Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современной психологии возрастает интерес к изучению влияния особенностей эмоционального интеллекта на межличностные отношения. Одним из наиболее актуальных ракурсов исследования является изучение развития эмоционального интеллекта ребенка под влиянием значимых взрослых. Родители играют ключевую роль в формировании личности ребенка и его эмоционального интеллекта. Они передают свои эмоции, опыт и знания своим детям, которые в свою очередь учатся понимать и управлять своими чувствами. Поэтому исследования эмоционального интеллекта родителей может помочь определить, как лучше всего способствовать развитию эмоционального интеллекта у детей.
Эмоциональный интеллект как феномен уже на протяжении нескольких десятилетий вызывает большой интерес в среде психологов. Понятие эмоционального интеллекта появилось относительно недавно. Оно было введено в психологию лишь несколько десятилетий назад Д. Майером и П. Саловеем. Эмоциональный интеллект предполагает набор навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями в целях решения практических задач, с которыми он сталкивается в социуме.
Низкий эмоциональный интеллект у родителей может определять и стили семейного воспитания. Родители с низким эмоциональным интеллектом могут иметь затруднения в понимании и управлении своими эмоциями, что может затруднить установление границ и правил в воспитании. Это может привести к несбалансированным или непоследовательным подходам к воспитанию, конфликтам и напряжённым отношениям между родителями и детьми.
Все вышесказанное указывает на то, что проблема изучения влияния эмоционального интеллекта родителей на стили семейного воспитания является актуальной. Так как они в свою очередь, оказывают влияние на эмоциональную атмосферу семьи и эмоциональную культуру ребенка.
Для исследования эмоционального интеллекта и стиля семейного воспитания матерей было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 146» и МБДОУ «Детский сад № 94» г. Барнаула.
Цель исследования: изучить эмоциональный интеллект и стили семейного воспитания у матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект как психологический феномен.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект и стили семейного воспитания у матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования содержит следующие допущения: эмоциональный интеллект у матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста связан с показателями стиля воспитания.
Задачи исследования.
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
- Изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и показателей стиля семейного воспитания у матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать программу тренинга для развития эмоционального интеллекта и оптимизации стиля семейного воспитания у матерей детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- модель эмоционального интеллекта Д. В. Люсина;
- культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского;
- теория системного подхода к пониманию феномена родительства Р. В. Овчаровой.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы: тестирование;
- методы обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования.
- Опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина «ЭмИн».
- Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 119 матерей. Возраст от 32 до 42 лет (М=35,78 лет, SD=2,95). Из числа респондентов: матерей воспитывающих одного ребенка – 53 человека; воспитывающих двоих детей – 66; воспитывающих мальчиков – 50, воспитывающих девочек – 69.
В 2004 г. российский психолог Д. В. Люсин предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект автор определяет, как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Эмоциональный интеллект, по мнению Д. В. Люсина, это психологическое образование, формирующееся в течение жизни человека под влиянием ряда факторов, определяющих его уровень и конкретные индивидуальные особенности [3].
По мнению Р. В. Овчаровой, родительство - «социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни и, конечно, самого ребенка». Стиль семейного воспитания является одним из компонентов родительства по Р. В. Овчаровой [4].
Стиль семейного воспитания – это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком [1].
В отечественной психологии исследованием стилей семейного воспитания занимались А. Е. Личко, К. Леонгард, В. В. Юстицкий, Э. Г. Эйдемиллер [6].
Э. Г. Эйдемиллер совместно с В. В. Юстициким [6] выделяют гармоничный и негармоничный стили воспитания. Мы в своем исследовании учитываем 6 показателей негармоничного стиля семейного воспитания: гипопротекция: недостаток опеки и контроля над поведением ребенка; доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов; потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи» потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание; эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним; жесткое обращение складывается из большого количества требований, предъявляемых к ребенку, числа запретов на действия и жестких санкций за невыполнение требований; Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка. Различия между данными стилями выражаются в эмоциональной включенности родителей в жизнь ребенка, степени контроля и заботы, понимании родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей.
