Автор(-ы):
Тимошина Людмила Михайловна
Калашников Илья Сергеевич
15 ноября 2023
Секция
Экономические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Реализация национальной программы «Цифровая экономика» потребовала формирования регуляторной среды, обеспечивающей правовой режим для её функционирования. На первом этапе в дорожной карте по реализации программы цифровой экономики предусмотрено совершенствование нормативного правового регулирования с разработкой и законодательным закреплением соответствующего понятийного аппарата. Второй этап предусматривает нормативное регулирование возникающих в процессе реализации цифровой экономики правоотношений. На третьем этапе происходит создание механизма комплексного регулирования отношений в области цифровой экономики.
Текст статьи
Основным нормативным документом, регулирующим реализацию Национальной программы «Цифровая экономика» (далее, Программа) является Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Несмотря на законодательное регулирование процесса реализации Национальной программы, практическое её воплощение в части нормативного регулирования сталкивается с рядом нормотворческих проблем, что направляет ученых в области юриспруденции на выработку юридического понимания и нормативного закрепления механизма реализации Программы на отдельных её этапах.
Терениченко А.А. [2] указывает на проблему адаптации нормативной правовой базы к трансформирующимся экономическим отношениям в связи с изменившимися: субъектностью, инфраструктурой, вопросами цифровой безопасности, обеспеченности новыми кадрами и иными, отличными от классической экономики проблемами.
Писарева О.М. [3], уделяя внимание на проблемы целеполагания в условиях трансформации экономики и управления обратила внимание на негативные результаты административно-бюрократического, слабо увязанного с вопросами учета произошедших фундаментальных изменений экономического и правового базиса всей системы общественных отношений, плохо отражающего изменившуюся природу объектов управления и их взаимосвязей.
Южаков В.Н. и Ефремов А.А. [4] и уделили особое внимание одному из аспектов цифровизации экономики – подготовке кадров и указали на правовые барьеры в области стратегического планирования и фрагментарность законодательной среды в регионах Российской Федерации в контексте использования прорывных цифровых технологий.
Соловяненко Н.И. [5] указывает еще на одну, существенную в реализации Программы проблему – правовые пробелы в цифровой промышленной кооперации между субъектами – государством, частным производством, научным сообществом и иными в части рассогласованности механизмов взаимодействия отдельных субъектов между собой.
Трибушный И. Ю., Трибушная М. И., Трибушная В. Х. [6] проведя глубинное исследование ключевых аспектов нормативного регулирования цифровой экономики, указали на сдерживающий фактор фактическое отсутствие нормативно-правовой базы регулирования, подчеркнув, что отдельные несистематизированные нормативные акты не позволяют говорить о системном характере регулирования.
В рамках становления и развития цифрового права в межгосударственной кооперации в рамках реализации Программы Курманалиев Е.Ж. [7] уделяет внимание симбиозу цифрового права различных государств с выявлением проблем кодификации системы нормативно-правовых актов. Указанная проблема возникла в связи с реализацией программы цифровой экономики Республики Казахстан и интеграцией её экономики с экономикой России.
Наряду с Казахской республикой, в государствах ЕАЭС происходит формирование новых национальных, межрегиональных и глобальных институтов координации и регулирования и возникает потребность в институционально-организационной инфраструктуре с её нормативным регулированием, что нашло отражение в исследованиях Дятлова С.А. и Трунина В.И. [7]. Наряду с указанными авторами, научную проблему внедрения цифровых технологий в экономику государств – членов ЕАЭС затрагивают Андреев В.К. и Андреева Л.В. [8], указывающих на необходимость гармонизации правового регулирования происходящей цифровой трансформацией в рамках ЕАЭС и отмечающих отсутствие единого понимания сущности основных понятий и процессов цифровой экономики. Авторы предлагают разработку и реализацию интегрированной информационной системы ЕАЭС, обеспечивающую информационную поддержку реализации национальных программ цифровой экономики.
Реализация Программы невозможна без модернизации кадровой политики, что нашло отражение в исследованиях Серовой А.В. [9], указавшей на отдельные аспекты взаимодействия кадров и государственной политики в сфере цифровизации труда и организационно-правовых основ его организации. Автор подчеркивает значимость воздействия цифровых технологий на качество трудовой жизни производителей и на существенное усложнение их трудовых функций и образовательных потребностей со стороны и работника и работодателя.
