Главная
Конференции
Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации
Исследование феномена организационно-правового механизма реализации Национальной...

Исследование феномена организационно-правового механизма реализации Национальной программы «Цифровая экономика»

Автор(-ы):

Тимошина Людмила Михайловна

Калашников Илья Сергеевич

15 ноября 2023

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

цифровая экономика
цифровизация
трансформация
организационно-правовой механизм

Аннотация статьи

Реализация национальной программы «Цифровая экономика» потребовала формирования регуляторной среды, обеспечивающей правовой режим для её функционирования. На первом этапе в дорожной карте по реализации программы цифровой экономики предусмотрено совершенствование нормативного правового регулирования с разработкой и законодательным закреплением соответствующего понятийного аппарата. Второй этап предусматривает нормативное регулирование возникающих в процессе реализации цифровой экономики правоотношений. На третьем этапе происходит создание механизма комплексного регулирования отношений в области цифровой экономики.

Текст статьи

Основным нормативным документом, регулирующим реализацию Национальной программы «Цифровая экономика» (далее, Программа) является Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Несмотря на законодательное регулирование процесса реализации Национальной программы, практическое её воплощение в части нормативного регулирования сталкивается с рядом нормотворческих проблем, что направляет ученых в области юриспруденции на выработку юридического понимания и нормативного закрепления механизма реализации Программы на отдельных её этапах.

Терениченко А.А. [2] указывает на проблему адаптации нормативной правовой базы к трансформирующимся экономическим отношениям в связи с изменившимися: субъектностью, инфраструктурой, вопросами цифровой безопасности, обеспеченности новыми кадрами и иными, отличными от классической экономики проблемами.

Писарева О.М. [3], уделяя внимание на проблемы целеполагания в условиях трансформации экономики и управления обратила внимание на негативные результаты административно-бюрократического, слабо увязанного с вопросами учета произошедших фундаментальных изменений экономического и правового базиса всей системы общественных отношений, плохо отражающего изменившуюся природу объектов управления и их взаимосвязей.

Южаков В.Н. и Ефремов А.А. [4] и уделили особое внимание одному из аспектов цифровизации экономики – подготовке кадров и указали на правовые барьеры в области стратегического планирования и фрагментарность законодательной среды в регионах Российской Федерации в контексте использования прорывных цифровых технологий.

Соловяненко Н.И. [5] указывает еще на одну, существенную в реализации Программы проблему – правовые пробелы в цифровой промышленной кооперации между субъектами – государством, частным производством, научным сообществом и иными в части рассогласованности механизмов взаимодействия отдельных субъектов между собой.

Трибушный И. Ю., Трибушная М. И., Трибушная В. Х. [6] проведя глубинное исследование ключевых аспектов нормативного регулирования цифровой экономики, указали на сдерживающий фактор фактическое отсутствие нормативно-правовой базы регулирования, подчеркнув, что отдельные несистематизированные нормативные акты не позволяют говорить о системном характере регулирования.

В рамках становления и развития цифрового права в межгосударственной кооперации в рамках реализации Программы Курманалиев Е.Ж. [7] уделяет внимание симбиозу цифрового права различных государств с выявлением проблем кодификации системы нормативно-правовых актов. Указанная проблема возникла в связи с реализацией программы цифровой экономики Республики Казахстан и интеграцией её экономики с экономикой России.

Наряду с Казахской республикой, в государствах ЕАЭС происходит формирование новых национальных, межрегиональных и глобальных институтов координации и регулирования и возникает потребность в институционально-организационной инфраструктуре с её нормативным регулированием, что нашло отражение в исследованиях Дятлова С.А. и Трунина В.И. [7]. Наряду с указанными авторами, научную проблему внедрения цифровых технологий в экономику государств – членов ЕАЭС затрагивают Андреев В.К. и Андреева Л.В. [8], указывающих на необходимость гармонизации правового регулирования происходящей цифровой трансформацией в рамках ЕАЭС и отмечающих отсутствие единого понимания сущности основных понятий и процессов цифровой экономики. Авторы предлагают разработку и реализацию интегрированной информационной системы ЕАЭС, обеспечивающую информационную поддержку реализации национальных программ цифровой экономики.