Основное влияние на всестороннее формирование личности ребенка оказывает семья, и многое зависит от правильного родительского поведения. В семье ребенок приобретает свой первый опыт социальных и эмоциональных контактов, осваивает базовые знания, способы поведения, нормативные и ценностные представления. Такого рода опыт, приобретенный в первые годы жизни, действительно имеет чрезвычайное значение для последующего развития личности, он как бы закладывает фундамент для этого развития.
Для выявления уровня развития эмоционального интеллекта и стиля семейного воспитания матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методики:
- Опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина «ЭмИн» [2].
- Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис [6].
Результаты исследования эмоционального интеллекта женщин, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке 1.
Результаты исследования эмоционального интеллекта женщин, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Эмоциональный интеллект женщин воспитывающих детей старшего дошкольного возраста
Анализ рисунка 1 показывает, что у большинства женщин преобладает очень низкий уровень эмоционального интеллекта. Это значит, что большинство матерей не осознают свои эмоции, не идентифицируют эмоции других людей. У них слабый контроль экспрессии, они не могут направить свои эмоциональные проявления на решения практических задач в воспитании.
У испытуемых более выражен внутриличностный эмоциональный интеллект. Это означает, что они больше способны понимать, распознавать и идентифицировать свои эмоции, чем эмоции других людей. Матерям сложно контролировать вербальное проявление своих эмоций. Не всегда они понимают какую именно эмоцию и по какому поводу они испытывают. А также имеют возможность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции, держать под контролем негативные эмоции. Результаты по шкале понимание эмоций значительно ниже, чем результаты по шкале управление эмоциями. Это может означать, что людям не настолько важно понимать какие эмоции он испытывает, гораздо важнее не проявлять свои эмоции особенно в присутствии других людей. Такая особенность может быть обусловлена тем, что в нашем социуме не принято в общественных местах открыто проявлять свои эмоции.
Результаты по межличностному эмоциональному интеллекту равномерно распределились между очень низким и низким значением. Матерям сложно понимать эмоциональное состояние других людей, в том числе и собственных детей по внешним проявлениям эмоций (мимики, жестам, звучанию голоса). Они не особенно чувственны к эмоциональным состояниям других людей, не способны по вербальным признакам определить какую конкретно эмоцию испытывает их ребенок, и тем более контролировать их. Матери не умеют вызвать у детей необходимую им эмоцию, снижать интенсивность негативной эмоции, не способны манипулировать своими детьми.
Анализируя полученные данные, мы можем предположить, что матерям с низким уровнем эмоционального интеллекта сложно организовать эмоционально благополучные взаимоотношения с детьми, создать поддерживающую, эмоционально стабильную обстановку при взаимоотношениях со своими детьми им будет крайне сложно.
Результаты обследования матерей, позволяющих определить характер стилей воспитания по методике «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса (АСВ) представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Показатели стилей семейного воспитания у матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста
Из рисунка 2 видно, что у многих матерей сложно определить стиль семейного воспитания. Тем не менее многим из них присуща потворствующая гиперпротекция. Они уделяют ребенку много времени, сил и внимания, его воспитание центральное дело их жизни, они максимально удовлетворяют все его потребности и желания. Чаще матери желают дать ребенку то, чего у них не было. Они не используют запреты, ребенку все можно. Даже если какие-то запреты имеются, ребенок легко их нарушает так, как знает, что ему за это ничего не будет. Большинство матерей не использует наказание, либо применяют их крайне редко. Больше уповают на поощрения, не сомневаются в их результативности. В то же время к детям они предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возможностям.
В результате исследования определилось расширение сферы родительских чувств. Чаще это случается при потере одного из родителей. В такой ситуации мать отказывается от повторного брака. У нее появляется страх перед самостоятельностью ребенка, стремление удерживать его любой ценой. Эти матери в будущем могут мешать создавать детям собственные семьи.
