Основным нормативным документом, регулирующим реализацию Национальной программы «Цифровая экономика» (далее, Программа) является Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Несмотря на законодательное регулирование процесса реализации Национальной программы, практическое её воплощение в части нормативного регулирования сталкивается с рядом нормотворческих проблем, что направляет ученых в области юриспруденции на выработку юридического понимания и нормативного закрепления механизма реализации Программы на отдельных её этапах.
Терениченко А.А. [2] указывает на проблему адаптации нормативной правовой базы к трансформирующимся экономическим отношениям в связи с изменившимися: субъектностью, инфраструктурой, вопросами цифровой безопасности, обеспеченности новыми кадрами и иными, отличными от классической экономики проблемами.
Писарева О.М. [3], уделяя внимание на проблемы целеполагания в условиях трансформации экономики и управления обратила внимание на негативные результаты административно-бюрократического, слабо увязанного с вопросами учета произошедших фундаментальных изменений экономического и правового базиса всей системы общественных отношений, плохо отражающего изменившуюся природу объектов управления и их взаимосвязей.
Южаков В.Н. и Ефремов А.А. [4] и уделили особое внимание одному из аспектов цифровизации экономики – подготовке кадров и указали на правовые барьеры в области стратегического планирования и фрагментарность законодательной среды в регионах Российской Федерации в контексте использования прорывных цифровых технологий.
Соловяненко Н.И. [5] указывает еще на одну, существенную в реализации Программы проблему – правовые пробелы в цифровой промышленной кооперации между субъектами – государством, частным производством, научным сообществом и иными в части рассогласованности механизмов взаимодействия отдельных субъектов между собой.
Трибушный И. Ю., Трибушная М. И., Трибушная В. Х. [6] проведя глубинное исследование ключевых аспектов нормативного регулирования цифровой экономики, указали на сдерживающий фактор фактическое отсутствие нормативно-правовой базы регулирования, подчеркнув, что отдельные несистематизированные нормативные акты не позволяют говорить о системном характере регулирования.
В рамках становления и развития цифрового права в межгосударственной кооперации в рамках реализации Программы Курманалиев Е.Ж. [7] уделяет внимание симбиозу цифрового права различных государств с выявлением проблем кодификации системы нормативно-правовых актов. Указанная проблема возникла в связи с реализацией программы цифровой экономики Республики Казахстан и интеграцией её экономики с экономикой России.
Наряду с Казахской республикой, в государствах ЕАЭС происходит формирование новых национальных, межрегиональных и глобальных институтов координации и регулирования и возникает потребность в институционально-организационной инфраструктуре с её нормативным регулированием, что нашло отражение в исследованиях Дятлова С.А. и Трунина В.И. [7]. Наряду с указанными авторами, научную проблему внедрения цифровых технологий в экономику государств – членов ЕАЭС затрагивают Андреев В.К. и Андреева Л.В. [8], указывающих на необходимость гармонизации правового регулирования происходящей цифровой трансформацией в рамках ЕАЭС и отмечающих отсутствие единого понимания сущности основных понятий и процессов цифровой экономики. Авторы предлагают разработку и реализацию интегрированной информационной системы ЕАЭС, обеспечивающую информационную поддержку реализации национальных программ цифровой экономики.
Реализация Программы невозможна без модернизации кадровой политики, что нашло отражение в исследованиях Серовой А.В. [9], указавшей на отдельные аспекты взаимодействия кадров и государственной политики в сфере цифровизации труда и организационно-правовых основ его организации. Автор подчеркивает значимость воздействия цифровых технологий на качество трудовой жизни производителей и на существенное усложнение их трудовых функций и образовательных потребностей со стороны и работника и работодателя.
Воздействие цифровых технологий на трудовые функции нашло отражение, так же, в исследованиях М.А. Аверьянова, О.В. Барановой, Е.Ю. Кочетовой и Р.Л. Сивакова [10], указывающих на замещение физических объектов цифровыми активами и появления потребности в изучении указанного явления с точки зрения правовых изменений. Авторы предлагают разработать принципы и стандарты проектирования новых процессов нормативного регулирования с учетом использования как существующих, так и перспективных цифровых технологий.
Реализация цифровой экономики невозможна без организации электронного документооборота, особенно в сфере правосудия, как структуры защиты прав субъектов экономических отношений. Эти вопросы нашли отражение в исследованиях Валеева Д.Х. и Нуриева А.Г. [11]. Указывая на проблему механизма правового регулирования информации, авторы указывают доступность информации и возникающих в связи с этим вопросах формирования среды доверия и реализации государством конституционной задачи защиты прав и свобод личности.
Сходную с вышеобозначенной, проблему цифровой доверенной среды исследовала Яковлева Е.А. [12] указывающая на необходимость правовой организации информационных правоотношений в деятельности по установлению правил и характеристик для использования цифровой продукции и обеспечения ее безопасности.
Особое значение в организации нормативно-правового регулирования цифровой экономики исследование его рисков, что отражено в исследованиях Макарейко Н.В. [13]. В своих трудах ученый отмечает возрастающие угрозы и риски в связи с децентрализацией нормативного регулирования, трансформации социальных структур, дестабилизации системы социальной защиты, отсутствия механизмов идентификации рисков и иные.
В вопросах безопасности интересны исследования Лычкань Л.П. [14], указывающего на необходимость учета вопросов национальной и социальной безопасности в связи с безопасностью и защиты государства в связи с рисками использования в экономике цифровых технологий.
Вопросы безопасности в нормативно-правовом регулировании Программы нашли отражение в трудах Бойковой М.В. и Губарева Д.В. [15], исследовавших вопросы таможенного администрирования. Цифровизация таможенного администрирования явилась инновацией в системе государственного управления, включающего экономический, таможенный, правоохранительный и иные блоки. Наряду с указанными авторами, вопросы нормативно-правового регулирования электронной таможни и таможенного администрирования исследовали Бех А.П. и Афонин П.Н. [16]. Ученые указали на необходимость устранения нормативного пробела в части законодательного определения понятия «электронная таможня».
Реализация Программы в части нормативного регулирования сталкивается с проблемами защиты прав и свобод граждан при обработке персональных данных, что явилось темой исследования Казакевич Е.И. и Губина Е.П. [17]. В своих исследования авторы правовым основам обработки персональных данных и отношению экономической асимметрии между оператором и субъектом персональных данных. Так же, авторы затронули вопросы, связанные с проблемами юридической защиты цифровых платформ и предложили пути разрешения этих проблем.
Реализация программы цифровой экономики сталкивается с вопросами не только в рамках государственной безопасности, но, и интеллектуальной собственности. Указанные вопросы представлены в статье Шугурова М.В. [18], отметившего, что экономика, основанная на масштабном распространении цифровых технологий, является инновационной и нуждается в защите её цифровой собственности и интеллектуальных прав, при этом, последнее в нормативно-правовой сфере развивается опосредовано и не представляет системное явление. Вопросы развития права интеллектуальной собственности обосновываются повышением значения институциональной среды для обеспечения защиты составляют научно-технологической базы государства.
Успешная реализация Программы на территории Российской Федерации невозможна без учета региональных особенностей, что явилось темой исследования Головченко В.И. [19]. В своих исследованиях ученый указывает на необходимость гармонизации нормативно-правового регулирования части учёта экономической специализации регионов, территориального размещения высокоточных и наукоёмких производств, использования преимуществ отечественной экономики.
Савельев Я.Е. [20], рассматривал трансформацию имущественных отношений, указывая, что цифровые технологии открывают принципиально новые возможности для каждого человека, для общества и государства. Автор исследовал угрозы конституционным правам и свободам граждан и предложил механизмы их разрешения.
Таким образом, несмотря на законодательное закрепление организационно-правового механизма реализации Национальной программы «Цифровая экономика», ряд вопросов остаются дискуссионными и нуждаются в дальнейшей правовой проработке.