Реализация Программы невозможна без модернизации кадровой политики, что нашло отражение в исследованиях Серовой А.В. [9], указавшей на отдельные аспекты взаимодействия кадров и государственной политики в сфере цифровизации труда и организационно-правовых основ его организации. Автор подчеркивает значимость воздействия цифровых технологий на качество трудовой жизни производителей и на существенное усложнение их трудовых функций и образовательных потребностей со стороны и работника и работодателя.

Воздействие цифровых технологий на трудовые функции нашло отражение, так же, в исследованиях М.А. Аверьянова, О.В. Барановой, Е.Ю. Кочетовой и Р.Л. Сивакова [10], указывающих на замещение физических объектов цифровыми активами и появления потребности в изучении указанного явления с точки зрения правовых изменений. Авторы предлагают разработать принципы и стандарты проектирования новых процессов нормативного регулирования с учетом использования как существующих, так и перспективных цифровых технологий.

Реализация цифровой экономики невозможна без организации электронного документооборота, особенно в сфере правосудия, как структуры защиты прав субъектов экономических отношений. Эти вопросы нашли отражение в исследованиях Валеева Д.Х. и Нуриева А.Г. [11]. Указывая на проблему механизма правового регулирования информации, авторы указывают доступность информации и возникающих в связи с этим вопросах формирования среды доверия и реализации государством конституционной задачи защиты прав и свобод личности.

Сходную с вышеобозначенной, проблему цифровой доверенной среды исследовала Яковлева Е.А. [12] указывающая на необходимость правовой организации информационных правоотношений в деятельности по установлению правил и характеристик для использования цифровой продукции и обеспечения ее безопасности.

Особое значение в организации нормативно-правового регулирования цифровой экономики исследование его рисков, что отражено в исследованиях Макарейко Н.В. [13]. В своих трудах ученый отмечает возрастающие угрозы и риски в связи с децентрализацией нормативного регулирования, трансформации социальных структур, дестабилизации системы социальной защиты, отсутствия механизмов идентификации рисков и иные.

В вопросах безопасности интересны исследования Лычкань Л.П. [14], указывающего на необходимость учета вопросов национальной и социальной безопасности в связи с безопасностью и защиты государства в связи с рисками использования в экономике цифровых технологий.

Вопросы безопасности в нормативно-правовом регулировании Программы нашли отражение в трудах Бойковой М.В. и Губарева Д.В. [15], исследовавших вопросы таможенного администрирования. Цифровизация таможенного администрирования явилась инновацией в системе государственного управления, включающего экономический, таможенный, правоохранительный и иные блоки. Наряду с указанными авторами, вопросы нормативно-правового регулирования электронной таможни и таможенного администрирования исследовали Бех А.П. и Афонин П.Н. [16]. Ученые указали на необходимость устранения нормативного пробела в части законодательного определения понятия «электронная таможня».

Реализация Программы в части нормативного регулирования сталкивается с проблемами защиты прав и свобод граждан при обработке персональных данных, что явилось темой исследования Казакевич Е.И. и Губина Е.П. [17]. В своих исследования авторы правовым основам обработки персональных данных и отношению экономической асимметрии между оператором и субъектом персональных данных. Так же, авторы затронули вопросы, связанные с проблемами юридической защиты цифровых платформ и предложили пути разрешения этих проблем.

Реализация программы цифровой экономики сталкивается с вопросами не только в рамках государственной безопасности, но, и интеллектуальной собственности. Указанные вопросы представлены в статье Шугурова М.В. [18], отметившего, что экономика, основанная на масштабном распространении цифровых технологий, является инновационной и нуждается в защите её цифровой собственности и интеллектуальных прав, при этом, последнее в нормативно-правовой сфере развивается опосредовано и не представляет системное явление. Вопросы развития права интеллектуальной собственности обосновываются повышением значения институциональной среды для обеспечения защиты составляют научно-технологической базы государства.