Матерям с воспитательной неуверенностью, наоборот приходиться отдавать ведущую роль ребенку. Дети находят слабое место матерей, умело манипулируют ими. Матерям остается только идти на поводу у ребенка, уступать даже в тех вопросах, в которых, по её мнению, уступать никак нельзя. Остальные характеристики семейного воспитания выражены не так ярко.
Для проверки гипотезы нами был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Корреляционные связи между эмоциональным интеллектом матерей и характеристикой стилей семейного воспитания представлены в таблице.
Таблица
Корреляционные связи между эмоциональным интеллектом матерей и характеристиками стилей семейного воспитания
|
Показатели эмоционального интеллекта | |||||||||
Понимание чужих эмоций |
Управление чужими эмоциями |
Понимание своих эмоций |
Управление своими эмоциями |
Контроль экспрессии |
Межличностный эмоциональный интеллект |
Внутриличностный эмоциональный интеллект |
Понимание эмоций |
Управление эмоциями |
Общий уровень интеллекта | |
Г+ |
-0,089 |
0,218* |
0,351*** |
0,212* |
0,198* |
0,085 |
0,228* |
0,146 |
0,206* |
0,181* |
Г- |
-0,097 |
-0,024 |
0,094 |
0,093 |
-0,134 |
-0,055 |
-0,105 |
-0,082 |
-0,045 |
-0,096 |
У+ |
0,318*** |
0,408*** |
0,107 |
0,126 |
0,546*** |
0,373** |
0,331*** |
0,217* |
0,521*** |
0,384*** |
У- |
0,168 |
0,079 |
-0,031 |
0,029 |
0,109 |
0,116 |
-0,043 |
0,019 |
0,066 |
-0,039 |
Т+ |
0,010 |
-0,071 |
0,094 |
0,083 |
-0,118 |
-0,096 |
-0,045 |
0,002 |
-0,116 |
-0,082 |
Т- |
-0,057 |
0,083 |
-0,201* |
0,169 |
0,060 |
0,049 |
-0,097 |
-0,163 |
0,140 |
-0,035 |
З+ |
0,157 |
0,092 |
0,177 |
-0,016 |
0,154 |
0,171 |
0,115 |
0,180* |
0,104 |
0,174 |
З- |
0,112 |
-0,168 |
-0,142 |
0,092 |
0,075 |
-0,073 |
0,071 |
-0,035 |
0,059 |
-0,061 |
С+ |
-0,008 |
-0,011 |
-0,155 |
-0,031 |
-0,101 |
-0,080 |
-0,218* |
-0,215* |
-0,096 |
-0,217* |
С- |
0,101 |
-0,185* |
0,009 |
0,120 |
-0,047 |
-0,079 |
0,051 |
0,039 |
-0,022 |
-0,015 |
Н |
0,304*** |
0,365*** |
0,022 |
0,331** |
0,454*** |
0,356** |
0,264** |
0,102 |
0,540*** |
0,290** |
РРЧ |
0,187* |
0,236** |
-0,076 |
-0,190* |
0,288*** |
0,176 |
0,023 |
0,034 |
0,142 |
0,158 |
ПДК |
0,069 |
0,354*** |
0,278** |
0,064 |
0,438*** |
0,197* |
0,253** |
0,140 |
0,377*** |
0,289**, |
ВН |
0,427*** |
0,496*** |
0,166 |
0,065 |
0,433*** |
0,515*** |
0,300*** |
0,331** |
0,468*** |
0,490*** |
ФУ |
0,303*** |
0,231* |
-0,175 |
0,010 |
0,123 |
0,227* |
-0,132 |
-0,115 |
0,136 |
-0,021 |
НРЧ |
-0,148 |
0,185* |
-0,041 |
0,004 |
-0,081 |
0,064 |
-0,162 |
-0,135 |
0,016 |
-0,010 |
ПНК |
-0,043 |
0,031 |
-0,079 |
0,143 |
-0,026 |
-0,087 |
-0,092 |
-0,178 |
0,033 |
-0,128 |
ВК |
0,179 |
0,129 |
0,020 |
0,139 |
0,122 |
0,015 |
0,059 |
-0,015 |
0,137 |
0,003 |
ПМК |
-,338*** |
0,055 |
0,096 |
-0,026 |
-0,046 |
-0,120 |
0,000 |
-0,075 |
-0,010 |
0,053 |
ПЖК |
0,052 |
0,163 |
0,289*** |
-0,112 |
0,185* |
0,156 |
0,218* |
0,223* |
0,178 |
0,293** |
Примечание. * – уровень значимости р≤0,05;** – уровень значимости р≤0,01; *** – уровень значимости р≤0,001.
Г+ – Гиперпротекция; Н- – Неустойчивость стиля воспитания; Г- – Гипопротекция; ФУ – Фобия утраты ребенка; У+ – Потвортствование; НРЧ – Неразвитость родительских чувств; У- – Игнорирование потребностей ребенка; ПДК – Предпочтение в подростке детских качеств; Т+ – Чрезмерность требований – обязанностей; РРЧ – Расширение сферы родительских чувств; Т- – Недостаточность требований – обязанностей; ВН –Воспитательная неуверенность родителя; З+ – Чрезмерность требований – запретов; ПНК – проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; З- – Недостаточность требований – запретов; ВК – Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; С+ – Чрезмерность санкций; ПМК – Предпочтение мужских качеств; С- – Минимальность санкций; ПЖК – предпочтение женских качеств
Из таблицы мы видим, что эмоциональный интеллект и характеристики стилей воспитания в семье имеют взаимосвязи.
Матери, которые способны понимать чужие эмоции, склонны к реализации таких характеристик семейного воспитания как: потворствование, неустойчивость стиля воспитания, воспитательная неуверенность, фобия утраты. Они уделяют много внимания воспитанию своих детей, проводят с ними много времени, хорошо знают, как направить эмоциональные проявления детей в положительное русло.
Матери с высоким уровнем понимания эмоций и умением управлять ими, используют в воспитании потворствование. Они стремятся к полному удовлетворению потребностей ребенка, исполняют все его желания. Чаще всего оправдывая это слабостью ребенка, его несамостоятельностью, или наоборот исключительностью. Такие матери эмоционально восприимчивы, они хорошо понимают свое эмоциональное состояние, хорошо помнят свои детские обиды, эмоции, которые они испытывали при этом, не хотят, чтобы дети испытывали негативные эмоции, поэтому стараются удовлетворить потребности детей, часто критично не оценивая их необходимость.
Воспитательная неуверенность связана с межличностным эмоциональным интеллектом. Межличностный эмоциональный интеллект матерей включает способность к пониманию эмоций детей и управлению ими. Матери не понимают какие эмоции испытывает их ребенок, не могут помочь ему переживать негативные эмоции, перенаправить ребенка на переживание положительных эмоций. Отсюда появляется воспитательная неуверенность у матери.
Эмоциональный интеллект матерей связан с проявлением у них предпочтения детских качеств. Матери игнорируют взросление детей, стимулируют у них проявление качеств ниже возрастных возможностей ребенка. Предпочитают проявлению у них наивности, детской непосредственности, эмоциональности.
Из всего выше сказанного мы приходим к выводу, что эмоциональный интеллект матерей связан с такими характеристиками семейного воспитания: неустойчивость стиля семейного воспитания, предпочтение детских качеств у подростка, воспитательная неуверенность.
Проведенное исследование имеет практическое значение для научного обоснования инновационных методов работы в системе семейного консультирования. В результате исследования была разработана программа тренингов по развитию эмоционального интеллекта и оптимизацию стиля семейного воспитания у матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.