Воздействие цифровых технологий на трудовые функции нашло отражение, так же, в исследованиях М.А. Аверьянова, О.В. Барановой, Е.Ю. Кочетовой и Р.Л. Сивакова [10], указывающих на замещение физических объектов цифровыми активами и появления потребности в изучении указанного явления с точки зрения правовых изменений. Авторы предлагают разработать принципы и стандарты проектирования новых процессов нормативного регулирования с учетом использования как существующих, так и перспективных цифровых технологий.
Реализация цифровой экономики невозможна без организации электронного документооборота, особенно в сфере правосудия, как структуры защиты прав субъектов экономических отношений. Эти вопросы нашли отражение в исследованиях Валеева Д.Х. и Нуриева А.Г. [11]. Указывая на проблему механизма правового регулирования информации, авторы указывают доступность информации и возникающих в связи с этим вопросах формирования среды доверия и реализации государством конституционной задачи защиты прав и свобод личности.
Сходную с вышеобозначенной, проблему цифровой доверенной среды исследовала Яковлева Е.А. [12] указывающая на необходимость правовой организации информационных правоотношений в деятельности по установлению правил и характеристик для использования цифровой продукции и обеспечения ее безопасности.
Особое значение в организации нормативно-правового регулирования цифровой экономики исследование его рисков, что отражено в исследованиях Макарейко Н.В. [13]. В своих трудах ученый отмечает возрастающие угрозы и риски в связи с децентрализацией нормативного регулирования, трансформации социальных структур, дестабилизации системы социальной защиты, отсутствия механизмов идентификации рисков и иные.
В вопросах безопасности интересны исследования Лычкань Л.П. [14], указывающего на необходимость учета вопросов национальной и социальной безопасности в связи с безопасностью и защиты государства в связи с рисками использования в экономике цифровых технологий.
Вопросы безопасности в нормативно-правовом регулировании Программы нашли отражение в трудах Бойковой М.В. и Губарева Д.В. [15], исследовавших вопросы таможенного администрирования. Цифровизация таможенного администрирования явилась инновацией в системе государственного управления, включающего экономический, таможенный, правоохранительный и иные блоки. Наряду с указанными авторами, вопросы нормативно-правового регулирования электронной таможни и таможенного администрирования исследовали Бех А.П. и Афонин П.Н. [16]. Ученые указали на необходимость устранения нормативного пробела в части законодательного определения понятия «электронная таможня».
Реализация Программы в части нормативного регулирования сталкивается с проблемами защиты прав и свобод граждан при обработке персональных данных, что явилось темой исследования Казакевич Е.И. и Губина Е.П. [17]. В своих исследования авторы правовым основам обработки персональных данных и отношению экономической асимметрии между оператором и субъектом персональных данных. Так же, авторы затронули вопросы, связанные с проблемами юридической защиты цифровых платформ и предложили пути разрешения этих проблем.
Реализация программы цифровой экономики сталкивается с вопросами не только в рамках государственной безопасности, но, и интеллектуальной собственности. Указанные вопросы представлены в статье Шугурова М.В. [18], отметившего, что экономика, основанная на масштабном распространении цифровых технологий, является инновационной и нуждается в защите её цифровой собственности и интеллектуальных прав, при этом, последнее в нормативно-правовой сфере развивается опосредовано и не представляет системное явление. Вопросы развития права интеллектуальной собственности обосновываются повышением значения институциональной среды для обеспечения защиты составляют научно-технологической базы государства.
Успешная реализация Программы на территории Российской Федерации невозможна без учета региональных особенностей, что явилось темой исследования Головченко В.И. [19]. В своих исследованиях ученый указывает на необходимость гармонизации нормативно-правового регулирования части учёта экономической специализации регионов, территориального размещения высокоточных и наукоёмких производств, использования преимуществ отечественной экономики.
Савельев Я.Е. [20], рассматривал трансформацию имущественных отношений, указывая, что цифровые технологии открывают принципиально новые возможности для каждого человека, для общества и государства. Автор исследовал угрозы конституционным правам и свободам граждан и предложил механизмы их разрешения.
Таким образом, несмотря на законодательное закрепление организационно-правового механизма реализации Национальной программы «Цифровая экономика», ряд вопросов остаются дискуссионными и нуждаются в дальнейшей правовой проработке.
Список литературы
Поделиться
Тимошина Л. М., Калашников И. С. Исследование феномена организационно-правового механизма реализации Национальной программы «Цифровая экономика» // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 62-66. URL: https://apni.ru/article/7444-issledovanie-fenomena-organizatsionno-prav