Автор(-ы):
Петрова Светлана Владимировна
Бредихина Татьяна Павловна
Юрьева Виктория Константиновна
15 ноября 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Одна из важнейших задач знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого, литературно образованного человека.
Известно, что педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему ознакомления детей дошкольного возраста с художественными произведениями. К этой проблеме не ослабевает интерес и отечественных психологов и педагогов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е.И. Флерина, М.М. Котина, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина, Е.И. Тихеева и др. В исследованиях подчеркивается, что литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Художественная литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы, владения языковыми и изобразительно-языковыми средствами, служит развитию художественного восприятия литературного произведения.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой, с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С.Я. Маршака и многих других.
В дошкольном возрасте усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего, активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями. Для решения задач всестороннего воспитания детей среднего дошкольного возраста средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художественных произведений. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Незаметно художественная литература формирует взгляды, чувства, характер ребенка, пробуждает любовь к прекрасному, призывает к добру и свету, воспевает красоту родной земли, погружает в стихию родной речи. Постепенно дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, литературе и жанрам. Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию; в рассказах дети познают лаконичность точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. Художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Дети дошкольного возраста, воспринимая произведение, уже могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы и сказки.
Современные психолого-педагогические исследования предлагают множество концепций восприятия художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста. В научной и педагогической литературе известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны овладеть родители:
Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, воспитатели и родители должны владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала...».
Важное условие успешной педагогической работы – сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя или родителя, который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.
Таким образом, художественная литература способствует целенаправленному развитию личности ребенка, она открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений; обогащает эмоции, воспитывает воображение.
Список литературы
Поделиться
Петрова С. В., Бредихина Т. П., Юрьева В. К. Роль художественной литературы на современном этапе обучения и воспитания детей дошкольного возраста // Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 82-85. URL: https://apni.ru/article/7447-rol-khudozhestvennoj-literaturi-na-sovremenno