Успешная реализация Программы на территории Российской Федерации невозможна без учета региональных особенностей, что явилось темой исследования Головченко В.И. [19]. В своих исследованиях ученый указывает на необходимость гармонизации нормативно-правового регулирования части учёта экономической специализации регионов, территориального размещения высокоточных и наукоёмких производств, использования преимуществ отечественной экономики.

Савельев Я.Е. [20], рассматривал трансформацию имущественных отношений, указывая, что цифровые технологии открывают принципиально новые возможности для каждого человека, для общества и государства. Автор исследовал угрозы конституционным правам и свободам граждан и предложил механизмы их разрешения.

Таким образом, несмотря на законодательное закрепление организационно-правового механизма реализации Национальной программы «Цифровая экономика», ряд вопросов остаются дискуссионными и нуждаются в дальнейшей правовой проработке.

Список литературы

  1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
  2. Терениченко А. А. Социально-экономические, правовые условия и пути реализации проекта цифровой экономики в Российской Федерации // Образование и право. 2018. №6.
  3. Писарева О. М. Ценностный подход и основания стратегического целеполагания в условиях цифровой трансформации экономики и управления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2020. Т. 11. № 4. С. 338-357.
  4. Южаков Владимир Николаевич, Ефремов Алексей Александрович Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2018. №6 (108).
  5. Соловяненко Н. И. Правовые механизмы цифровой промышленной кооперации // Colloquium-journal. 2019. №19 (43).
  6. Трибушный И. Ю., Трибушная М. И., Трибушная В. Х. Ключевые аспекты Российской цифровой экономики и её нормативного регулирования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №8 (34).
  7. Дятлов С. А., Трунин В. И. Формирование институционально-правовых основ цифровой трансформации стран ЕАЭС // Известия СПбГЭУ. 2021. №3 (129).
  8. Андреев В. К., Андреева Л. В. Внедрение цифровых технологий в экономику государств – членов ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. №2 (15).
  9. Серова А. В. Трудоправовое исследование взаимодействия кадровой и государственной политики в цифровую эпоху // Ежегодник трудового права. 2023. №13.
  10. Аверьянов М. А., Баранова О. В., Кочетова Е. Ю., Сиваков Р. Л. Цифровая трансформация процессов нормативного регулирования: тенденции, подходы и решения // International Journal of Open Information Technologies. 2018. №11.
  11. Валеев Д. Х., Нуриев А. Г. Электронный документооборот в сфере правосудия в условиях цифровой экономики // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. №45.
  12. Яковлева Е. А. Правовые проблемы цифровой доверенной среды // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2023. №1.
  13. Макарейко Н. В. Риски правового регулирования цифровой экономики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. №1 (45).
  14. Лычкань Л. П. Социальная справедливость и национальная безопасность государства в условиях цифровых отношений // Вестник НИБ. 2020. №39.
  15. Бойкова Майя Владимировна, Губарев Дмитрий Владимирович К вопросу о цифровой трансформации таможенного администрирования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова, филиала Российской таможенной академии. 2021. №2 (78).
  16. Бех А. П., Афонин П. Н. Нормативно-правовое обеспечение технологии электронной таможни // БИТ. 2022. №1 (21).
  17. Казакевич Е. И., Губин Е. П. Защита прав и свобод человека при обработке персональных данных в период цифровой трансформации // Уральский журнал правовых исследований. 2022. №4 (21).
  18. Шугуров М. В. Направления развития права и системы интеллектуальной собственности в национальных повестках цифровизации экономики государств-членов ЕАЭС // НПЖ «Диалог». 2019. №1 (13).
  19. Головченко В. И. Региональный аспект решения проблем цифровой экономики в современной России // Базис. 2019. №1 (5).
  20. Савельев Я. Е. Конституционные основы цифровой экономики // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. №2.

Поделиться

72

Тимошина Л. М., Калашников И. С. Исследование феномена организационно-правового механизма реализации Национальной программы «Цифровая экономика» // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 62-66. URL: https://apni.ru/article/7444-issledovanie-fenomena-organizatsionno-prav

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня