Для современной России проблема формирования общероссийской гражданской идентичности, как известно, является одной из самых актуальных. При этом она становится вдвойне актуальной на освобожденных в ходе СВО территориях [1]. Формирование правосознания граждан и обеспечение реализации их конституционных прав, несомненно, требуют внимания. Исходя из этого, предлагаю к рассмотрению поступательные движения в религиозном направлении в «новых» регионах.
Несмотря на событие, произошедшее в мае 2022 года, объявившие об автономии УПЦ от Московского патриарха, ряд епархий УПЦ выразили свое несогласие и воспользовались правом самостоятельно выбирать свою церковную юрисдикцию. Таким образом, в Ровеньковской и Свердловской епархии УПЦ, которые находится на территории ЛНР, а также представители Симферопольской и Крымской, Феодосийской, Донецкой, Херсонской, Горловской и Славянской епархий и иных выступили с обращениями к РПЦ о переходе под ее управление.
Но не все лица на местах с данными решениями были согласны. Например, в Бердянской епархии архиерей покинул свою каноническую территорию. Тогда вопрос решился обращением мирян к Патриарху Кириллу, после чего был назначен епископ Лука, который сегодня является викарием Святейшего Патриарха и управляет Бердянской епархией.
Почти сразу, после принятия ФКЗ о вступлении в состав Луганской и Донецкой народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей, 9 ноября 2022 года Президент России В. Путин подписал Указ №809 «об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Помимо основополагающих ценностей русского народа, таких как «патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд и др...» [2] в статье 6 представляется и перечень тех религий, которые являются неотъемлемой частью исторического и духовного наследия России. На основании этого и других документов и осознания необходимости интегрировать воссоединенные территории в механизм работы страны, в том числе и в вопросах обеспечения конституционного принципа свободы совести, было предпринято немало действий.
22 декабря того же года посредством видеоконференции Общественной палаты РФ и Общественной палаты ЛНР прошел круглый стол на тему «Вопросов развития правоприменительной практики в сфере свободы совести: региональный аспект» [3]. Было выявлено, что после воссоединения «новых» регионов, очень серьезно встали вопросы межрелигиозного диалога, а также имплементации религиозных объединений «новых» территорий в Российское правовое пространство.
Помимо коммуникаций между Москвой и регионами, было организовано немало фронтов обеспечения религиозных прав граждан присоединенных территорий, например, ремонтные и восстановительные работы церковных сооружений. В ходе военных действий немало религиозных построек было разрушено, но «усилиями государства, благодаря государственной поддержке и поддержке частных жертвователей уже восстановлено целиком и полностью более 15 храмов» высказался председатель Финансово-хозяйственного управления Московского патриархата архимандрит Никандр Пилишин. На данный момент представлен список на восстановление порядка 164 храмов, пострадавших во время военных действий. Также главой РПЦ при поддержке Федерального агентства по делам национальностей планируется постройка духовно-просветительских центров, призванных к решению задач духовно-нравственного развития нового поколения в воссоединившихся регионах.
Несмотря на предпринимаемые действия, новостные сводки и судебная практика пополняются случаями экстремистских действий на «новых» территориях радикалами. Так, летом 2023 года была пресечена антироссийская деятельность прихода ПЦУ в Пологовском районе Запорожской области. А в прошлом месяце суд ДНР санкционировал деятельность двух раскольников ПЦУ, осуществляющих религиозную деятельность, носящую экстремистский характер, квалифицировавших их по статье 5.26 КоАП РФ с назначением штрафа и выдворением за пределы РФ.
24 августа 2023 года в ходе заседания [4] под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла члены Священного Синода заслушали сообщение об учреждении Патриаршей гуманитарной миссии на территории ЛДНР, а также в Запорожской и Херсонской областях. По итогам заседания Священного Синода РПЦ на территориях «новых» регионов было принято решение о создании постоянно действующей патриаршей гуманитарной миссии, которой будут вверены координация и организация гуманитарной помощи, заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.
Религиозный вопрос на Украине обострился с принятием в первом чтении законопроекта №8371 «О запрете религиозных организаций, связанных с Россией» 19.10.2023. Хотя законопроект предусматривает не прямой запрет церкви, а разрешение запретить осуществление религиозной деятельности через судопроизводство, но международное сообщество обеспокоено правомерностью его принятия. Как было заявлено Всемирным советом церквей, данный запрет представляется как разъединяющее и контрпродуктивное мероприятие, нарушающее международные нормы свободы вероисповедания, а также Основной закон Украины и Конвенцию по правам человека.
Доклад [5] управления верховного комиссара ОНН о дискриминации УПЦ МП был выложен на официальном сайте Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, и свидетельствует об обеспокоенности применением такого рода «мер безопасности» СБУ в отношении УПЦ.
Взяв во внимание все вышесказанное, виднеется четкая картина организации работы в рамках обеспечение принципа свободы совести в «новых» регионах России, создается межконфессиональные диалоги, представители ведущих религий берут на себя решения вопросов по обеспечению религиозных действий и обрядов. Формируется необходимая правовая база и государство, в оперативном режиме, старается провести профилактические работы по предупреждению неправомерных действий в области нарушения религиозных прав. Приводятся максимальные усилия разными заинтересованными в интеграции «новых» регионов сторонам, для быстрого и эффективного развития «новых» регионов, а также сохранения единого культурно-духовного наследия.