / Экономика и бизнес – 2018.
  5. Уркаева Э.Ш. Экономические науки. Сущность и значение оценки кредитоспособности заемщика // Научные известия 1 (2). – 2016.
  6. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика. – 2015. - 144 с.

Поделиться

4923

Харчу А. В. Оценка кредитоспособности предприятия-заёмщика как инструмент управления кредитным риском // Актуальные исследования. 2020. №9 (12). Ч.II.С. 93-96. URL: https://apni.ru/article/744-otsenka-kreditosposobnosti-predpriyatiya-zayom

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля